Уральских инвесторов загонят в RAB на 3 года

Систему долгосрочного регулирования тарифов в Свердловской области распространят на транспорт и газовые сети

В Свердловской области впервые за последние 10 лет обновили порядок согласования и утверждения инвестпрограмм, которые реализуются за счет регулируемых тарифов. Как уверяет региональный министр энергетики и ЖКХ Николай Смирнов, новые правила позволят значительно снизить административные барьеры для инвесторов, что косвенно должно повлиять на объем поступающих внебюджетных средств. Кроме того, метод долгосрочного RAB-регулирования, согласно новому порядку, будет распространен с тепло- и электросетей на водоснабжение, водоотведение и транспорт. Между тем эксперты по-прежнему скептически относятся к такому принципу планирования в российских реалиях, ссылаясь на уже имеющийся опыт в электросетях. По мнению аналитиков, должный эффект от RAB-регулирования невозможен, пока существует индексация тарифов. К тому же, уверяют специалисты, сама система не рассчитана на привлечение капиталов, а ее применение в таком ключе выглядит искусственно. Сами инвесторы тоже с опаской относятся к долгосрочному регулированию, указывая на правила игры, которые регулярно меняет государство.

Сегодня, 29 июля, в Свердловской области был принят порядок утверждения и согласования инвестпрограмм, реализуемых за счет регулируемых тарифов. Постановление направлено на привлечение допинвестиций в ЖКХ и регламентирует порядок согласования, утверждения и корректировки всех инвестпрограмм за счет регулируемых тарифов – электроснабжение, теплоснабжение, ГВС, ХВС, водоотведение и транспорт. Как уточнил министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов, порядок вносится взамен действующего, который был утвержден в 2004 году, полное обновление которого обусловлено изменениями в федеральном законодательстве.

«Привлечение внебюджетных инвестиций в ЖКХ, энергетику позволит проводить модернизацию ускоренными темпами и повысить качество предоставляемых услуг. По нашим оценкам, ежегодные инвестиции в рамках реализуемых программ превысят 5,5 млрд рублей. На первом этапе, возможно, будет происходить незначительное увеличение тарифов в переделах утвержденных индексов, но за счет модернизации мы получим снижение себестоимости услуг, благодаря чему тариф будет снижен», – пояснил министр.

При этом, уточнил Николай Смирнов, небольшие компании в сфере тепло- и водоснабжения суммарно за год инвестируют значительно больше крупных игроков – порядка 3,5-4 млрд рублей. Кроме того, около 500 млн привлекается на строительство газопроводов.

«Данный порядок не увеличит количество инвестиций, а упорядочит согласование инвестпроектов, за счет чего будут устранены административные барьеры. В нем обусловлена синхронизация проверок инвестпрограмм, в том числе согласование с органами МСУ», – добавил глава ведомства.

Одним из основных нововведений является распространение долгосрочного тарифного регулирования на инвестпроекты в сфере транспорта и водоотведения. При этом предполагаются как краткосрочные однолетние программы, так и долгосрочное тарифное регулирование на 3 года в зависимости от проекта и инвестора.

«В большинстве своем мы переходим на долгосрочное планирование, и инвестпрограммы будут иметь минимум 3 года. Пока на долгосрочных тарифах работает «МРСК Урала» и СТК. К примеру, в 2013 году инвестиции в электросетевое хозяйство составили более 4 млрд рублей. Теплосети – 450 млн рублей, газовые сети – 500 млн рублей. На 2014 год уже приняты и реализуются инвестпрограммы на 4,5 млрд рублей в электросетевой отрасли. Впервые в документ были добавлены сферы водоснабжения и водоотведения, а также транспорт», – резюмировал Николай Смирнов.

Уточним, что система долгосрочного тарифообразования, озвученного министром, по сути, является RAB-регулированием, при котором регулятор формирует тариф компаний таким образом, чтобы они имели возможность постепенно возвращать инвестированные средства и проценты на привлеченный капитал. При этом заемные средства возвращаются через тарифы не за один год (как практикуется сегодня), а в течение 20 и более лет.

Между тем эксперты склонны считать, что в России RAB-регулирование на данном этапе носит весьма условный характер, и говорить о должном эффекте такой схемы рано. По мнению аналитика ФК «Открытие» Сергея Бейдена, в данном случае нарушена сама последовательность системы.

«Пока RAB-регулирование в газовой и транспортной отраслях масштабно не применялось. Однако исходя из опыта электро- и теплосетевой сферы, система работает очень условно, в отличие от остального мира. Итак, тариф регулируется Минэкономразвития, есть плановый инфляционный рост, и затем все это подгоняется под RAB, а должно быть наоборот. То есть инвестор должен планировать затраты и предоставлять регулятору справедливый, по его мнению, тариф под затраты. А когда происходит индексация тарифов, все инвестки начинают трещать по швам. В идеале тариф должен расти первое время, а потом падать за счет обновления сетевых фондов», – считает Сергей Бейден.

С большим скепсисом в адрес эффективности RAB-регулирования в российских реалиях высказался также управляющий директор «Федерального центра проектного финансирования» Сергей Сиваев. По его словам, тарифное регулирование уже привело к проблемам RAB в электроэнергетике и вряд ли способно принести значительную пользу в других отраслях.

«Вообще изначально RAB был придуман не для привлечения инвестиций, а для того, чтобы заинтересовать частного собственника владеть этим имуществом. Инвестиции имели второстепенную роль. Применить же RAB к модернизации инфраструктуры само по себе искусственно. Распространение такого метода регулирования на другие отрасли после его показателей в электроэнергетике объясняется только недостаточной квалификацией ответственных специалистов. Его применение эффективно, когда все объекты изначально находятся в частных руках, а государство как собственник не должно рассматривать коммунальные предприятия, как источник бюджетных доходов. Его задача обеспечить эффективную работу таких предприятий», – полагает Сергей Сиваев.

Министр ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов

Сами инвесторы указывают, что RAB-регулирование не оправдало себя из-за неопределенных правил игры. Источник «Правды УРФО», близкий к одной из сетевых компаний, пояснил, что государство склонно менять условия, из-за чего основной принцип системы – долгосрочность – сошел на нет.

«При заходе в долгосрочный период регулирования были определены одни экономические параметры и методика расчета, а затем по воле государства прошла перезагрузка. То есть эти параметры были пересмотрены. По инициативе правительства изменились нормы доходности, коэффициенты эффективности. И никто не застрахован от того, что такая перезагрузка не произойдет снова, вплоть до продления периода регулирования. Компании сложно адекватно планировать свою экономику, когда невозможно спрогнозировать поведение регулятора. Пока правила игры не устоятся, инвесторы будут бояться», – выразил опасения собеседник издания.

«Правда УРФО» следит за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни