- Правда УрФО - https://pravdaurfo.ru -

УГМК компенсирует падение меди редкими металлами

К празднованию 15-летия гендиректор УГМК Андрей Козицын откровенно рассказал о положении компании, влиянии санкций, колебании цен на медь и отношениях с региональными властями. В целом медники не ощутили жесткого давления ограничений ввоза продукции со стороны США и ЕС в текущем году, но колебания цен на рынке учли. Производство медных катодов в УГМК в 2014-2015 годах сохранится на уровне 380-385 тысяч тонн, из которых порядка 200 тысяч тонн будет продано на экспорт. Несколько скорректировала планы промышленников отмена с августа 2014 года 10% пошлины на катодную медь, которую длительное время лоббировал «Норильский никель».

«По максимуму будем заниматься реализацией катодов. Это более короткие деньги. По катанке объемы будут уменьшены на следующий год. Зависит не только от нас, а и от того, сколько катодов уйдет на экспорт от РМК и «Норильского никеля». Вопрос сложный, есть контрактные обязательства. В моем понимании, реализация катанки внутри страны не менее эффективна, чем продажа катодов на экспорт – не  надо заниматься возвратом НДС. Мы сформируем 2015 год по катанке. Рынок в целом по стране – 320-350 тысяч тонн. Сколько из них останется под катанку, пока непонятно. Пока мы снизили объемы производства катанки с 24-25 до 15-17 тысяч тонн в месяц. Рынок пока непонятный. Кто-то приходит, кто-то уходит. Непонятно и что будет источником для этой катанки», – описал ситуацию Андрей Козицын.

Конкуренцию на российском рынке медной катанки осложняют недостаточно четко прописанные условия отбора победителей не конкурсах, при которых за основной критерий отбора принимается цена предложения, отводя качество на второй план. Созданная система позволяет производителям катанки из лома с успехом конкурировать с УГМК. В отличие от УГМК, получающей продукт из собственной катодной меди, конкуренты используют в качестве сырья лом первой группы, который обходится на 500-1000 долларов дешевле за тонну.

«А в себестоимости кабеля медь – это 80-90%. Конкурс, цена, кто смотрит на качество? Если рассмотреть качество продукции, неизвестно, когда сгорит этот кабель. Все стараются уложиться в себестоимость», – констатировал гендиректор УГМК.

Негативно подобная ценовая политика сказывается и на импортозамещении, что также влияет на сбыт продукции предприятиями холдинга.

«Много говорят про локализацию. Есть много предприятий, например, по автопрому, зашли мировые бренды. Сколько они берут у нас продукцию завода ОЦМ? Практически не берут ничего. Мягко говоря, идет обман участвующих сторон. Локализации как таковой не происходит. «Шадринский автоагрегатный завод»: мы прошли все тендеры с итальянцами, чтобы попасть на конвейер, но не попали, потому что не прошли по цене. Если он делает практически весь автомобиль, цена радиатора может быть вообще ноль. Зачем мы 3 года этим занимались? Никто никого никуда не пустит», – заключил Андрей Козицын.

Несмотря на жесткую конкуренцию и колебания цен на мировых рынках, предприятия УГМК продолжают стабильно работать. Компания сохраняет планы модернизации и создания новых производств. Так, в следующем году будет завершена модернизация «Челябинского цинкового завода», мощности которого должны достичь 200 тысяч тонн продукции в год. В силе остаются планы реконструкции заводов ОЦМ. «Сохраняет в силе УГМК и планы по строительству обогатительных фабрик в ОАО «УК «Кузбассразрезуголь». Ранее компании заявляла о строительстве до 2018 года 4 фабрик и инвестициях в 12 миллиардов рублей.

«Кардинально поменялся рынок угля. Все говорили, что уголь достиг своего минимума. Но оказалось, что это не минимум. Цена сейчас – 62,5 доллара за тонну угля, из которых 45 долларов стоит ее перевезти. На оставшейся цифре нужно содержать производство. Сейчас тарифы вырастут на 10%. Мы подводим отчеты. Все зависит от марочности угля, который будем добывать. Все не так просто. До конца года должны запустить одну обогатительную фабрику в Кузбассе, сейчас выбираем, какая фабрика будет следующей, где ее построить. Если на борту карьера это одна история. Если в другом месте – совершенно другая логистика, что резко утяжеляет бюджет строительства. До конца года решим. Если все 4 построить, то 90-95% угля будем обогащать», – разъяснил Андрей Козицын.

В планах УГМК расширение выпуска редких металлов: селена, теллура, индия и кадмия. В частности, после реконструкции химико-металлургического цеха «Уралэлектромеди» мощность участка по производству селена  выросла с 110 до 130 тонн в год.

«Речь идет о потреблении металлов внутри страны. Сегодня 99% из того, что мы производим из редких металлов,  продаем на экспорт. Прямого потребления в стране нет, хотя затем мы приобретаем эти металлы уже в другом виде (например, в виде микросхем в электронной технике. – Прим. ред.). Мы надеемся через Минпром РФ и структуры «Ростехнологий», у которых есть предприятия, потребляющие эти металлы, создать ситуацию, чтобы продавать их для реализации тех целей и задач, которые поставлены в стране», – рассказал Андрей Козицын.

На фоне масштабных производственных планов, жесткой конкурентной борьбы УГМК сохраняет баланс взаимоотношений с региональными властями и продолжает вложения в социальную сферу. В рамках соглашений с правительствами регионов компания продолжит оказывать поддержку муниципалитетам.