УГМК, «Ависма» и КУМЗ «расплавят» планы СвЖД

Металлурги отказали перевозчику в росте поставок из-за транспортного коллапса

«Свердловская железная дорога» перетянет грузы промышленных компаний тарифным коридором. На 2014 год транспортники ставят амбициозную задачу: перевезти 2 миллиона тонн грузов предприятий цветной металлургии, которые ранее доставлялись автомобильным транспортом. Уральские металлурги оснований для отказа от автопоставок в пользу железной дороги пока не находят, указывая на застоявшиеся проблемы с управлением подвижным составом. Перевозчики предрекают повторение летом прошлогоднего транспортного коллапса на путях и срывы поставок. В созданной ситуации металлурги предпочитают не рисковать и делают ставку на автотранспорт, что грозит очередным срывом планов СвЖД, в том числе и по прибыли от грузоперевозок.

Амбициозные планы СвЖД огласила на заседании регионального координационного совета участников транспортного рынка на минувшей неделе. Как и ранее, перевозчик намерен увеличивать объемы транспортировки грузов, в том числе за счет перетягивания грузов металлургов с автодорог. В прошлом году, по данным отчета компании, таким образом удалось привлечь 1,4 миллиона тонн грузов. При этом по итогам 2013 года погрузка на СвЖД руды цветной и серного сырья составила 6,9 миллиона тонн.  

«Применение механизмов тарифного коридора позволит в рамках договора на 2014 год обеспечить перевозку по железной дороге почти 2 миллионов тонн грузов предприятий цветной металлургии, ранее перевозившихся автомобильным транспортом», – сообщает пресс-служба СвЖД.

Тарифный коридор, которым железнодорожники намереваются заманить металлургов, предполагает снижение тарифа до 12,8% по различным видам товаров. В конце 2013 года ОАО «РЖД» выступало с предложением предоставлять скидку до 50%. В настоящее время решение об этом Федеральной службой по тарифам не принято.

«Напомним, с января 2013 года действует приказ ФСТ, который позволяет РЖД регулировать уровень грузового тарифа – от минус 12,8% (скидка) до плюс 13,4% (надбавка). Случаи, при которых это возможно, строго регламентированы: например, перевозчик может повышать тариф, если стоимость груза в течение 3 месяцев на 25% и более превышала среднюю стоимость груза за аналогичный период в течение 3 лет», – пояснили «Правде УРФО»  в пресс-службе СвЖД.

В Свердловской области в рамках тарифного коридора в 2014 году установлен понижающий коэффициент 0,872 «на перевозки медной руды в собственных (арендованных) полувагонах по маршрутам со станции Реж на станции Ежевая и Верхняя «Свердловской железной дороги» в суммарном объеме не менее 1,2 миллиона тонн». Тот же коэффициент введен «на перевозки медно-цинковой руды в собственных (арендованных) полувагонах по маршруту со станции Ивдель I на станцию Верхняя в объеме не менее 730 тысяч тонн». Металлурги на планы СвЖД реагируют с осторожностью.

«Поживем – увидим. Год от года объем автотранспортных перевозок у нас растет. Если будет конкретное экономически выгодное предложение, и проблемы с предоставлением подвижного состава начали решаться в положительном ключе, – посмотрим. Перевозки железнодорожным транспортом не могут сокращаться до бесконечности», – выражает надежду на решение проблем СвЖД директор по связям с общественностью «УГМК-Холдинга» Виктор Белимов.

В дочерних предприятиях группы переходить с автоперевозок на железнодорожные пока не намерены. Например, «Ревдинский завод ОЦМ» уже 5 лет ведет поставки автотранспортом, и предложенный тарифный коридор вряд ли внесет в этот процесс коррективы.

 «Мы железной дорогой грузы почти не отправляем. Дело в том, что на железной дороге введен запрет на отгрузку цветного проката в вагонах открытого типа. Раньше мы именно в таких вагонах перевозили продукцию, сверху закрывали их специально крышкой. В вагонах закрытого типа ее просто перевозить нельзя – длина труб нашего металлопроката до 10 метров, их туда не поместить», – рассказал «Правде УРФО» начальник отдела сбыта «Ревдинского завода ОЦМ» Евгений Колинько.

Уральский производитель титана «ВСМПО-Ависма», использующий для перевозок железные дороги, увеличивать объемы в этом году не намерен. В компании «Правде УРФО» сообщили, что объемы поставок в текущем году по железной дороге останутся на уровне 2013 года. Одним из немногих крупных игроков металлургического рынка Урала, кто готов наращивать перевозки по СвЖД, стал «РУСАЛ». Однако причины не связаны с отказом от использования автотранспорта для доставки грузов.

«Мы, скорее всего, будем увеличивать объемы перевозки, так как после консервации алюминиевого производства на «Богословском алюминиевом заводе» глинозем на переработку отправим на предприятия холдинга в Сибири. В 2014 году производство глинозема на БАЗе составит порядка 1 миллиона тонн», – сообщил «Правде УРФО» официальный представитель ОК «РУСАЛ» на Урале Роман Лукичев.

В радужные планы СвЖД о росте поставок не верят и каменские металлурги, указывая на недостатки управления подвижным составом и изменение условий перевозок. «Каменск-Уральский завод ОЦМ» соглашается перевозить грузы железной дорогой только в направлении Дальнего Востока, куда предприятие в год оправляет не больше 3 контейнеров. Общий объем поставок в месяц составляет порядка 1200 тонн. Для перевозки грузов, отмечают на заводе, в настоящее время выгоднее использовать автотранспорт. Схожая тенденция складывается и на «Каменск-Уральском металлургическом заводе», который все же продолжает пользоваться услугами СвЖД.

«На железной дороге продолжается неразбериха операторов, не отстроен процесс управления вагонами. У нас на заводе экспортные поставки идут контейнерами (вес груза 20-22 тонны, вес контейнера 4 тонны) на фитинговых платформах. В сравнении с автотранспортом это выгоднее. Вагоны для поставок заказываем крайне редко, только если поставки на Дальний Восток. Роста экспорта у нас пока не предполагается. Тенденций роста грузоперевозок я тоже не вижу. Думаю, что на предложение ввести тарифный коридор рынок автоперевозок тоже отреагирует и снизит цены», – сообщил «Правде УРФО» источник, близкий к руководству КУМЗа.

Промышленники в голос критикуют систему управления подвижным составом, низкие скорости доставки грузов, длительность оформления поставок, перегруженность путей. Как писала ранее «Правда УРФО», в летний сезон 2013 года в связи ремонтами путей поставки по отдельным направлениям были сорваны. Чтобы избежать повторения железнодорожного коллапса в этом году, СвЖД советовала владельцам инертных грузов увеличить поставки в зимний период. Судя по объемам перевозок по «Свердловской железной дороге» в настоящее время, к мнению уральских железнодорожников владельцы грузов не прислушались. Как сообщает пресс-служба СвЖД, за декабрь–февраль при имеющейся возможности перевозки 3,6 миллиона тонн в Сургутский регион завезено только 1,7 млн тонн (что, тем не менее, на 21% больше, чем в аналогичном периоде прошлого сезона). За оставшийся до конца зимнего сезона завоза месяц ситуацию вряд ли удастся выровнять. Высокую вероятность повторения прошлогоднего железнодорожного коллапса признают и сами перевозчики.

«Мы снова наступим на старые грабли. Чтобы отправить груз заранее, нужно решить вопрос его хранения и оплаты за это. Кроме того, ранние поставки должны оплачиваться оперативно. Груз привозят, но использован он будет только через полгода. На этот период деньги просто будут выброшены из оборота. Это невыгодно покупателям», – говорит президент НП «Национальный союз железнодорожников» Юрий Бусыгин.

С учетом прогноза эксперта и тенденций перехода предприятий цветной металлургии на поставки автотранспортом, вряд ли планы СвЖД по росту грузоперевозок предприятий цветной металлургии на 2 миллиона тонн реализуются.

«Процесс управления железнодорожными составами не улучшился. РЖД не предпринимает кардинальных решений в плане выстраивания отношений с грузовладельцами. Согласования оправок грузов идут очень долго. Нужно учитывать, что РЖД – это вертикально интегрированная структура, и почти все решения принимаются на верхнем уровне. У начальников станций прав нет, даже заместители начальников по регионам ничего не могут решить без согласования с Москвой. Горизонтальные связи нарушены. Средняя скорость движения поездов 9,6 километра в час, а грузовладельцам, естественно, выгодно доставлять грузы как можно быстрее. Одними тарифами проблему не решить. Нужно решать вопросы, связанные с подачей вагонов, простоями, и другие», – подытожил Юрий Бусыгин.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни