Топ-менеджер «Россетей» оставил порт Сабетта без транспортного коридора

Генподрядчик затягивает строительство моста и не ликвидирует выявленные специалистами технадзора нарушения

Надежды на введение в эксплуатацию моста через реку Надым начали рушиться до окончания строительства. Проведенная по заказу «Корпорации развития» проверка деятельности генподрядчика «Мостострой-12» выявила ряд серьезных нарушений, ставящих под вопрос сроки ввода в эксплуатацию стратегического объекта. Опоры моста разрывают трещины, которые подрядчик не может устранить уже более года, ссылаясь на отсутствие средств. В то же время «Мостострой-12» находит способы удешевить проект, увеличив при этом собственную прибыль, экономит на своем же строительном контроле и путается в отношениях с субподрядчиками. Работы на объекте официально остановлены меньше месяца назад, однако консервация вряд ли проводилась. Часть объектов не достраивается более полугода. Эксперты отмечают, что политика топ-менеджера «Россетей», экс-главы «Корпорации развития», в отношении стратегического проекта оставит порт Сабетту без транспортного коридора.

Впитавшие в себя миллиарды бюджетных средств конструкции начинают разрушаться еще до официальной сдачи. «Корпорация развития» после смены руководства и прихода на пост генерального директора Сергея Маслова начала тотальную ревизию проектов. На первом месте для нового менеджмента встала проверка реализации стратегического проекта – строительства моста через реку Надым, входящего в Северный широтный ход (СШХ). Напомним, что именно топ-менеджер «Россетей», экс-глава «Корпорации развития» Александр Белецкий заключил договор с «Мостостроем-12» на возведение моста через Надым. Общая стоимость создания объекта – 14,489 миллиарда рублей. Завершить строительство автодорожной части планировалось в конце 2014 года. Однако с учетом того, что генподрядчик официально остановил работы 21 августа, а реально не вел их на разных стадиях строительства моста с 2013 года, не вызывает сомнений, что дата сдачи будет перенесена. Сам факт переноса не так губителен, как запущенное генподрядчиком устранение технологических несоответствий. В частности, в ходе проверки независимой комиссией, состоявшей из представителей заказчика-инвестора – «Корпорации развития», заказчика-застройщика – ООО «УралСтройТехнологии» и специалистов DB International, была обнаружена коррозия выпусков арматуры балок пролетного строения на путепроводе левобережного подхода к мосту, отказ от устранения которых может нанести серьезный вред конструкции всего путепровода. Имеют место трещины в монолитных конструкциях русловых опор.

«Под окраску опоры допускаются только после полного ремонта поверхностей бетона. По большому счету, трещины необходимо устранять сразу после обнаружения. Например, на одной из опор, которую бетонировали в прошлом году, трещины обнаружили сразу после снятия опалубки. Известили об этом заказчика и подрядчика. На момент проведения проверки трещины не были устранены. Если оставлять опоры в существующем виде, повреждения могут коснуться арматурного каркаса», – поясняет «Правде УРФО» руководитель службы технического надзора по объекту строительства моста через реку Надым DB International Святослав Васильев.

Одним из самых серьезных нарушений, делающих невозможным введение моста в эксплуатацию, эксперт называет недостаточное уплотнение насыпей земляного полотна правобережного и левобережного подходов. По его словам, насыпи в данном состоянии использовать просто нельзя, их необходимо разбирать до уплотненных в соответствии с требованиями нормативной и рабочей документации слоев и создавать заново.

«Это очень серьезный вопрос. Хотя на конструкции моста это влияет незначительно, но крайне важно при создании подходов к нему. Представьте мост через реку, на который нельзя заехать», – акцентирует внимание Святослав Васильев.

На использование моста также могут оказать влияние обнаруженные при строительстве «смещение свайного основания опоры №3», «многочисленные трещины, различные по раскрытию и длине в различных частях монолитных опор». Ряд претензий со стороны представителей комиссии авторского надзора был высказан по вопросам проведения входного контроля, в результате которого на строительстве было допущено применение бывших в употреблении и дефектных материалов. Так, металлоконструкции пролетных строений поставлялись на стройку без своевременного предоставления поставщиком сопроводительных документов. В августе в ходе проверки были обнаружены отклонения конструкций от геометрических размеров. К моменту проведения комиссионной комплексной проверки большинство выявленных нарушений не исправлено. Подрядчик объясняет это отсутствием средств. Однако из тех же материалов проверки комиссии следует, что в ходе строительства вместо новых были использованы бывшие в употреблении трубы. Расценки, по которым они были приобретены, более чем в 5 раз превышали среднюю рыночную стоимость. По данным отчета о проверке, сертификат на трубу Д1420*16 мм «Челябинского трубопрокатного завода» является поддельным, что подтверждено данными производителя. Всего использовано 7476,28 метра несертифицированных труб.

«Что касается труб, есть согласование заказчика и проектного института на их использование. Трубы используются как несъемная опалубка. То, что ранее они были в употреблении, угрозы для объекта не несет. Другой вопрос в том, что заказчик мог потребовать использования новых труб в соответствии с договором и оплатой», – поясняет Святослав Васильев.

В «Корпорации развития» отказались от комментариев об отношениях с генподрядчиком. Еще одно проектное решение позволило «Мостострою-12» вполне законно сэкономить при устройстве тел русловых опор, увеличив тем самым прибыль от сделки по контракту с использованием государственных средств. С изменением конструкций опор и заменой наклонного ледореза на вертикальный уменьшились площадь свайного основания опоры и геометрия части основных конструктивных элементов.

«Утвержденная рабочая документация на эти изменения есть. Вопрос в чистоплотности подрядчика. Цена госконтракта неизменна, но работы он выполнил намного дешевле. По-моему, необходимо пригласить независимого проектировщика, чтобы он оценил возможность эксплуатации объекта с имеющимися изменениями», – считает эксперт DB International.

Функции строительного контроля  со стороны генподрядчика, периодически менявшего субподрядчиков на объекте, вряд ли могли быть исполнены в полном объеме. Несмотря на увеличение собственной прибыли при корректировке проекта, «Мостострой-12», по-видимому, продолжал экономить на своих сотрудниках. Так, специалисту, на которого в течение 2014 года возлагались функции строительного контроля, приходилось выполнять функции инженера ПТО, вести переписку и заниматься административными вопросами по объекту, координировать работу субподрядчиков.

В начале августа функции контроля качества выполненных работ были переданы выделенному специалисту, однако полностью вникнуть в детали строительства Надымского моста он вряд ли успел – 21 августа, как уже сказано, работы были остановлены. Сотрудников непосредственно «Мостостроя-12» на стройке ранее были замечены единицы. По мнению эксперта DB International, генподрядчик почти все работы перепоручил субподрядным организациям, ограничившись функциями посредника и аккумулируя прибыль за счет государственных средств. Желания исправить нарушения при проведении общестроительных работ, как того требует законодательство, «Мостострой-12» не изъявил и не потребовал от субподрядчиков. Возможно, побудить его к действиям сможет судебный иск, в рамках которого заказчик на основании выявленных нарушений имеет полное право потребовать расторжения контракта и выплаты неустоек.

Напомним, что «Корпорация развития» планирует выйти к Сабетте уже в 2018 году. Благодаря этому основные грузопотоки будут перенаправлены по Северному морскому пути через порт Сабетта в страны Восточной и Юго-Восточной Азии.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда о компаниях
Правда жизни