ТЛК «Южноуральский» проверит доверие Путина Юревичу

На месте транспортно-логистического комплекса пустое поле и наполеоновские планы чиновников

Инфраструктурный проект, который губернатор Челябинской области Михаил Юревич лично презентовал президенту России Владимиру Путину, – транспортно-логистический комплекс «Южноуральский» – пока что ничего, кроме оптимизма на пустом поле, из себя не представляет. За более чем полтора года иностранные партнеры Китай и Германия выработали предложения. Но сроки завершения этапов реализации постоянно корректируются, хотя в областном правительстве и уверены, что через год огромный хаб уже начнет работу. Правда, инвесторам нужно найти 80 миллионов евро только на первую очередь ТЛК. Привлечением инвестиций уже занимается офшорная компания с кипрской пропиской. Параллельно самые минимальные действия в подготовке к строительству ТЛК «Южноуральский» приводят к глухой блокаде трафика на дорогах. Хотя эксперты и продолжают считать идею крайне удачной и перспективной. Проект уже заявлен в программу мероприятий ШОС на предвыборные в Челябинской области 2014–2015 годы, и придется очень поторопиться, чтобы оправдать одобрение президента Владимира Путина, высказанное в Пекине в 2012 году.

В августе этого года немецкие проектировщики планируют передать на госэкспертизу проект строительства транспортно-логистического комплекса «Южноуральский», который должен расположиться на границе Челябинской области и Казахстана и стать перевалочной базой товаров, перевозимых между Россией и Китаем. Впервые об этом проекте заговорили после его презентации губернатором Михаилом Юревичем на Деловом совете ШОС в 2012 году. Примечательно, но по информации источника «Правды УРФО» в правительстве региона, о том, что это произойдет, никто не знал до момента заявления главы Челябинской области. В повестку обсуждение проекта ТЛК «Южноуральский» никто не вписывал, и «это стало неожиданностью как для президента Владимира Путина, так и для иностранных делегатов встречи». Но российский президент все же проект поддержал.

Незадолго до этого правительство Челябинской области заключило соглашение с правительством Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР, и даже был подписан протокол мероприятий на два года. В рамках договоренностей планировалось развивать торгово-экономические связи, инвестиционную деятельность, а также транспортно-логистическую сеть. Два логистических комплекса будут построены в городе Урумчи (Китай) и в Увельском районе Челябинской области. Сообщение между ними будет осуществляться по железнодорожной ветке Урумчи (Китай) – Достык/Хоргос (Казахстан) – Карталы (Челябинская область) – станция Формачево (Увельский район Челябинской области). Далее из Челябинской области большая часть грузов будет перевозиться автомобильным транспортом.

Деловой Совет ШОС, губернатор Челябинской области Михаил Юревич, 2012 год

Власти региона также договорились с Синьцзянской компанией по международной логистике «Евро-Азиатский континентальный мост». Фирма по завершении строительства первого этапа транспортно-логистических комплексов к 2014 году заявила о готовности обеспечить контракты на доставку и обслуживание грузов в объеме не менее 2 миллионов тонн в год.

«Строительство логистического комплекса позволит сделать из Челябинской области крупный терминал для импорта китайской продукции в Россию. Роль Китая в мировой экономике возрастает, и страна стала крупным торговым партнером РФ. Экономическая выгода для Челябинской области также очевидна: строительство комплекса позволит создать не только новые рабочие места, но и крупного налогоплательщика для регионального бюджета. Кроме того, если на территории комплекса будут созданы промышленные предприятия по выпуску бытовой техники, то возрастет доля высокотехнологичной продукции в ВРП», – перечисляет возможные позитивные изменения в экономике Челябинской области старший аналитик ИФК «Солид» Артур Ахметов.

Фрагмент из презентационного видеоролика, посвященному перспективам ТЛК «Южноуральский»

Министр экономического развития Челябинской области Елена Мурзина сообщила «Правде УРФО», что в настоящее время на площадке в Увельском районе, на которой будет построен ТЛК, уже ведутся земельные работы. По ее оценкам, «Южноуральский» будет запущен в 2014 году. Все инвестиции, которые необходимы для его создания, привлекает инициатор проекта ООО «Лоджик Лэнд» (Москва).

«На сегодня заканчивается рабочее проектирование комплекса. До конца августа проект будет сдан на госэкспертизу. На земельном участке начаты подготовительные земельные работы. Планируем после получения разрешения на строительство в конце сентября начать уже непосредственно строительные работы», – подтвердил слова министра председатель совета директоров ООО «Лоджик Лэнд» Сергей Копьев.

Строительная площадка ТЛК «Южноуральский» по состоянию на июль 2013 года

Несмотря на осуществленные миллионные валютные инвестиции за 6 месяцев до января 2014 года, на строительной площадке, где предполагается появление железнодорожной маневровой сети и сортировочной станции, сети дорог высокой пропускной способности, контейнерных площадок и развитой административной инфраструктуры, сейчас работают несколько десятков иностранных рабочих, немного грузовых машин и столько же бульдозеров. У ТЛК «Южноуральский» даже нет собственного сайта. Хотя, по словам Копьева, в реализацию данного проекта компания уже инвестировала около 15 млн евро.

Это притом, что по некоторым оценкам, для строительства первой очереди ТЛК «Южноуральский», включающей в себя контейнерный терминал и складской комплекс вместе с инженерной инфраструктурой, потребуются дополнительные 80 млн евро (3,4 млрд рублей). Кроме того, на данный момент никак не отмечено участие РЖД в проекте ТЛК «Южноуральский». По мнению аналитика Инвесткафе Киры Заявьяловой, монополисту не придется особо вкладываться в инфраструктуры стации Формачево. В строительство сортировки необходимо будет вложить порядка 20–50 млн рублей.

«Учитывая масштабность проекта, вероятнее всего, что все необходимые консультации с РЖД уже были проведены, в том числе и по задействованию станции в проекте логистического комплекса. Пока сообщений о каких-либо работах в районе станции не было, из чего можно сделать вывод, что имеющейся инфраструктуры достаточно для работы комплекса. Вместе с тем, нельзя исключать того, что при необходимости станция может быть модернизирована, чтобы работа логистического комплекса была наиболее продуктивной, например, когда будут увеличиваться объемы грузов, обрабатываемых комплексом», – отметил Дмитрий Баранов.

Строительная площадка ТЛК «Южноуральский» по состоянию на июль 2013 года

С другой стороны, по информации источников «Правды УРФО» в правительстве региона, отсутствие активности РЖД связано с тем, что им проект просто не интересен – «тянуть туда рельсы будет тяжело, место выбрано неудачно, дискуссии по площадке никакой нет». Однако Сергей Копьев оптимизма не теряет: по его утверждению, РЖД уже одобрили присоединение будущей контейнерной площадки к имеющейся ЖД сети в районе станции Формачево.

«Нами получены технические условия на присоединение с потоком 2,5 млн тонн грузов в год за подписью старшего вице-президента РЖД Валерия Решетникова», – заверил он, пояснив, что никакой дополнительной инфраструктуры РЖД строить не придется.

Согласно заключению Института развития железнодорожного транспорта, инфраструктура маршрута Урумчи – Достык/Хоргос – Карталы – станция Формачево способна пропускать 100 пар поездов в сутки. Это около 40 млн тонн грузов в год. Ее загруженность на сегодня составляет 15%.

«Заявленные нами на первом этапе 2,5 млн тонн грузов с дальнейшим увеличением до 5 млн тонн в год абсолютно спокойно по этому маршруту пропускаются», – уверенно подчеркнул господин Копьев.

Стоит напомнить, что, помимо логистической инфраструктуры, в ТЛК к концу 2014 года предусмотрено создание производственной зоны. По информации пресс-службы Минэкономразвития области, еще осенью 2012 года губернатор Михаил Юревич встречался с главой представительства в России одного из крупнейших в Китае производителей бытовой техники компании CHANGHONG господином Цзинго Фу. Компания выразила желание разместить на территории ТЛК сборочное производство бытовой техники. Также они планировали использовать будущий ТЛК в качестве основного пункта доставки комплектующих и готовой продукции из Китая в Россию и близлежащие страны.

Строительная площадка ТЛК «Южноуральский» по состоянию на июль 2013 года, автомобили из ХМАО-Югры

«У инвесторов есть интерес к подобным проектам, потому что современных многофункциональных логистических центров, в которых можно обрабатывать самые разные виды грузов, еще не хватает. К тому же такой центр позволит перенаправить часть грузопотоков, частично разгрузить существующие центры, созданные, как правило, вблизи крупных городов Урала. Вероятность того, что властям области удастся привлечь инвесторов в данный проект, весьма высока, особенно учитывая, что они уже его презентовали в ряде иностранных государств, и проект получил высокую оценку»,– подчеркнул Дмитрий Баранов.

Сергей Копьев и вовсе резюмировал, что производственная зона уже сегодня заполнена на 70%.

«Это частично иностранные инвесторы, частично отечественные. С ними подписаны соглашения о намерениях. Это известные компании – не только бытовая техника. Там будут производиться и автокомплектующие. Мы планируем первую очередь ТЛК запустить летом 2014 года. Начнем принимать контейнеры и параллельно будем достраивать производственную зону», – рассказал он.

Остается добавить, что ООО «Лоджик Лэнд», которое выступает оператором по привлечению инвестиций и которое возглавляет Сергей Копьев, на 99% принадлежит кипрской частной акционерной компании с ограниченной ответственностью «ИСАЛКА МЕНЕДЖМЕНТ ЛТД». И 1% владеет Виталий Копьев. Напомним, в марте 2013 года банковская система Кипра была парализована в результате долгового, финансового, экономического и бюджетного кризиса. Проект ТЛК был заявлен и начал реализовываться незадолго до этих событий. 

Эксперты, анализирующие проект ТЛК «Южноуральский», не отрицают, что это перспективная идея. Челябинск сможет стать распределительным центром, из которого китайские товары, в первую очередь, будут развозить по территории УрФО, в том числе и на Полярный Север, который считается привлекательным рынком сбыта. Между тем, уже сейчас развитие проекта заблокировано транспортной непроходимостью дорожной сети Челябинской области. Многие участки трассы А-310 (до 2010 года называлась М-36), которая соединяет Увельский район с федеральной трассой М-5, имеют очень низкую пропускную способность. А дорога, ведущая к строительной площадке из Челябинска, – вовсе двухполосная, и появление на ней не только потоков фур, но даже строительной техники, направляющейся на земельные работы на объект, приводит к глухим пробкам.

Невысокую пропускную способность автодороги подтверждает и представитель компании-инициатора проекта ТЛК.

«На сегодняшний день в Росавтодоре есть план реконструкции этой дороги. Другой вопрос, что финансирование по целевой федеральной программе на ближайшие несколько лет не предусмотрено. Оно отнесено ближе к 2020 году. Но этот вопрос мы пытаемся решить», – сказал господин Копьев.

По его словам, пуск первой очереди ТЛК «Южноуральский» включен Министерством иностранных дел РФ в предварительный перечень официальных мероприятий на период председательствования РФ в ШОС в 2014–2015 годах. Согласование в МИДе пройдено. Теперь перечень находится на утверждении у президента России.

Примечательно, что изначально запуск первой очереди был запланирован на 2013 год. В видеоролике, созданном после презентации Михаила Юревича Владимиру Путину — показано, что должно появиться в Увельском районе уже сейчас вместо гор земли: одновременно хранение до 4000 тысяч контейнеров в сутки, 6 блочных поездов, обработку 400 порожних контейнеров в сутки, обеспечивать вывоз должны были до 2000 единиц большегрузного автотранспорта. 

Впрочем, оценить затраты на реализацию подобного проекта и результаты стараний можно уже сегодня. Стоит напомнить, что перевалочным пунктом для всего УрФО при транспортировке грузов из Китая мечтала стать Свердловская область. Но дальше слов дело не пошло. Да и проект этот был оценен слишком дорого – порядка 100 млрд рублей. С другой стороны, он не был представлен Владимиру Путину и не получал его одобрения. А сегодня одно из совещаний по реализации инфраструктурных проектов, в котором принимал участие глава государства, показало: президент настроен крайне серьезно к эффективности и честности подобных идей. Президент отметил, что очень рекомендовал бы пресечь «возможности жульничества». 

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием ситуации.

Справочно: Проектом ТЛК «Южноуральский» предусмотрено создание в Увельском районе Челябинской области крупного логистического комплекса с производственной зоной общей площадью в 64 га, с зоной распределительных складов класса А общей площадью до 400 тыс. кв.м. Также предусмотрено строительство пункта таможенного оформления грузов со складом временного хранения площадью в 21 тыс. кв.м, железнодорожного контейнерного терминала для обработки блочных поездов площадью в 41 га.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни