Тефтелев борется с конкуренцией и указывает бизнесу Челябинска на лишних перевозчиков

Челябинскую маршрутную сеть ждет «жесткая оптимизация»

Транспортная реформа, начатая сити-менеджером Евгением Тефтелевым, приведет к сокращению автобусов частных перевозчиков в пользу муниципального автотранспорта. По данным, озвученным в ходе заседания рабочей группы, которая обсуждала программу главы администрации накануне, сокращения могут коснуться практически половины действующего в Челябинске частного транспорта – всего в городе работает около 2,5 тысячи маршруток и автобусов. При этих действиях, по замыслу Тефтелева, доля муниципального транспорта займет не менее 30% рынка, и, в частности, от экспертов прозвучало, что новая реформа предполагает ужесточение административных мер в отношении игроков рынка пассажироперевозок. В результате некоторые из бизнес-компаний покинут рынок сами, что и предполагала декларировать рабочая группа, а ее участники представили первые штрихи будущей транспортной концепции. Частных перевозчиков программа Тефтелева не обнадежила, эксперты говорят, что эти шаги не что иное, как ограничение конкуренции, а компенсации МУПам из бюджета возрастут на сотни миллионов рублей.

Челябинск ждет «командно-административная транспортная реформа». Заседание рабочей группы, созванное по поручению сити-менеджера Евгения Тефтелева, который ранее заявил о необходимости реформировать транспортную систему города, вызвало «легкое недопонимание у городских бизнесменов». По замыслу администрации, «реформа автотранспортных перевозок необходима по причине неудовлетворительного финансового состояния транспортных МУПов, не способных конкурировать с частными автоколоннами». К примеру, задолженность МУП «Челябинский автотранспорт» за ГСМ составляет уже более 12 млн рублей.

В рабочую группу Тефтелев включил начальника управления транспорта администрации Олега Козлова, руководителей обоих транспортных МУПов – автобусного и электротранспортного, пригласил депутатов гордумы и специалистов Южноуральского госуниверситета. Члены рабочей группы, по замыслу сити-менеджера, должны не только обсудить текущую деятельность транспорта и прогнозы показателей МУПов на 2015 год, но и оптимизировать их затраты, найти способы покрытия долгов и лизинговые схемы приобретения транспорта. Результатом деятельности группы должна стать концепция развития муниципального автопарка – она, ссылаясь на Тефтелева, появится уже в 1 квартале 2015 года.

Сити-менеджер Челябинска Евгений Тефтелев

Однако как ранее заявлял в интервью местным СМИ Евгений Тефтелев, «одним из ключевых направлений работы администрации должно стать постепенное увеличение доли муниципального транспорта». Сегодня МУПы контролируют около 20% рынка пассажирских перевозок, хотя по замыслу чиновника, доля должна составить не менее трети. «До сих пор нет конкретики, как именно эта доля будет наращиваться», – коротко прокомментировали ситуацию в одной из муниципальных колон. Разъясняя концепт реформы «Правде УРФО», председатель рабочей группы Станислав Новичихин (также владеет ООО «Пятый автобусный парк») сообщил, что увеличение доли муниципального автотранспорта, задействованного в пассажироперевозках, будет происходить за счет сокращения частного транспорта, а также «ужесточения конкурсных требований». Что касается наращивания объемов городского транспорта, то, по крайней мере, в 2015 году оно не будет столь значительным.

«В 2015 году доля муниципального транспорта в Челябинске будет наращиваться за счет приобретения 32 автобусов большой и средней вместимости, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», – сообщил Новичихин.

На данный момент на линиях Челябинска работает 200 муниципальных автобусов, 180 трамваев, 120 троллейбусов и около 2500 единиц маршрутного такси. Как рассказал по итогам заседания еще один участник рабочей группы депутат гордумы Александр Вышегородцев, не исключается, что наведение порядка в транспортной сфере уже в этом году может начаться с оптимизации маршрутов и сокращения на них количества транспорта.

«У нас действует одних только маршруток 2,5 тысячи, а для города всех единиц транспорта необходимо раза в два меньше, включая троллейбусы и трамваи. Таким образом, на рынке образовался перебор транспорта. Необходимо привести всех перевозчиков в правовое поле, исключить недобросовестную конкуренцию, когда некоторые из них воевали друг с другом за маршруты», – сообщил депутат.

Также, по словам Вышегородцева, некоторые частники уже сами готовы сокращать число автобусов на ряде маршрутов, о чем даже сообщали на недавнем совещании у Тефтелева. К тому же, часть из задействованного на маршрутах транспорта морально устарела. «Сегодня мало у кого есть хорошие новые машины. У большинства – рухлядь, которую согнали в город со всей страны. У маршрутчиков встречались автобусы с питерскими, новосибирскими номерами и даже с номерами Кавказского федерального округа», – отметил парламентарий.

Депутат гордумы Челябинска Александр Вышегородцев

Параллельно с сокращением автобусов частников рабочая группа обсудила схемы покупки транспорта для муниципального автопарка. В будущем мэрия начнет закупать его, минуя посредников, выходя непосредственно на производителей. По словам Александра Вышегородцева, предложения по поставкам автобусов на Южный Урал уже представила автомобильная корпорация «КамАЗ». Кроме того, мэрия составила обращение к «Минскому автомобильному заводу», который выпускает как автобусы, так и троллейбусы. Еще одно предложение поступило от представителей Китая. «Делегаты представили систему строительства газозаправочных станций в Челябинске и свои автобусы на газу», – сообщил депутат, добавив, что все предложения по закупке техники «вполне реальные», «рабочие» и обсуждаются.

Что касается электротранспорта, то предложения по сокращению долговой нагрузки еще только готовятся – рабочая группа рассмотрит варианты снижения затрат на электроэнергию. Зарплату сотрудникам руководство МУПа попытается увеличить, а увольнений персонала пока не планируют.

Еще один участник рабочей группы, депутат гордумы Челябинска и владелец транспортного предприятия ООО «Такси-Сервис» Сергей Резников сообщил, что подготовит к следующему заседанию рабочей группы 5 февраля транспортную схему Ленинского района, составленную совместно с коллегами из районной думы. Схема, в частности, предусматривает наличие двухполосной дороги для общественного транспорта. Новое дорожное разграничение, по мнению депутата, «могло бы помочь муниципалитету с поступлениями средств в бюджет».

«Можно учитывать схему работы общественного транспорта в городах, где уже прошли реформы сети – Москве, Казани, Сочи. Там муниципальный бюджет, например, пополняется за счет штрафов автомобилистов, которые заезжают на такие полосы для общественного транспорта. И это фиксируется камерами видеонаблюдения. В Москве штраф составляет 2,5 тысячи рублей», – рассказал депутат. По его оценке, решение администрации Челябинска о сокращении частного транспорта – явно опрометчивое. «К таким вопросам, как транспортная схема, надо подходить глобально, а не рассуждать про ликвидацию транспорта на маршрутах. В этом случае мы завтра можем получить массу жалоб от граждан, которые не смогли доехать на работу вовремя. Необходимо четко видеть конечную цель, к которой мы хотим прийти, и от нее уже отталкиваться», – отметил Сергей Резников.

Также депутат считает, что к разработке концепции необходимо привлекать представителей науки и просчитывать пассажиропоток в каждом районе, и только исходя из этого решать, где именно нужно сократить транспортный поток. «К сожалению, ничего подобного на заседании рабочей группы не было, не было принято конкретных решений, не проводилась рабочая дискуссия, – рассказывает Резников. – Просто участники пришли к выводу, что надо вытеснять маршрутчиков в пользу муниципального транспорта. По сути, заседание свелось к отчету руководителей двух МУПов, которые говорили, что у них нет денег, и что частный транспорт надо бы сократить». Детали грядущего купирования частников рабочая группа рассмотрит на следующей встрече 5 февраля. Администрация предложит ликвидировать «перекрестные» маршруты и сократить количество «лишнего» транспорта.

Отметим, что транспортная реформа в этом году, вероятно, будет проходить уже без участия руководителя автотранспортного МУПа Эдуарда Маховского. Напомним, в отношении него накануне было заведено уголовное дело «за долги по налогам в размере 35,4 млн рублей». По сведениям источников «Правды УРФО», в мэрии уже подыскивают нового начальника МУПа, а «с прежним администрации Тефтелева не по пути». В то же время не исключается, что Маховский еще посетит несколько заседаний рабочей группы.

Руководитель МУП «Челябинский автобусный транспорт» Эдуард Маховский

Впрочем, уже сегодня юристы частных компаний говорят, что действия горадминистрации осуществляются на грани фола, а решениями Тефтелева придется заняться УФАС. «Налицо ограничение конкуренции, если они проведут эти сомнительные мероприятия. А МУПам потребуется значительно больше средств для компенсации перевозок из бюджетов для региональных и федеральных льготников. Да еще и цена проезда сегодня уже далека от реальных затрат на перевозки», – прогнозирует перспективы представитель одной из крупнейших частных компаний.

В свою очередь политологи говорят, что «это только имитация кипучей деятельности Тефтелевым, потому что с проблемой потребовал разобраться губернатор Борис Дубровский». «Работа администрацией ведется топорно. Опять командно-административные методы. Нет никаких рыночных предложений – у одних отобрать, другим передать. Ситуация в области и так напряженная, к весне крупные компании планируют массовую оптимизацию персонала, а тут еще и владельцы автотранспортных предприятий уволят солидную часть сотрудников. Вы полагаете, это будет благодарный электорат?» – заключил один из компетентных наблюдателей.

«Правда УРФО» следит за ситуацией в Челябинске.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни