- Правда УрФО - https://pravdaurfo.ru -

Свита Комаровой подвинет США на рынке нефти

«Правда УРФО» [1]: Наталья Владимировна, этот год юбилейный для Югры. 50 лет назад началась промышленная добыча нефти в Западной Сибири. Какие итоги можно подвести накануне этой даты?

Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова: Я бы не называла их итогами, скорее, это промежуточные результаты. Еще на заре добычи углеводородов нашему региону прочили более 30 миллиардов тонн извлекаемых запасов нефти. Пока добыто 10 миллиардов 600 миллионов тонн. Как видите, впереди еще не одно рабочее десятилетие! Сегодня в Югре представлены все крупные российские нефтегазовые компании, добывается половина отечественной нефти. За счет НДПИ, поступающего из автономного округа, формируется каждый десятый рубль федерального бюджета. Если взять все регионы УрФО, то на ХМАО-Югру приходится каждый третий рубль инвестиций. Конечно, такая мощная промышленная и экономическая база накладывает значительный отпечаток и на социальный облик региона. Например, по итогам 2013 года по Индексу человеческого развития, рассчитываемому на основе программы развития ООН, Югра получила наивысший балл среди всех субъектов Российской Федерации (0,936 балла). Это комплексный показатель качества жизни, характеризующий образование, медицину, продолжительность жизни и так далее. Для сравнения: у мирового лидера в этом рейтинге – Норвегии – показатель этого индекса составляет 0,955 балла. Пока мы отстаем, но между нами отнюдь не пропасть.

«Правда УРФО» [1]: Основные мероприятия пройдут завтра, 10 сентября, в Ханты-Мансийске. Одна из тем встречи – перспективы добычи трудноизвлекаемых запасов нефти. Во сколько оцениваются ее объемы?

Наталья Комарова: Почти 67% текущих извлекаемых запасов, расположенных в Югре, по тем или иным критериям можно отнести к трудноизвлекаемым. Официально геологические ресурсы нефти только баженовско-абалакского комплекса оцениваются в 11 миллиардов тонн. Понятно, что такие объемы способны обеспечить как экономическое будущее автономного округа, так и всей России. Это больше, чем наш регион добыл за полвека своей нефтяной компетенции. Однако доступ к этим ресурсам требует особых экономических и технологических ключей. Ими уже обладает ряд промышленно развитых стран, и Россия не должна быть исключением. Сейчас во всем мире акцент добычи смещается к шельфовым и сланцевым проектам. Благодаря этому американцы, к примеру, за последние 4 года нарастили сланцевую добычу в 4 раза, а летом этого года впервые за последние десятилетия стали экспортировать нефть. К 2020 году они рассчитывают занять 20% мирового рынка нефтепродуктов и стать мировым энергетическим лидером. При этом международные эксперты признаются, что такая экспансия будет происходить на фоне искусственного ограничения доступа к инвестициям и технологиям для других нефтедобывающих регионов мира. Сегодня мы это уже наблюдаем. Это настоящий глобальный вызов, ответ на который на технологическом и экономическом уровне мы намерены и обязаны дать.

«Правда УРФО» [1]: Можно ли говорить, что в попытке стать энергетическим лидером Соединенные Штаты одним из инструментов выбрали секторальные санкции? Какие риски они содержат для российского ТЭКа? Ожидается ли отток западных инвестиций?

Наталья Комарова: Эти санкции – попытка решить экономические задачи абсолютно инородными политическими методами. Обычно это плохо заканчивается. США раскупорили свои сланцевые запасы нефти и газа и теперь пытаются выйти на мировой рынок. Для этого им необходимо ослабить других производителей, внести раздор между Европой и Россией. По сути, мы наблюдаем грязную конкурентную борьбу, которую для приличия пытаются завернуть в миротворческую, демократическую упаковку.

Но это не подрывает основы отечественного ТЭКа. Контракты на 2014 год уже заключены, работы и поставки оборудования осуществляются в штатном режиме. Неисполнение договорных обязательств грозит нашим западным контрагентам серьезными штрафными санкциями. А это уже реальные деньги, которые они хорошо умеют считать. Мы разделяем политику и бизнес, также поступают и западные компании, которые уже давно стали транснациональными и в данной ситуации проявляют изрядную долю терпения и выдержки.

Все понимают, что санкции – это временное, вредное для всех явление. Оно пройдет, а стоящие задачи останутся. В нашем случае – это вовлечение в промышленную разработку трудноизвлекаемых запасов нефти Западной Сибири.

Конечно, несмотря на временность этого явления, мы не должны недооценивать все возможные последствия. Технологическая изоляция России способна существенно затормозить освоение «трудной» нефти, подорвать доверие между всеми участниками энергетического рынка. Мы должны воспрепятствовать этому, одновременно наращивая собственный технологический суверенитет.

Губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова

«Правда УРФО» [1]: Если разговор идет о суверенитете, готовы ли мы к импортозамещению в плане технологий, оборудования, сервиса?

Наталья Комарова: Мы можем говорить об увеличении доли отечественных технологий и оборудования, но не о полном отказе от услуг западных компаний. Некоторые проекты, связанные с добычей трудноизвлекаемых запасов, требуют применения наукоемких услуг, автоматизации производства, которые в России пока отсутствуют. Их надо перенимать, адаптировать, разрабатывать и потом запускать в производство. По остальным позициям, по оценкам специалистов, замещение возможно в течение нескольких лет. В чем-то наше оборудование уступает, но это отставание можно наверстать. Угроза традиционной нефтедобычи сведена к минимуму, под ударом от санкций в основном будущие проекты по освоению трудноизвлекаемых запасов и шельфа.

И здесь мы должны использовать санкции как положительный трамплин для прорыва в отечественных технологиях. Начинать с науки. Именно поэтому в Югре создается научно-опытный полигон «Баженовский». Затем приближать науку к практике. Для этого нефтегазовым компаниям и отечественным производителям необходима системная государственная поддержка, которая будет стимулировать этот переход и при этом четко контролировать происходящие изменения.

«Правда УРФО» [1]: Какие преференции власти региона намерены предоставить недропользователям в проектах по освоению «трудной» нефти?

Наталья Комарова: Разработка трудноизвлекаемых запасов углеводородов требует капитальных вложений. Однако самые большие затраты и риски приходятся на начальный этап разработки. Трудно решиться на первый шаг, но сделать его необходимо, иначе завтра мы окажемся в хвосте мирового технологического развития.

Сегодня мы стимулируем нефтяные компании (НК) к тому, чтобы выходить на новые горизонты. На региональном уровне с 2012 года действуют льготы по налогу на имущество, направленные на мотивацию организаций-недропользователей к скорейшему вводу в эксплуатацию новых месторождений углеводородного сырья, в том числе содержащих трудноизвлекаемые запасы нефти. Кроме того, с учетом того, что разработка «трудной» нефти требует дополнительных капиталовложений, НК на территории автономного округа предоставлено право применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций при условии осуществления инвестиций в основной капитал, а также при осуществлении расходов на проведение геологоразведочных работ.

Помимо экономических у нас работают и административные стимулы. Так, в регионе введена практика принятия пошаговых мер, или «дорожных карт», при реализации которых существенно сокращаются сроки согласования и получения разрешений на ввод новых объектов нефтедобычи. В прошлом месяце мы договорились с Роснедрами, что получим в этой сфере дополнительные полномочия, а значит, еще больше приблизим центр принятия решения к заинтересованным в этом компаниям-недропользователям.

Ну и, пожалуй, самое главное. Благодаря нашему участию и активной позиции правительством РФ были установлены нулевые ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при разработке месторождений определенных категорий с трудноизвлекаемыми запасами.

Принятые меры уже оказывают существенное влияние на повышение экономической эффективности ввода в разработку отложений Баженовской свиты и позволяют нефтяным компаниям активизировать свои действия в этом направлении. Так, например, системообразующее предприятие округа – ОАО «Сургутнефтегаз» – в 2013 году добывало нефть из отложений Бажена на 10 месторождениях, увеличив добычу нефти из этих участках по сравнению с 2012 годом более чем на 60% – доведя ее до 548 тыс. тонн.

«Правда УРФО» [1] будет следить за развитием событий.