Свердловский рынок метана отдадут «Газпрому» и семье Гайдта

«Газпром газомоторное топливо» заключило соглашение со Свердловской областью

В УрФО «Газпром» приступил к выполнению поручения президента РФ Владимира Путина с мероприятий в Свердловской области. «Дочка» газовой монополии – ООО «Газпром газомоторное топливо» – заключила соглашения с региональными властями о сотрудничестве по развитию газомоторного рынка. Газовики сулят колоссальный экономический эффект и бюджетную экономию, однако эксперты и участники рынка называют соглашения фактическим захватом рынка метана и указывают на дороговизну технологии в сравнении с тем же бутаном. Таким образом «Газпром» станет единственным поставщиком этого вида топлива, на которое в скором будущем перейдет до 50% коммунальной техники и общественного транспорта. При этом основным лоббистом такой схемы на Среднем Урале называют гендиректора ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» Давида Гайдта, чей семейный бизнес предположительно основан именно на продаже метана.

Свердловская область приступила к реализации распоряжения правительства РФ о переводе муниципального транспорта на дешевое газовое топливо. Сегодня, 11 октября, состоялось подписание соглашения между губернатором Евгением Куйвашевым и гендиректором ООО «Газпром газомоторное топливо» (контролируется ОАО «Газпром») Виктором Зубковым. Сам по себе документ предполагает обеспечение региона газозаправочными станциями, которые потребуются в связи с реализацией поручения премьера РФ Дмитрия Медведева.

Куйвашев в ходе подписания соглашения заявил, что в результате регион получит экономический и экологический эффект. «В первую очередь мы планируем получить выгоду от использования дешевого метана, стоимость которого в разы ниже традиционного топлива. Вторым плюсом станет пятикратное снижение нагрузки на экологию региона», – рассказал губернатор. Участники соглашения уточнили, что цена кубометра газа составляет 9 рублей, в то время как цена на дизельное топливо перевалила за 30 рублей.

Генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Виктор Зубков и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев

Свердловская область намерена пойти по пути, предложенному министром энергетики РФ Александром Новаком и уже реализуемому в соседних регионах. Речь идет о введении льготного транспортного налога для перевозчиков, использующих газомоторное топливо. При этом глава региона признал, что такая мера поддержки повлечет за собой снижение налоговых поступлений, из которых формируются дорожные фонды, в и без того скудеющий бюджет.

«Конечно, мы рассмотрим вопрос о предоставлении льготного транспортного налога предприятиям, перешедшим на газовое топливо. Сейчас мы должны тщательно просчитать все цифры, чтобы реализация соглашения не обернулась боком», – отметил губернатор.

Отметим, соответствующее постановление о льготном транспортном налоге для владельцев газовых грузовиков и автобусов сегодня приняло правительство соседней ХМАО-Югры. Там члены кабмина решили сократить налоговую ставку ровно вдвое.

Таким образом, исходя из документа, постоянным поставщиком топлива для нового транспорта станет именно ООО «Газпром газомоторное топливо». Как рассказал гендиректор компании Виктор Зубков, в данный момент АГЗС в Свердловской области генерируют только убытки.

«Мы обладаем 15 убыточными газозаправочными станциями в регионе. При этом их загрузка составляет только 30%. С помощью соглашения компания намерена для начала достичь 100% загрузки и в случае востребованности приступить к строительству новых объектов», – рассказал Зубков. При этом руководитель «дочки» «Газпрома» уточнил, что рассчитывает на льготы со стороны свердловского правительства. В частности, Зубков упомянул предоставление земельных участков под заправки по льготным условиям.

Согласно инвестпрограмме компании, в 2013 и 2014 годах на строительство АГЗС по всей России будет направленно 14 млрд рублей. Какая именно часть этих средств будет направлена в Свердловскую область, в компании пока не уточняют. Также туманными остаются и затраты региональный казны на перевод транспорта на газ, однако специалисты правительства уже успели подсчитать возможный эффект. По предварительным оценкам, только переоборудование дорожно-ремонтной техники позволит экономить до 200 млн рублей в год.

«На первое время мы планируем перевести 400 единиц коммунальной, дорожной и сельскохозяйственной техники. Специально под это мы разрабатываем региональную и муниципальные программы. Наверняка придется прибегнуть к лизингу и кредитным средствам», – уточнил Куйвашев.

Однако, как ни странно, основной упор в реализации соглашения стороны делают все-таки на экологическом аспекте. Во многом, по мнению окружения главы региона, это может быть связано с одним из самых крупных имиджевых проектов федерации – ЧМ по футболу 2018. Дело в том, что среди требований FIFA к городам, заявившимся на проведения матчей мундиаля, – переход на экологический стандарт топлива Евро-5.

«Учитывая вступление России в ВТО, рано или поздно нам придется перейти на стандарты Евро-5, что потребует колоссальных вложений. Использование метана сразу обеспечит нам стандарт Евро-5 с наименьшими затратами», – сообщил Зубков.

Однако эксперты газового рынка указывают, что переход на метан куда более затратный, нежели использование пропана или бутана.

«Само оборудование, используемое для перехода на метан, очень дорогое. В данном случае «Газпром» «продавил» свои коммерческие интересы, так как компания работает именно с метаном. В Екатеринбурге лоббированием этого вопроса занимался гендиректор компании «Газпром трансгаз Екатеринбург» Давид Гайдт, так как наверняка у него личный семейный бизнес по продаже газового топлива. Кроме того, газовая монополия станет единственным поставщиком в этом сегменте, так как в Свердловской области конкуренты у них отсутствуют», – считает собеседник издания.

Между тем аналитики называют газозаправочный рынок в Свердловской области очень емким и, как следствие не видят в заявке «Газпрома» краха интересов мелких коммерсантов.

Специалисты «Инвесткафе», в свою очередь, прогнозируют некоторое сокращение доли прибыли поставщиков традиционного вида топлива. Однако, по мнению аналитика Данила Маркелова, потери будут незначительными, так как подавляющая часть населения и коммерческих организаций продолжит отдавать предпочтение автотранспорту, использующему бензин.

Напомним, в мае 2013 года российский премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение о разработке мер по переводу транспорта и техники на газомоторное топливо. Документ также предполагает господдержку производства транспорта на природном газе и создание заправочной, сервисной инфраструктуры. Таким образом, до 2014 года в правительстве должен быть представлен план по переоснащению общественного транспорта и коммунальной техники к 2020 году. Причем в городах с численностью населения более 1 млн человек доля такого транспорта должна быть не менее 50%, в 300-тысячных муниципалитетах до 30%, а в «стотысячниках» до 10%.

На данный момент аналогичные соглашения подписаны с руководством Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода

Как ранее писала «Правда УРФО», газозаправочная сеть в Свердловской области традиционно является неразвитой разорванной системой. Большинство АГЗС представляют собой полулегальные кустарные заправки, деятельность которых регулярно попадает в поле зрения прокуроров. Время от времени на таких объектах происходят ЧП, после чего их на время закрывают.

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни