Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области планирует реанимировать проект по переработке отвалов ОАО «Уральский асбестовый горно-обогатительный комбинат». «Мы хотим вернуться к проекту «Русский магний» только в несколько другой плоскости», – рассказал «Правде УРФО» глава министерства Виктор Киселев.
Глава министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Виктор Киселев
Ранее «Правда УРФО» подробно рассказывала об этом проекте. ОАО «Русский магний» было создано в 2004 году для строительства в Асбесте завода по производству магния из отвалов «Ураласбеста». Уставный капитал компании объемом 85,6 млн рублей был разделен между швейцарской компанией MinmetFinancingCompany (50% плюс 1 акция), ОАО «Ураласбест» (25% минус 2 акции) и правительством Свердловской области (25% плюс 1 акция). Тогда MinmetFinancingCompany для развития проекта выделила порядка 2 миллиардов рублей в виде кредита. Правительство региона вложило в создание предприятия 150 миллионов рублей. Курировал этот проект отставной вице-премьер правительства Среднего Урала Александр Петров, входивший в совет директоров компании. Власти Свердловской области и представители предприятий вели переговоры по привлечению кредита «Внешэкономбанка». Кроме того, в проект стоимостью более десяти миллиардов рублей готовы были включиться госкорпорация «Роснано» и группа «Металлы Восточной Сибири» (входит в ИФК «Метрополь»). Однако, после сделки по перепродаже пакета акций Minmet компании «Солимаг» были автоматически аннулированы соглашения, заключенные ранее с «Роснано» и «Металлами Восточной Сибири». В итоге сама компания «Русский магний» подала в суд заявление о своем банкротстве. Впоследствии в 2012 году в отношении «Русского магния» была введена процедура наблюдения, а в октябре 2013 года арбитражный суд Свердловской области признал предприятие банкротом.
В результате Виктор Киселев признал, что его бывший коллега, в то время министр промышленности региона Александр Петров, называвший этот проект перспективным и прорывным, ошибся в расчетах, так как на момент несостоявшегося выхода завода на производственную мощность сбывать продукцию попросту было некуда.
«Как таковой железный магний на самом деле не будет востребован, так как основными его производителями сейчас являются китайцы. Они уже завалили магнием весь мир и бороться нам с ними смысла нет. Но наше месторождение уникально тем, что здесь мы можем получать электротехнический кремний, который даже выше по параметрам, чем тот, который требуется производителям электротехнических изделий. Из него можно будет производить солнечные панели для альтернативной энергетики», – пояснил министр.
Руководитель аналитического управления компании «Арсагера» Артем Абалов поддержал мнение министра. «Мировой рынок магния действительно характеризуется достаточно вялой хозяйственной конъюнктурой, связанной с некоторым избытком предложения со стороны производителей. Как следствие, в этих условиях наращивание мощностей представляется весьма спорным. Конкурентом на внутреннем рынке для «Русского магния» стал бы уже действующий «Соликамский магниевый завод», – подчеркнул он.
Представитель регионального минстроя меж тем добавил, что еще одним продуктом, который возможно и перспективно выпускать в Асбесте, является диоксид магния, который используется во многих сферах жизнедеятельности человека, начиная от медицины и заканчивая строительной отраслью.
«Его мы можем использовать в производстве огнеупорного кирпича, который будет выдерживать гораздо более высокую температуру, чем тот, что сейчас мы выпускаем. А это, естественно, очень выгодно металлургам, так как повлечет за собой экономию средств, которые они тратят на замены выгорающего кирпича», – отметил господин Киселев.
В итоге в городе, который в скором времени ожидают серьезные социальные проблемы из-за надвигающейся волны сокращений на «Ураласбесте», может быть создано почти 500 новых рабочих мест. Между тем пока у этого проекта нет потенциального инвестора.
«Вот сейчас у нас появилось новое министерство (министерство инвестиций и развития – прим.ред.). Для его укрепления мы отправили нашего заместителя (заместителем главы нового ведомства в начале ноября был назначен экс-замминистра строительства региона Дмитрий Нисковских). Думаем, они подхватят процесс поиска инвестора. Также мы хотим изучить рынок кремния. Думаю, это мы сделаем быстро», – отметил Виктор Киселев.
Между тем федеральные эксперты называют такой проект малоперспективным. «Диоксид магния главным образом используется как огнеупор для плавки металла. На рынке огнеупоров в России производители очень страдают от низкой рентабельности. Им приходится конкурировать с огромным импортом из Китая. А сегодня китайские огнеупоры в соотношении цена-качество довольно конкурентны по сравнению с российской продукцией. Из-за этого производители очень страдают, финансовое положение компаний довольно тяжелое. При реализации такого проекта высокой рентабельности ждать не приходится именно из-за импорта из Китая», – считает аналитик инвесткомпании «Велес Капитал» Айрат Халиков.
По поводу возможного запуска производства кремния в Асбесте Артем Абалов сказал, что «на мировом рынке уже сформировался устойчивый круг производителей, к тому же само по себе производство носит весьма энергозатратный характер. Без существенного вклада государственных институтов такой проект в нынешних условиях реализовать будет тяжело».
Решатся ли госкомпании «ввязаться» в такой проект, никто из собеседников издания прогнозировать не стал.
«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.