Свердловские автопредприятия готовы вновь выйти с протянутой рукой к областным властям. Компании заявляют о повышении финансовой нагрузки и уже начинают отказываться от ряда межмуниципальных маршрутов на территории Свердловской области. Корнем всех проблем бизнес считает тарифообразование: по мнению автоперевозчиков, РЭК не регулирует тарифы, а перекладывает все финансовое бремя на сами компании.
Напомним, в начале января автоперевозчики Екатеринбурга при поддержке депутатов Законодательного собрания подняли вопрос о муниципальных субсидиях. Тогда речь шла о компенсации проезда для льготных категорий граждан. Предприятия заявляли о том, что власти столицы Урала не исполняют обязательства по субсидированию, вследствие чего частные компании накопили убытков на общую сумму в 1 млрд рублей. Итогом волнений стали обращения к областному премьеру Денису Паслеру.
Спустя ровно месяц история получила свое продолжение. На сей раз к проблеме подключились перевозчики со всей области, их требования уже более масштабны: нужно полностью пересмотреть формирование тарифов. Причем РЭК должна позаботиться о субсидиях из регионального бюджета, а Минтранс – о компенсациях для убыточных маршрутов.
«Тариф для населения должен исходить не из себестоимости перевозки, а из возможности населения. И организатор перевозок, который изучает платежеспособность жителей, должен понимать, что занижать тариф в интересах населения нужно не за счет создания невозможных финансовых условий для автоперевозчиков, а за счет компенсаций из бюджета. Только в этом случае автопредприятие сможет выполнить все условия по комплектации оборудованием ГЛОНАСС, страхованию и выплате нормальной заработной платы», – считает директор Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Лилия Саранчук.
До 1 апреля автопарки предприятий должны быть укомплектованы оборудованием ГЛОНАСС на 100%. По оценке президента Союза автотранспортных предпринимателей Николая Герасимова, стоимость одного навигатора для автобуса варьируется от 18 до 28 тыс. рублей. Плюсом к этому идет обязательная установка тахографа – от 30 тыс. рублей. Сверху на перевозчиков ложатся обязательства по страхованию.
«Оборудование ГЛОНАСС должно быть установлено уже сейчас, с 1 апреля его отсутствие повлечет за собой административную ответственность для собственника предприятия. Между тем только треть автоперевозчиков на сегодняшний день установили систему ГЛОНАСС», – подвел предварительный и неутешительный итог замначальника УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области Алексей Габдорахманов.
С начала года вступил в силу федеральный закон об обязательном страховании ответственности автоперевозчиков. За гибель или травматизм пассажиров всю ответственность будет нести транспортная компания. Суммы серьезные, а то и фатальные для части участников рынка – от 2 млн рублей за смерть.
«Независимо от того, есть страховка или нет, закон уже начал действовать. Ответственность в полном объеме лежит на перевозчике. Интерес к страхованию перевозчики уже начали проявлять – деньги серьезные, и этой весной страховой полис должен быть в обязательном порядке», – проинформировал директор ОАО «Страховая группа «МСК» Сергей Старшинов.
При этом эксперт добавляет, что процесс только начался и на данном этапе страховаться автопредприятия не спешат. Так, автобусы ЕМУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» до сих пор ездят без страховки.
Еще до введения закона о страховании эксперты рынка предрекали разорение транспортных предприятий и повышение стоимости проезда в общественном транспорте. Частные перевозчики заявляют о том, что цена проезда так или иначе вырастет, однако не из-за страховки: доля последней составит от 15 до 35 коп. в билете. Основные составляющие себестоимости проезда – это топливо и расходы на заработную плату. В условиях устойчивого дефицита кадров из-за низких окладов и увеличения финансовой нагрузки автопредприятия прямо заявляют о необходимости корректировки тарифов. При этом на ряде предприятий уже запущены процессы банкротства, а жители удаленных территорий остаются без транспортного сообщения.
«Повышающаяся финансовая ответственность предприятий – страхование, покупка тахографов и увеличение контроля – привела к тому, что автоперевозчики начали делать заявления о том, что они вынуждены оставить ряд маршрутов. Так, межмуниципальные перевозки уже прекращены в Красноуфимском районе – население в итоге теряет всякую способность перемещаться. Предприятия несут убытки в 2 миллиона рублей. Одно уже обанкротилось – красноуфимское предприятие «Турист». Пассажирские перевозки делятся на очень рентабельные, с устойчивым пассажиропотоком, и на убыточные – сделать их прибыльными ни при каком тарифе невозможно, разве что 100 рублей за километр, что население в принципе не потянет», – делится с журналистами Лилия Саранчук.
Примечательно, что убыточные маршруты есть не только в области, но и в самом Екатеринбурге. Отчего это происходит, «Правда УрФО» уже подробно рассказывала.
Перевозчики требуют господдержки, и если частные компании напрямую говорят о том, что подобные проблемы должны решать и город, и область, то муниципальные уповают исключительно на бюджет региона. Отметим, что в Екатеринбурге и так установлен экономически обоснованный тариф, в который заложены обязательства муниципалитета по компенсации проезда льготникам.
«Тариф на то и регулируется РЭКом, чтобы, если что, можно было субсидировать межтарифную разницу. Покрывать расходы должен тот, кто устанавливал тариф, в данном случае это РЭК. Но вопрос в том, что тариф по Екатеринбургу и так был установлен по максимуму. Сейчас в экономически обоснованный тариф входят еще и обязательства города по выплате компенсаций по перевозу льготников, которые он не исполняет. Конечно, было бы логично устанавливать тариф исходя из возможностей населения. На Заксобрании, когда обсуждался бюджет, я поднимал вопрос о субсидировании перевозчиков, но вопрос не был учтен. Конечно, если уж мы беремся тарифы регулировать, то делать это надо исходя из возможностей населения, как это прописано в законодательстве», – рассказал «Правде УРФО» депутат Законодательного собрания Свердловской области Дмитрий Ионин.
В Союзе автотранспортных предприятий тем временем напоминают об опыте коллег: северные регионы УрФО предоставляют субсидии, причем каждый вид перевозок и даже отдельные маршруты имеют свою систему бюджетных компенсаций.
«Дело в том, что в других регионах, таких как Тюмень или Ханты-Мансийск, там платят. В Тюменской области, к примеру, выделили 100 млн автоперевозчикам для того, чтобы они оборудовали свои автобусы системой ГЛОНАСС. Конечно, им теперь не надо об этом думать. Там идет субсидирование помаршрутно, и мы об этом постоянно говорим нашему правительству, что надо субсидировать убыточные сельские маршруты», – рассказали «Правде УРФО» в союзе.
По информации источника «Правды УРФО» в правительстве Свердловской области, убыточные социальные маршруты, действительно, должны дотироваться тем, кто установил тариф, то есть из областного бюджета.
«Здесь все вопросы к Минтрансу – они должны признать их социальными маршрутами со своими отдельными тарифами», – отмечает собеседник издания.
Между тем получить комментарий министерства транспорта не удалось.
Отметим, что на сегодняшний день автоперевозчики официально в РЭК с просьбой об увеличении тарифа не обращались. Как рассказал «Правде УРФО» президент Союза автотранспортных предпринимателей и гендиректор ЕМУП «Муниципальное объединение автобусных предприятий» Николай Герасимов, сейчас идет процесс переговоров с РЭК. Очевидно, что администрация Екатеринбурга вышла на новый этап переговоров с областью и величина тарифов будет напрямую зависеть от «суммы сделки» между «серым» и «белым» домами.
«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.
1 комментарий к “Свердловские автоперевозчики обанкротятся и отменят сельские маршруты ради льгот”
не возможно компенсировать убытки общественного транспорта на малозагруженных маршрутах за счет бюджета,ихнужно компенсировать за счет прибыли напряженных маршрутов,перераспределять;главное:обеспечить 100% контроль обилечивания пассажиров!(на сельских маршрутах основная масса пассажиров садящихся в транспорт по пути следования не обилечивается,однако деньги взимаются.