«Сургутнефтегаз» разделит «ЮТэйр» между нефтяниками и «Аэрофлотом»

Непрофильные сегменты бизнеса «ЮТэйр» пускают с молотка

Руководство группы «ЮТэйр» начало распродавать активы. Первой крупной сделкой может стать продажа базового для них аэропорта Рощино в Тюмени, который принадлежит близким авиаперевозчику компаниям. В активе заинтересованы крупные аэродромные холдинги страны. В первую очередь речь идет о «Новапорте». Эксперты сходятся во мнении, что причиной продажи актива стало удручающее финансовое положение группы. Мажоритарный акционер «Сургутнефтегаз» решился на такие шаги, чтобы спасти хотя бы прибыльную часть стремящейся к банкротству авиагруппы. В скором времени самолетный бизнес «ЮТэйра» все же может перейти к «Аэрофлоту», а на балансе самой группы останется лишь необходимый для работы нефтяников и газовиков вертолетный сегмент. Только от «Транснефти» в 2014 году компания получила заказы на вертолетные работы в общей сложности на 4 млрд рублей.

Процесс передачи ОАО «Аэропорт Рощино» (Тюмень) к новому собственнику, по мнению авиаэкспертов, может начаться уже через полгода. Как ранее сообщала «Правда УРФО», аэропортовый холдинг Романа Троценко «Новапорт» в настоящее время ведет переговоры с акционерами аэропорта о покупке этого актива.

Совладелец «Новапорта» Роман Троценко сообщил СМИ, что холдингу «интересны все аэропорты с пассажиропотоком от 1 млн пассажиров в год, в том числе и Рощино». По итогам 2013 года выручка аэропорта Рощино составила 1,2 млрд рублей, чистая прибыль – 3,5 млн рублей, пассажиропоток – 1,3 млн человек. Кредиторская задолженность компании на конец прошлого года составляла 111 млн рублей. Дебиторская задолженность – 103 млн рублей. Квартальную отчетность аэропорт не раскрывает.

Решение о продаже актива может быть связано со сложным финансовым положением авиакомпании «ЮТэйр». Стоит напомнить, что аэропорт подконтролен структурам, близким к акционерам авиакомпании. В частности, сам пассажирский терминал принадлежит инвесткомпании «Регион» Зелимхана Муцоева, являющейся миноритарным акционером авиакомпании. Остальной инфраструктурой владеют компании, близкие непосредственно к «ЮТэйру».

«Я считаю, что это хороший актив, любому аэропортовому холдингу, в том числе и «Новапорту», он будет полезен, если они смогут его купить, конечно. Оценить его сложно. Это зависит от объема долгов. Сейчас аэропортовые инфраструктурные объекты оцениваются в диапазоне 1,7 – 1,9 годового оборота. Вообще у нас в России мало аэропортов, а тех, которые можно купить, еще меньше. Я думаю, его купит один из пяти аэропортовых холдингов. Это будет коммерческая цена, но какая точно, сказать не могу. Все равно это будут обсуждать не меньше полугода», – полагает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

В частности, активом помимо «Новапорта» могут заинтересоваться крупнейшие российские аэропортовые холдинги «Аэропорты регионов» (входят в группу «Ренова» Виктора Вексельберга), «БазэлАэро» (управляет авиаактивами холдинга «Базовый элемент» Олега Дерипаски).

«Этот актив является непрофильным для акционеров. В свое время группа «ЮТэйр» хотела создать аэропортовый дивизион. В виде некой социальной нагрузки они получили несколько аэропортов в ХМАО и ЯНАО: например, в Ноябрьске, Сургуте и так далее. Рощино был одним из предпоследних аэропортов, который перешел к ним в 2000 годах в рамках соцнагрузки. «ЮТэйр» выполняет много не совсем коммерческих функций. Все, что администрация Тюменской области просит, они всегда делали и делают», – подчеркнул Борис Рыбак.

Он отметил, что в настоящее время можно говорить о том, что «Сургутнефтегаз», являющийся основным акционером «ЮТэйра», избавляется от авиаактивов. «Вы наверняка слышали о программе оптимизации издержек авиакомпании. Когда такую программу реализуют все, непрофильные активы идут под нож первыми», – отметил эксперт.

Ранее «Правда УРФО» подробно рассказывала о финансовых трудностях «ЮТэйра». Они вынудили компанию пойти на сокращение издержек и увольнение части персонала. Согласно информации «ЮТэйра», гендиректор Андрей Мартиросов собрался экономить на целом ряде направлений деятельности. Будет как минимум на 30% сокращено количество заместителей генерального директора и другого управленческого персонала. Еще в июне они заявили, что значительное число дочерних и зависимых обществ группы, а именно компании по техническому обслуживанию, представительства и компании, осуществляющие прочие виды деятельности, будут ликвидированы либо реструктуризированы. Также программа оптимизации включает в себя мероприятия по оптимизации маршрутной сети. Согласно полугодовому отчету «ЮТэйра» по МСФО за 2013 год, объем долгосрочных обязательств компании превышает 90 млрд рублей. Кроме того, гендиректор Андрей Мартиросов, избавившись от своих акций «ЮТэйра», решил пойти на изменение структуры бизнеса с выделением вертолетного сегмента и на привлечение дополнительных средств в размере 14 млрд рублей за счет размещения допэмиссии акций. Тогда же на рынке появилась информация о том, что самолетный сегмент группы может быть продан «Аэрофлоту».

«Не исключено, что самолетный сегмент действительно в скором времени перейдет «Аэрофлоту». Такие разговоры и слухи в Москве есть», – подчеркнул Борис Рыбак.

Стоит напомнить, что на прошлой неделе появилась информация о том, что две крупнейшие авиакомпании в России «Трансаэро» и «ЮТэйр» обратились к федеральным властям с просьбой о господдержке. В частности, речь шла о выделении госгарантий. Правительство РФ начало поиск вариантов спасения авиакомпании «ЮТэйр» от банкротства. Федеральные СМИ заявляли о том, что на данный момент рассматриваются 2 основных пути: передача в управление «Аэрофлоту» и госгарантия для привлечения крупного кредита.

Источник «Правды УРФО» в авиасфере рассказал о том, что рассматривается такой вариант: в скором времени за «Сургутнефтегазом» может остаться только прибыльный вертолетный сегмент «ЮТэйра». «Компания имеет контракты на контрольные облеты нефтепроводных систем с «дочками» «Транснефти», они работают с крупными нефтяниками и газовиками Урала и Сибири. Кроме того, компания осуществляет вертолетные перевозки в рамках контрактов с ООН», – напомнил собеседник издания.

Согласно базе данных «Спарк Маркетинг», в 2014 году компания получила целый ряд контрактов на выполнение вертолетных работ. Только с «Транснефтью» и ее «дочками» было заключено 9 контрактов на общую сумму порядка 4 млрд рублей.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Справочно:

Международный аэропорт Рощино допущен к приему 23 типов воздушных судов (Ту-154, Ту-134, Ил-76, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Aн-28, Як-40, Як-42, Ил-18, Л-410, Боинг-737/757, Ил-86, ATR-42, ATR-72, CRJ-100/200, A-319/320, Golfstream V SP G-550/IV SP, Embraer-120) и всех видов вертолетов. Аэродром включает в себя две взлетно-посадочные полосы. В воздушном порту работает более 1500 сотрудников. По 25% акций ОАО «Аэропорт Рощино» принадлежит ООО «Валенто», ЗАО «ИК «Регион», ООО «Инвестцентрдом» и ООО «НовелтиЭстейт».

Авиакомпания «ЮТэйр» входит в тройку лидеров российского авиарынка по объемам перевозок. В парке компании более 150 самолетов. Перелеты осуществляются по 110 направлениям. Основным хабом являются аэропорты Внуково (Москва) и Рощино (Тюмень). Генеральный директор – Андрей Мартиросов. НПФ «Сургутнефтегаз» принадлежит 60,67% уставного капитала «ЮТэйр».

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни