Спонсоры поставили клубы КХЛ УрФО на грань выживания

«Заболеть» спортом больших достижений некоторым губернаторам УрФО помогут высшие федеральные чиновники

Окончание сезона 2014-2015 годов для большинства хоккейных клубов, представляющих в Континентальной хоккейной лиге регионы УрФО, незамедлительно поставило перед их руководителями вопросы дальнейшего выживания – инфраструктурного развития, поиска спонсоров и бюджетов. В свете общей экономической ситуации и секвестирования будущее уральских клубов как претендентов на лидирующие позиции в лиге представляется туманным. На сегодняшний день ни один хоккейный клуб УрФО не заявил о намерениях увеличить финансирование на следующий сезон. Более того, до сих пор обоснованные сомнения вызывает перспектива ХК «Югра» соответствовать даже минимальному для КХЛ пределу заработной платы, составляющему чуть более 250 миллионов рублей. Головной боли руководству хоккейных клубов добавляет острая необходимость вовлечения внебюджетных источников, на что, по признанию самих руководителей, потенциальные спонсоры откликаются крайне неохотно, равно как и на развитие инфраструктуры. Строительство новых арен или реконструкция действующих в грядущем сезоне вообще невозможны, а лига рискует утерять один из клубов КХЛ.

Сегодня нет опасений только для клубной системы магнитогорского «Металлурга». Хозяин комбината лично увлечен титульным для России видом спорта и, следовательно, содержит клуб, как часть имиджа ММК. «Магнитка» на протяжении полутора десятилетий входит в число лидеров российского и европейского хоккея, и даже вероятный вылет действующего обладателя Кубка Гагарина из нынешнего розыгрыша турнира на стадии полуфинала никоим образом не изменит отношения владельца к своему фактическому детищу. По крайней мере, Виктор Рашников и сам заявлял о своей позиции.

Председатель совета директоров ММК Виктор Рашников и главный тренер «Металлурга» Майк Кинэн с Кубком Гагарина

Остальные три клуба КХЛ не могут испытывать такой уверенности в своем будущем. Главным источником их доходов служат региональные бюджеты, а попытки выйти на самоокупаемость за счет билетных и абонементных программ, продажи атрибутики и предоставления льда в аренду приносят ничтожные доходы. В роли спонсоров зачастую выступают компании, для которых такое социальное партнерство является не вполне добровольным, поскольку осуществляется под нажимом со стороны властей регионального и муниципального уровня. При первой же возможности они сворачивают поддержку, переориентируя денежные потоки на другие, неспортивные проекты.

«Конечно, у нас нет таких спонсоров, как «Башнефть» (новый спонсор уфимского «Салавата Юлаева». – прим. ред.) или «СМП Банк» (партнер Континентальной хоккейной лиги. – Прим. ред.). Губернатор поставил предельно жесткую задачу – минимизировать расходование бюджетных средств и значительно активнее работать со спонсорами. Назвать вам нынешний бюджет клуба не могу, это коммерческая тайна. Арена «Трактор» соответствует международным стандартам, и крупных капиталовложений в нее не требуется. Что касается нашей базы – она обеспечена всей необходимой инфраструктурой, к тому же выезды на нее хоккеисты давно перестали воспринимать, как наказание, поскольку мы отказались от таких методов «воспитания». Она используется всеми подразделениями нашего клуба – «Челметом» из ВХЛ, «Белыми Медведями» из МХЛ и женской командой «Белые Медведицы», – говорит куратор ХК «Трактор», замгубернатора Челябинской области Иван Сеничев. – Разумеется, экономия средств имеет для нас первостепенное значение. В нынешнем году мы получили неприятную неожиданность. Условно говоря, приняли решение на совете директоров снять часть денег с женского клуба и перебросить их на «молодежку», как государство ввело 5% налог на медстрахование. Вот и вся экономия».

При этом губернатор Челябинской области Борис Дубровский, являющийся также президентом «Трактора», нацеливает команду на высокий результат. В своем выступлении по итогам сезона глава региона недвусмысленно дал понять, что ожидает от команды высоких спортивных показателей: «Задача на сезон – создание боевой, агрессивной и очень амбициозной команды, которая должна в плей-офф играть как минимум в финале конференции».

В этой связи стоит заметить, что в обозримом будущем «трактористам» придется не только «значительно активнее работать со спонсорами», но и изыскивать средства на очередную хоккейную стройку. Дело в том, что еще в 2011 году лига обсуждала вопрос количества зрительских мест на аренах своих клубов и настоятельно не рекомендовала городам-миллионникам возводить спортсооружения менее чем на 12 тыс. зрителей. При этом до 2017 года действует технический регламент, статья 2 которого определяет минимальное количество мест для зрителей на стадионе – 5.5 тыс. Начиная с 2018 года, мегаполисам будет предложено обзавестись аренами для не менее 12 тыс. болельщиков. В противном случае над командами нависнет вполне реальная угроза исключения из состава КХЛ.

 Согласно данным статистики, население Челябинска на текущий год составляет 1 млн 182 тыс. жителей, а построенная в 2009 году силами «Балтийской строительной компании» «Арена-Трактор» вмещает лишь 7500 зрителей с небольшой возможностью для увеличения посадочных мест. КХЛ уже предупредила руководство нескольких регионов, представленных в ее рядах, о грядущем изменении курса на повышение доходности за счет продажи зрелища и вовлечения новых масс болельщиков, и, соответственно, необходимости строительства ледовых дворцов спорта. В их числе оказался и Екатеринбург, обладающий одной из самых небольших (5,5 тыс. мест) и старых (1972 года постройки, значительно реконструирована в 2006 году) арен – КРК «Уралец».

«Планы постройки новой ледовой арены на 12 тысяч зрителей вполне реальны. Конечно, в них могут вмешаться экономические катаклизмы, от которых не застрахован никто, но работа уже ведется. Ищем и анализируем площадки под будущую застройку. Нынешняя арена доведена до максимально возможного уровня комфорта, мы проводим в ней необходимые ремонтные работы, техническое обеспечение, в частности, отремонтированы раздевалки и разминочные залы. Но согласно требованиям КХЛ, которым мы обязаны соответствовать, будем строить новую арену с учетом транспортной доступности для болельщиков», – рассказала «Правде УРФО» вице-президент ХК «Автомобилист» (Екатеринбург) Эльвира Черепанова.

Как сообщают в самой лиге, план по строительству арены для «Автомобилиста» уже одобрен губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым, разрабатывается «дорожная карта», а в роли потенциального инвестора и застройщика выступит нынешний владелец действующего Дворца спорта – ОАО «КРК «Уралец». Предполагается привлечение и бюджетных средств, и помощь КХЛ на условиях софинансирования. Датой появления в столице Среднего Урала ультрасовременного спортсооружения ориентировочно называют 2020 год.

«Автомобилист» в матче против СКА

Из оперативных затрат менеджменту клуба предстоит одновременно решить вопрос с необходимостью перезаключения контрактов с большей частью игроков основного состава, в том числе безусловных лидеров коллектива, и тренерским штабом. В «Авто» рассчитывают, что смогут удержать ключевых хоккеистов, вокруг которых будет строиться игра команды грядущего сезона.

Наиболее проблемно во всех отношениях выглядит ханты-мансийская «Югра». Клуб на протяжении сезона сотрясают скандалы, связанные с финансированием и задержками зарплат игрокам и персоналу, напряженными отношениями между болельщиками и менеджментом в лице экс-генерального директора Андрея Бельмача и генерального менеджера Андрея Потайчука, а также конфликтами в самом руководстве.

Финальным аккордом конфликта стало резкое заявление главы ХМАО-Югры Натальи Комаровой, усомнившейся в целесообразности содержания «дорогой игрушки» на бюджетные средства, к тому же весьма неэффективно расходуемые. Например, по данным источников «Правды УРФО», уволенный 16 марта Бельмач получал в клубе ежемесячную зарплату в размере около 900 тыс. рублей, в то время как игроки жаловались на многомесячные задержки выплат, не погашенные в полном объеме по сей момент.

Теперь разбираться с тяжелым наследием (вероятность отставки коллеги бывшего директора генменеджера Потайчука кураторы клуба оценивают как близкую к 100%) предстоит новым руководителям, в частности, временно занявшему должность гендиректора Павлу Езовских.

Бывший генеральный директор ХК «Югра» Андрей Бельмач

Кураторы «Югры» неохотно отвечают на вопросы о ближайших перспективах команды в КХЛ, даже не говоря о долгосрочных. Назначение Езовских, вероятно, стоит расценивать, как промежуточный шаг, поскольку известный в прошлом хоккеист челябинского «Трактора» и перспективный тренер никогда не трудился на административных должностях, что для серьезной хоккейной структуры, за редким исключением, выглядит парадоксом. В частности, низкий зрительский интерес к команде в прошедшем сезоне в руководстве склонны объяснять не провалом работы с болельщиками и повышением цен на билеты, а собственно плохой игрой команды.

«Не ходят на хоккей, потому что команда плохо играет. Эту причину назову в качестве основной. В первой декаде апреля соберемся и конкретно обсудим будущее клуба. Привлечем к обсуждению общественность, болельщиков. Там примем окончательное решение. Нам некогда сегодня этим заниматься – на данный момент для нас первоочередное значение имеют финальный этап Кубка мира по биатлону и Сурдлимпийские игры. Потом вернемся к хоккею», – прокомментировал для «Правды УРФО» заместитель губернатора округа Алексей Путин.

Проблемы в хоккейном клубе затронули практически весь спектр деятельности. Даже телевизионное освещение матчей не осталось в стороне. По-прежнему остается открытым вопрос медиасопровождения игр команды на домашней арене. Исполнительный директор ОТРК «Югра» Николай Тузиков в комментариях был предельно лаконичен: «Наша компания работать собирается. Но на данный момент нет ни четкого плана, ни графика работ».

О привлечении спонсоров в клубе много говорят, однако позитивных сдвигов практически не происходит. По словам Бельмача, процент сторонних инвестиций в нынешнем сезоне составлял не более 30% средств (по оценкам независимых экспертов, около 20%), а перспективы привлечения новых инвесторов-«добровольцев» стремятся к нулю. Причины лежат на поверхности: нынешние экономические реалии, мало способствующие фактически меценатству, незначительный статус кураторов клуба, отсутствие интереса к клубу-неудачнику, к тому же не обладающему брендом с перспективной капитализацией (в отличие от возрождаемого столичного «Спартака»), и, наконец, недоверие потенциальных инвесторов к менеджменту и кураторам коллектива.

По оценке спортивных экспертов, сегодня будущее для регионального хоккея могут гарантировать только олигархи, губернаторы, да и то лишь при личной заинтересованности, которую им, вне всякого сомнения, обрести помогут. Как в случае с президентом России Владимиром Путиным, когда тот лично встал на коньки.

«Правда УРФО» продолжит внимательно следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни