Сегодня очередное решение Арбитражного суда Свердловской области отодвинуло завершение спора на несколько недель. Отказ от заключения договора с челябинским партнером в СПК объясняют заниженной суммой компенсаций за перевозку, которая закреплена в региональном бюджете.
«Заложено 100 миллионов рублей. Для нас это убыточный договор. По нашему прогнозу компенсации должны составить 218 миллионов рублей. У нас нет почти никакого диалога с правительством. Если бы он был, мы бы нашли компромиссный вариант. Подобная ситуация была у нас в Кургане, но там мы пришли к соглашению», – рассказала «Правде УРФО» пресс-секретарь СПК Диана Рыбакова.
Несмотря на отсутствие договора, пригородная компания продолжает перевозки в Челябинской области. СПК настаивает на поквартальной оплате за уже отработанный срок, но общего решения с заказчиком пока не находит.
«Мы не согласны относительно сроков заключения договора. В нем был пункт о поквартальной оплате. Сейчас СПК настаивает на оплате за первый квартал, но основной вопрос в сроке действия (предложенного) договора. Он истек», – сообщили «Правде УРФО» в челябинском минстрое.
Региональные власти выражают готовность оплатить только документально доказанные траты. В прошлом году эта сумма составила 106 миллионов рублей. СПК было оплачено 100 миллионов рублей, оставшиеся 6 миллионов – перенесены в расходы текущего года.
«Предварительный прогноз «Единого тарифного органа (ЕТО) Челябинской области» сначала был 149 миллионов рублей. Возникли разногласия в методике расчетов. При расчетах была завышена средняя нацеленность (24 человека на вагон, хотя протоколом было закреплено 22). В связи с этим завышены доходы компании, и снижена сумма компенсаций. В случае если региональные власти не выполнят свои финансовое обязательства, СПК будет вынуждена оптимизировать маршрутную сеть пригородного сообщения. СПК намерена до конца отстаивать свои интересы в судебном порядке. А также использовать свое право сокращения маршрутной сети, подтвержденное Высшим арбитражным судом», – огласили официальную позицию в компании.
После неудачных попыток понудить челябинский минстрой к подписанию договора, перевозчик попытался перенести вопрос на более высокий уровень. По данным источников «Правды УРФО», транспортники направили в адрес врио губернатора Бориса Дубровского письмо с указанием необходимости компенсаций в размере прогноза ЕТО. В тарифном органе и министерстве единогласно отмечают, что прогнозные данные были скорректированы на основании представленных СПК показателей перевозки. В результате сумма компенсаций с учетом повышения тарифа за перевозку снизилась до 100 миллионов рублей.
«В документах СПК нет прозрачности. Затраты формируются в целом по компании, данные приходят из Москвы. То есть четко вычислить, что приходится на регион, невозможно. Затраты на инфраструктуру у компании небольшие. 99% берет на себя регион. ФСТ установлен льготный коэффициент для перевозчика в 0,01%, он учтен в тарифе. Вторая статья расходов – это аренда подвижного состава. Затраты на него формируются не непосредственно в СПК, а в целом на ОАО «РЖД». Все сваливается в общий котел, а для регионов затем устанавливаются коэффициенты. В Челябинской области коэффициент непонятно почему выше, чем в Свердловской», – приводит детали подсчета затрат источник «Правды УРФО» в челябинском ЕТО.
Министерство строительства и дорожного хозяйства Челябинской области
Один из важнейших показателей формирования объема затрат перевозчика и компенсаций является также пассажиропоток. СПК несколько раз представляла в ЕТО показатель заполненности вагонов (на 100 мест), постепенно повышая его с 13 до 19 человек. В итоге компания представила среднее количество пассажиров в 24,74 на вагон, затем скорректировав цифру до 24. В тарифном органе считают, что реальное количество пассажиров электричек несколько меньше, в среднем по области в вагоне едет 22 человека. Однако подсчитать точное количество пассажиров, пользующихся услугами СПК, в регионе пока не могут. Перевозчик и региональные власти не достигли единогласия в вопросе установки электронной системы подсчета в вагонах. В ЕТО полагают, что пригородная компания в ней в принципе не заинтересована. В СПК, которая так и не получила расчет за полгода перевозок в кредит, дополнительные траты на системы учета вряд ли планирует в ближайшее время.
«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.