Сетевые компании УрФО отрежут от «последней» прибыли

Вслед за «последней милей» энергетиков лишают инвестсоставляющей

Распределительные компании УрФО начали разработку стандартов технологического и ценового аудита, согласно требованиям Минэнерго РФ. По мнению экспертов, таким образом федеральное ведомство намерено урезать чрезмерную инвестиционную составляющую, которая представляет один из основных источников дохода в условиях заморозки тарифов и ликвидации «последней мили». В то же время, участники рынка указывают на то, что стоимость аудита велика, и сокращение инвестсоставляющей нивелируется расходами на услуги оценщиков, что в конечном итоге ляжет на плечи потребителей. Однако до сих пор неясной остается объективность такого аудита, учитывая географические особенности различных регионов РФ.

Сегодня, 11 декабря, совет директоров ОАО «МРСК Урала» принял стандарты организации проведения публичного технологического и ценового аудита инвестпроектов, стоимостью более 1,5 млрд рублей. Теперь документ должен пройти согласование с экспертным советом при правительстве РФ и снова будет представлен на рассмотрение совета директоров компании.

В пресс-службе «МРСК Урала» «Правде УРФО» пояснили, что для осуществления технического надзора на объектах компании между ОАО «Россети» и ОАО «МРСК Урала» предполагается заключение договора возмездного оказания услуг, непосредственное исполнение которого будет осуществлять филиал ОАО «Россети» – «Центр технического надзора».

«В перечень полномочий Центра включен надзор за техническим состоянием электросетевых объектов, эксплуатацией оборудования, реализация мероприятий по энергоэффективности и энергоснабжению, контроль состояния охранных зон линий электропередачи, подстанций, ход подготовки и прохождение особых периодов. Особое внимание филиал «Россетей» будет уделять работам на реконструируемых и вновь строящихся объектах, в частности, наличию разрешительной документации, организации производства работ и ее соответствию нормативным требованиям», – сообщили в пресс-службе компании.

Отметим, среди распределительных компаний УрФО наибольшее количество объектов, попадающих под публичный аудит, находится именно у «МРСК Урала». Это связано с тем, что уральская «дочка» «Россетей» реализует наиболее масштабные проекты.

Так, например, в ОАО «Тюменьэнерго» «Правде УРФО» сообщили, что инвестпроекты дороже 1,5 млрд рублей будут реализовываться только в 2014 году.

«Россети» организуют конкурс и выберут аудитора. Согласно требованиям Минэнерго, проверяющий должен иметь опыт более 7 лет на рынке, провести аудит не менее 5 проектов общей стоимостью 8 млрд рублей и иметь в распоряжении не менее 5 специалистов. Все эти проверки пройдут в «Тюменьэнерго» только в 2014 году, когда будут реализовываться эти инвестпроекты», – рассказал представитель «Тюменьэнерго».

Примечательно, что публичный аудит вообще не коснется ОАО «Курганэнерго». В пресс-службе компании «Правде УРФО» сообщили, что у сетевиков Зауралья вообще нет инвестпроектов дороже 1,5 млрд рублей.

Эксперты, в свою очередь, указывают на то, что инициатива Минэнерго позволит урезать сетевым компаниям «раздутую» инвестсоставляющую. По мнению источника «Правды УРФО» в ОАО «Россети», проведение дополнительного аудита столкнет сетевиков, в чьих интересах максимально завысить стоимость инвестпрограмм, с проверяющими, чья задача занизить ее и отчитаться об оптимизации расходов. 

«По факту инициатива станет еще одним рычагом воздействия Минэнерго на сетевиков. Скорее всего, аудиторы будут назначаться федеральным ведомством, поэтому появится дополнительная линия более или менее независимого контроля. Сейчас сетевые компании закладывают в инвестсоставляющую тарифа все, что только могут, и защищают ее в РЭК. Между тем время от времени обнаруживается, что реальная стоимость некоторых инвестпроектов в разы ниже заявленной. С другой стороны, вполне вероятно, что к отдельным компаниям будут применяться «драконовские» методы, а к кому-то будут относиться более лояльно», – отметил собеседник «Правды УРФО».

Эксперт также уточнил, что компании воспринимают урезание инвестпрограммы очень болезненно в условиях ликвидации «последней мили» и заморозки тарифов.

В то же время участники рынка отмечают, что нововведение Минэнерго может создать дополнительную нагрузку на сетевые компании за счет высокой стоимости аудита.

«Учитывая, что в среднем только 10% стоимости проекта занимает подготовка проектно-сметной документации, стоимость аудита может лечь на конечных потребителей. Такими темпами можно нарастить цепочку и устроить дополнительные проверки аудиторам», – считает эксперт.

Между тем ведущий аналитик УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов указывает, что проведение дополнительного аудита может стать причиной увеличения сроков реализации инвестпроектов и возможных конфликтов между сетевыми компаниями и проверяющими организациями.

«Если говорить только о классическом аудите, под критерии Минэнерго подходит несколько десятков компаний. Но стоит принять во внимание, что должен быть проведен еще и технологический аудит, то есть организация должна разбираться в тонкостях именно электроэнергетики. Такие организации тоже есть в стране, это различные отраслевые НИИ, но вряд ли у них в штате есть специалисты, способные провести классическую оценку проектов. Таким образом, вероятнее всего, что если аудит проектов и будет проводиться, то его придется делать двум разным организациям – одна будет рассматривать технологическую сторону проекта, а другая – проводить классическую оценку проекта на соответствие экономическому смыслу и возможности достижения заявленных показателей», – считает Дмитрий Баранов.

По словам эксперта, наличие двух компаний, которые будут проверять проект, может быть очень хорошим решением, так как это повысит качество оценки, позволит внести коррективы еще в процессе проектировки, а не в момент его реализации.

«Понятно, что определенные коррективы в стандарты оценки могут быть внесены, но они не должны быть значительными, чтобы сохранялась корректность оценки. То есть, очевидно, что реализация проекта сетевой компании где-нибудь в Сибирском федеральном округе потребует больше времени и ресурсов, чем, к примеру, реализация схожего проекта в Центральном федеральном округе, и это надо учесть в критериях оценки, но базовые показатели должны быть стандартными для всей страны», – добавил аналитик.

Напомним, ранее ОАО «Российские сети» «спустило» разнарядку своим распределительным «дочкам» по заморозке строительства новых объектов в рамках инвестпрограмм в связи с отсутствием средств в бюджете. Таким образом, стратегия «Россетей» будет направлена исключительно на строительство и закупку в рамках поддержки жизнеспособности сетей. Следовательно, будет приобретаться только то оборудование, которое сможет поддерживать энергетическую инфраструктуру в рабочем состоянии.

Кроме того, к 2017 году будет ликвидировано перекрестное субсидирование. До этого времени «последняя миля» будет сохранена на территории 4 регионов УрФО: ХМАО-Югры, ЯНАО, Тюменской и Челябинской областей.

«Правда УРФО» следит за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни