Сечин ввязался в конфликт кланов УГМК

Своего поста лишился глава «Челябинского цинкового завода»

Глава «Роснефти» Игорь Сечин усиливает контроль над уральской промышленностью – делегированные «олигархом новой волны» бизнесмены, вероятно, в его интересах скупили со свободного рынка пятую часть акционерного капитала «Челябинского цинкового завода» (ЧЦЗ), крупным совладельцем которого является «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК). Параллельно с изменениями в составе акционеров на челябинской площадке разгорелся внутриклановый конфликт директоров металлургического холдинга. Разменной монетой в игре топ-менеджеров УГМК стал уволенный со своего поста гендиректор ЧЦЗ, а «развязать войну» решился один из самых непубличных, но при этом влиятельных директоров компании – Олег Мелюхов. Источники заявляют, что у Мелюхова испортились отношения с гендиректором УГМК Андреем Козицыным – глава компании потребовал от куратора внутрикорпоративных связей «вернуть в кассу холдинга сотни миллионов рублей». Впрочем, одни наблюдатели за политикой Мелюхова усматривают в его действиях вероятную поддержку основного акционера УГМК Искандера Махмудова. Другие эксперты не исключают, что к ситуации мог приложить руку и Игорь Сечин. Так или иначе, в УГМК «вспыхнула новая война группировок влияния», которая может принести крупнейшие издержки для всей компании.

Крупный пакет акций ОАО «Челябинский цинковый завод» перешел в управление компаний, скорее всего связанных с главой «Роснефти» Игорем Сечиным. Об этом «Правде УРФО» сообщил источник, близкий к челябинской ФСБ. Аналитики рынка указывают на то, что консолидация пакета, вероятно, проходила через активы российского бизнесмена Ильи Щербовича. Его группа компаний United Capital Partners (UCP) сначала скупила чуть более 15% актива за 32 млн долларов, а в декабре 2014 года усилила свое присутствие пакетом в 22,43%.

Один из прибыльных челябинских заводов вызвал ценовой бум на фондовой бирже. За второе полугодие 2014 года на ММВБ акции ОАО «Челябинский цинковый завод» подскочили в цене примерно в 3 раза. Рыночная капитализация компании превысила 15 миллиардов рублей, а средневзвешенная цена за одну ценную бумагу на начало 2015 года составляла 283,5 рубля. В начале же 2014 года акции на ММВБ стоили лишь 121 рубль, а капитализация дотягивала до 6,56 млрд рублей.

В пресс-службе UCP отметили, что отношения к «Роснефти» компания не имеет. «Инвестиция UCP в акции «Челябинского Цинкового Завода» не имеет никакого отношения к Игорю Сечину или «Роснефти». Акции ЧЦЗ принадлежат Группе Компаний UCP, бенефициарами которой являются партнеры UCP, раскрытые на нашем сайте», – уточнили в пресс-службе, все же добавив, что президент компании Илья Щербович до середины 2013 года входил в состав совета директоров «Роснефти».

В настоящее время основным акционером ЧЦЗ является компания NF Holdings B.V. (консолидирует 58% акций завода), которой на 47% владеет ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК, бенефициары – генеральный директор Андрей Козицын и президент Искандер Махмудов), и на 37% – ЗАО «Русская медная компания» (РМК, мажоритарным пакетом владеет председатель совета директоров Игорь Алтушкин). Параллельно UCP структура группы «Атон» Atonline Ltd нарастила свою долю в акционерном капитале цинкового завода с 1 до 11%. То есть в сложившейся ситуации структуры, возможно аффилированные с Игорем Сечиным, в 2015 году смогут ввести в коллегиальный орган управления заводом как минимум двух директоров.

Конфликт, разразившийся на площадке ЧЦЗ, стал публичным 26 декабря, когда состоялся совет директоров, где досрочно были прекращены полномочия генерального директора предприятия Рината Шакирзянова. По сообщениям самого менеджера, он находился в прямом подчинении у коммерческого директора «Уральской горно-металлургической компании» Игоря Кудряшкина, что, впрочем, не помешало его начальству назначить на этот пост молодого юриста, начавшего карьеру на ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод», Павла Избрехта. До момента назначения специалист трудился директором по продажам и маркетингу УГМК ОЦМ.

В беседе с обозревателем «Правды УРФО» господин Шакирзянов заявил, что никакой скандальной подоплеки в его уходе усматривать не нужно. «У нас были договоренности, что я до конца года дорабатываю и ухожу. Тяжело жить на чужбине. Я уже 6 лет проработал вне родного города. Можно сказать, что дети растут без меня. Мне тяжело было мотаться из Екатеринбурга в Челябинск. Я продолжаю работать в холдинге (УГМК), руковожу одним из коммерческих подразделений», – пояснил экс-директор ЧЦЗ.

Несмотря на официальное заявление Шакирзянова, источники издания в окружении экс-топ-менеджера рассказывают о разгоревшемся корпоративном конфликте внутри горно-металлургической компании. По их мнению, все началось с того, что директор по корпоративным отношениям и спецпроектам УГМК, а по совместительству председатель совета директоров цинкового завода Олег Мелюхов в обход Игоря Кудряшкина дал Шакирзянову рекомендации не исполнять поручение своего куратора. В частности, речь шла о выделении средств ЧЦЗ на покупку не выясненного актива в Сибири.

«Понятно, что Ринат был креатурой Кудряшкина, им назначался на пост гендиректора. Сейчас никто не может объяснить, что Мелюхов пообещал ему, для того чтобы экс-директор нарушил распоряжение своего прямого начальника и наставника по покупке актива», – подчеркнул источник, знакомый с историей конфликта в окружении Шакирзянова. Ссылаясь на узко-публичную информацию, находящуюся в периметре директоров УГМК, собеседник отметил, что Шакирзянов выразил свое неодобрение и отказ выполнять поручение коммерческого директора УГМК на одном из совещаний. Собеседник не смог четко определить, на каком уровне проводилось это совещание, но отметил, что после инцидента Кудряшкин в короткий срок уволил руководителя челябинского предприятия.

Экс-директор ЧЦЗ Ринат Шакирзянов

Другой источник издания, знакомый с общепринятой корпоративной политикой, говорит, что без гарантий со стороны Мелюхова Ринат Шакирзянов никогда не осмелился бы выступить против позиции своего прямого руководителя – «по факту он стал разменной монетой во внутрикорпоративном конфликте».

По сути, Мелюхов руками Шакирзянова, как рассказывают челябинцы, вновь нарушил правила субординации в УГМК и негласные договоренности кланов, управляющих горно-металлургической компанией. Собеседник «Правды УРФО», эксперт по корпоративным конфликтам заключил, что вероятнее всего Мелюхов пошел на обострение взаимоотношений также «не с пустыми руками и с прикрытой спиной».

«Между двумя крупнейшими бенефициарами компании Махмудовым и Козицыным установлено полное взаимопонимание. Однако перекрестный контроль, который осуществляют друг за другом группы влияния, конечно, существует и периодически приводит к аппаратным войнам», – рассказал «Правде УРФО» источник, знакомый с корпоративной структурой управления в холдинге. В частности, ранее такой «неформальный контроль»  за деятельностью УГМК осуществляли люди, близкие к Махмудову «по родственной линии». Но после «некоторых вскрывшихся скандальных фактов в их деятельности они были удалены из компании».

Сразу ряд собеседников допускают вариант, что при корпоративной атаке Мелюхов заручился поддержкой именно президента УГМК, но при этом не исключается и вероятность участия в конфликте подопечных Игоря Сечина.

Собеседники издания предполагают, что директор по корпоративным отношениям и спецпроектам «был обижен действиями Андрея Козицына». В недавнем прошлом гендиректор потребовал от Мелюхова вернуть в компанию деньги, которые были выручены от сделки по продаже земельного участка, ранее находившегося на балансе ЗАО «Уралкабель».

Гендиректор УГМК Андрей Козицын

«Эта земля, как я могу догадываться, могла быть отделена от завода в ходе приватизации актива. Раньше «Уралкабелю» принадлежал большой земельный надел, однако в процессе межевания часть земли была, наверное, выведена из собственности предприятия. История всплыла только сейчас, когда ценнейший земельный ресурс, расположенный в непосредственной близости от Центрального стадиона на ВИЗе, был предложен людьми, вероятно, аффилированными с Мелюховым, «Атомстройкомплексу» за сумму порядка 300 млн рублей», – оценивает ситуацию собеседник издания в крупной строительной компании.

Согласно имеющейся у издания информации, речь идет об участке земли в квартале улиц Татищева, Нагорная, Токарей и Мельникова, где в настоящее время расположена круглосуточная парковка и небольшой автосервис – территория граничит с промплощадкой «Уралкабеля», купленного УГМК в 2006 году. В итоге, ссылаясь на собеседников, знакомых с историей приватизации «Уралкабеля», Козицын даже «потребовал вернуть деньги», но, по всей видимости, оказался не готовым отказаться от услуг Олега Мелюхова. Менеджер пришел в «дочку» холдинга «Уралэлектромедь» еще в 1996 году в качестве консультанта генерального директора и уже к 2002 году дослужился до занимаемой в настоящее время должности.

«Этот человек уже стал победителем в нескольких внутрикорпоративных войнах, включая купирование влияния Валерия Абрамова (экс-директор УГМК по безопасности и режиму) и Владимира Белоглазова (директор по общим вопросам УГМК),  – дает характеристику Мелюхову осведомленный источник в спецслужбах. – Однако самое важное обстоятельство неприкосновенности Мелюхова заключается в его контроле над корпоративной сетью УГМК, в том числе операции вокруг холдинга. Это касается не только контор, напрямую контролируемых УГМК, но и аффилированных с холдингом. У Мелюхова слишком много информации».

Сегодня опрошенные изданием эксперты по корпоративным конфликтам, отслеживая новый виток «войны кланов» внутри УГМК, склоняются к мнению, что «Мелюхов, может быть, перекрасился и стал ближе Махмудову, хотя его личная капитализация заметно бы возросла, если бы он был звеном в цепочке игры куда более статусного Сечина. Но тогда это несет очевидные риски для всей безопасности УГМК». 

«Правда УРФО» будет следить за дальнейшим развитием событий.

Справочно:

ОАО «Челябинский цинковый завод» включает в себя полный технологический цикл производства металлического цинка: от добычи и обогащения руды до выпуска готовой продукции в виде рафинированного цинка и сплавов на его основе. На долю компании приходится около 60% российского и порядка 2% мирового объема производства цинка. Основные производственные мощности предприятия расположены в Челябинске. Объем производства цинка составляет 176 тыс. тонн в год. Сырье ЧЦЗ получает с Акжальского свинцово-цинкового месторождения (Карагандинская область), которым управляет казахстанская «дочка» «Nova Цинк».

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

1 комментарий к “Сечин ввязался в конфликт кланов УГМК”

  1. Аноним

    Что самое плохое в этой истории, что сейчас в директорах ЧЦЗ сидят два не компетентных человека. Один директор-юрист, ходит по территории и по мусоркам каждый день, следит за чистотой, другой который технический вообще не адекватный человек.
    С приходом этих людей на ЧЦЗ начались одни проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни