Рухлядь на ж/д оставила без работы тысячи вагоностроителей

Предприятия ждут вмешательства правительства

Предприятия, занимающиеся производством грузовых вагонов, стремительно наращивают убытки. Из-за отсутствия заказов они вынуждены уменьшать объемы выпуска и значительно сокращать рабочую неделю. Некоторые производители продолжают оставаться на плаву только за счет поставок своим собственным ж/д операторам. Если ситуация продолжит развиваться подобным образом, может дойти и до массового увольнения заводчан и закрытия предприятий. Виной всему переизбыток грузовых вагонов на железнодорожных магистралях. Транспортно-логистические компании не спешат избавляться от старых вагонов, возраст которых превышает 20-30 лет. Вопреки нормам безопасности железнодорожного движения они продляют их срок службы, что, как показала практика последнего месяца, ведет к сходу вагонов с путей.

Некоммерческое партнерство «Объединение вагоностроителей» решило своими силами привлечь внимание властей и общественности к проблеме безопасности железнодорожного движения, в том числе к теме сходов старых грузовых вагонов и отказа транспортных компаний от обновления подвижного состава. Партнерство запустило проект общественного мониторинга «старыевагоны.рф». На сайте любой желающий может разместить фотографии старых разваливающихся грузовых вагонов, которые курсируют по железным дорогам России. Инициаторы проекта указывают, что сегодня много говорят о профиците грузовых вагонов на магистралях страны, что такое количество вагонов экономике не нужно, и предлагают закрыть заводы, выпускающие новую технику.

«Мы сделали этот сайт, чтобы и экспертное сообщество, и обычные люди увидели, какого «качества» грузовые вагоны находятся на железных дорогах страны. Рухлядь, старые, ржавые, мятые, много раз отремонтированные с нарушением всех норм. Бесконечное продление срока службы грузовых вагонов, постоянная перегрузка сверх норматива, швыряние в них грузов – все это обычная практика, которая выгодна отдельным перевозчикам. Только кто будет отвечать, когда этот вагон развалится прямо перед проходящим навстречу пассажирским поездом с сотнями людей? Мы хотим, чтобы люди спокойно путешествовали в поездах, не думая о том, что каждая поездка – это лотерея: повезет – не повезет», – говорят о проекте «старыевагоны.рф» его организаторы.

Стоит подчеркнуть, что из-за нежелания транспортно-логистических компаний обновлять свой подвижной состав в первую очередь страдают производители вагонов. Согласно информации Госкомстата за первые 6 месяцев этого года рынок вагоностроения в денежном выражении упал на 18,8%. А производство вагонов уменьшилось на 11,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«В целом, падение производства в отрасли по отношению к лучшим для вагоностроения 2011-2012 годам, когда заводы выпускали по 110-120 тыс. вагонов в год, в 2013 году составило более 20%, а в 2014 году уже более 40%. А за прошлые годы вагоностроительные предприятия, следуя увеличивающемуся спросу операторов, нарастили свои общие мощности до возможности производить более 150 тыс. вагонов в год. Вложив в такой рост за 5 прошлых лет более 80 млрд инвестиционных рублей», – говорится в сообщении НП.

Сегодня из-за спада цен на вагоны вагоностроители вынуждены продавать свою продукцию ниже себестоимости. В 2012 году цена одного вагона превышала 2 млн рублей, в 2014 году этот показатель не превышает 1,5 млн рублей. По информации объединения, в сложившейся ситуации производителям нечем рассчитываться с кредиторами, платить зарплату. Для того чтобы хоть как-то урегулировать проблему, некоторые из них переходят на короткую рабочую неделю.

К примеру, третий по объемам производитель вагонов в СНГ (11% рынка) ОАО «Алтайвагон» официально заявил, что сокращает рабочую неделю. С 1 октября до конца 2014 года часть сотрудников «Алтайвагона» будут официально трудиться 4 дня в неделю, а в рубцовском филиале уже с 8 сентября стартует трехдневная рабочая неделя. Эти меры коснутся 4 тысяч сотрудников.

Пресс-секретарь завода Анастасия Еремкина заявляла алтайским СМИ, что решение о переводе персонала на сокращенную рабочую неделю принято из-за практически полного отсутствия заказов на вагоны. «Руководство ОАО «ХК «СДС-Маш», в структуру которого мы входим, не скрывает, что ситуация тяжелая. С начала 2014 года мы выживали только благодаря выигранному тендеру от «Федеральной грузовой компании», – говорила она.

Согласно данным «Объединения вагоностроителей», пойти на сокращение рабочей недели вынужден и четвертый по объему производитель вагонов в России – «РМ Рейл» (основной актив завод «Рузхиммаш», 7% рынка). Пресс-секретарь компании Екатерина Марьевская не стала ни подтверждать, ни опровергать эту информацию. «Так как наше первое лицо в отпуске, комментарий сможем предоставить только в начале следующей недели», – отметила она.

Заместитель генерального директора ОАО «НПК «Уралвагонзавод» Алексей Жарич (36% российского рынка) подтвердил, что корпорация также испытывает трудности с продажей вагонов. «Но пока нам удается урегулировать ситуацию за счет производства военной продукции. Кроме того, в настоящее время мы продаем вагоны преимущественно собственной транспортной компании. Если бы ее не было, то положение было бы катастрофическим. В 2012 году мы делали 28 тыс. вагонов, а теперь 20 тыс. Но если сегодня убрать с сети старые ржавые вагоны с просроченным сроком эксплуатации, вагоностроители буду загружены работой», – считает он.

Такая ситуация на сети железных дорог наблюдается из-за существенного профицита парка подвижного состава. В 2014 году он составил не менее 110 тыс. единиц. Между тем, рассказала госпожа Еремкина, по приблизительным данным, в стране сейчас работает несколько сотен тысяч вагонов, у которых истек срок эксплуатации, а РЖД не делает ничего для того, чтобы убрать старые с линии и принудить логистов обновить парк.

«Правда УРФО» обратилась в Министерство транспорта Российской Федерацией с официальным запросом о том, как ведомство планирует решать сложившуюся проблему, в том числе связанную с возможным грядущим увольнением тысяч сотрудников вагоностроительных предприятий. На момент написания текста издание не получило ответ от министерства.

По мнению президента Национального союза железнодорожников РФ Юрия Бусыгина, если бы у логистов были деньги, они с удовольствием заменили бы свой парк. «Это вопрос комплексного характера. Он упирается в то, что сегодня серьезно упали объемы перевозок из-за отсутствия эффективности работы РЖД. Кроме того, этот вопрос требует внесения корректировок в действующее законодательство. Я думаю, властям стоит ограничить сроки службы вагонов и упразднить возможность продления срока службы подвижного состава», – подчеркнул он.

Стоит напомнить, что первые шаги к тому, чтобы убрать с магистрали разваливающиеся старые вагоны, федеральными властями уже были сделаны. 1 августа премьер Дмитрий Медведев подписал постановление правительства РФ №737 «Об обязательной сертификации вагонов при установлении нового срока службы». Оно нацелено на то, чтобы прекратить практику недобросовестной и фиктивной процедуры продления срока службы вагонов. Увеличение срока теперь будет проводиться через сертификацию с подтверждением соответствия подвижного состава требованиям безопасной эксплуатации. По мнению экспертов, это может подтолкнуть операторов к обновлению парка, так как прохождение такой сертификации увеличит стоимость как ремонтных работ, так и самой процедуры.

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни
Пролистать наверх