Росрезерв не дал «Уфалейникелю» пойти путем «Мечела»

Уральским никелевым заводам разрешили на время забыть о долгах

Суд разрешил «Уфалейникелю» и «Режникелю» не рассчитываться с огромным долгом перед Росрезервом до 2022 года. Согласно материалам дела и дальнейшим комментариям экспертов, «судья пошел на это для того, чтобы заводы смогли отдать государству хоть какую-то часть долга – в случае их банкротства, денег на выплату обязательств просто не хватило бы». Между тем, по мнению участников рынка, опрошенных «Правдой УРФО», задолженность не будет погашена и в указанный срок. Росрезерву либо придется окончательно «простить его, либо пойти на очередные уступки по срокам».

ОАО «Уфалейникель» (Челябинская область) и входящему в его состав ЗАО «ПО «Режникель» (Свердловская область) все же удалось добиться реструктуризации задолженности перед Росрезервом. Федеральный арбитражный суд Уральского федерального округа разрешил предприятиям группы гасить долг по поставкам никеля и кобальта до 2022 года. Об этом «Правде УРФО» сообщили в пресс-службе ОАО.

Напомним, согласно материалам суда, долг предприятий перед госструктурой образовался еще в конце 90-ых годов прошлого века. Стороны подписывали мировое соглашение, в рамках которого «Уфалейникель» сначала обещал возвратить почти 5 тыс. тонн никеля и 250 тонн кобальта (в то время долг в финансовом выражении составлял 2,3 млрд рублей) до 2013 года.

Однако из-за трехкратного падения цен на никель на LME, компания остановила расчеты. Росрезерв обратился в Арбитражный суд Челябинской области, на тот момент долг компаний перед Росрезервом составлял 2 909,99 тысячи тонн никеля и 142,5 тонны кобальта. В 2012 году ситуация достигла точки кипения. Цены на никель продолжали падать, и «Режникель» и «Уфалейникель» погрязли в огромных долгах. Речь шла об остановке свердловского завода и увольнении почти тысячи сотрудников. Тогда же номинально сменился собственник обоих этих активов. Из рук «Промышленного металлургического холдинга» (принадлежит семье экс-депутата Бориса Зубицкого) оба предприятия и «Серовское никелевое месторождение» (поставляет руду на «Режникель») были переданы компании Highmetals KDS.

Братья Тимофеевы, представляющие Highmetals, обращались к властям Челябинской и Свердловской областей с просьбой посодействовать им в реструктуризации долга перед Росрезервом как минимум на 20 лет. Тогда же владельцы никелевых активов заявляли об их возможной «передаче» госхолдингам, в частности речь шла о корпорации «Урал промышленный – Урал полярный» (ныне ОАО «Корпорация развития»). Позже было принято решение юридически слить эти активы воедино «под крышей» «Уфалейникеля». От сокращений персонала собственники заводов, под давлением губернаторов Урала, отказались.

«Предоставление рассрочки исполнения мирового соглашения позволит ОАО «Уфалейникель» выйти на безубыточный уровень производства, выполнить свои обязательства перед Росрезервом в полном объеме, а также своевременно исполнить свои обязательства перед работниками по выплате заработной платы, налогов и иных обязательных платежей», – говорится в материалах суда.

Суд указал, что если бы эта отсрочка не была предоставлена, а, следовательно, «Уфалейникель» и «Режникель» лишились бы шанса выкарабкаться из кризиса, Росрезерв не смог взыскать долг в полном объеме, так как этот долг не попал бы в реестр кредиторов первого порядка, а активов компании попросту не хватило бы на возмещение всех долгов.

В настоящее время и «Режникель», и «Уфалейникель» по-прежнему работают в убыток. Согласно годовому отчету челябинского завода, в 2012 году предприятие получило около 400 млн рублей чистого убытка. Свердловское ЗАО свой отчет за прошлый год в открытых источниках не раскрывало, по итогам 2011 года убыток составил 160 млн рублей. По словам источника «Правды УРФО», знакомого с ситуацией на заводе, и в 2012 году «Режникель» не сумел преодолеть порог безубыточности.

«Себестоимость производства никеля на «Уфалейникеле» и «Режникеле» не ниже 19 тыс. долларов. По последним данным тонна никеля на LME оценивается в 13,3 тыс. долларов. Таким образом, производства на этих предприятиях является нерентабельным», – пояснил старший аналитик ИК «Велес Капитал» Айрат Халиков.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что для того, чтобы производство никеля на этих предприятиях не было убыточным, стоимость тонны металла должна находиться в районе $20 тыс. долларов.

«Ключевые проблемы цветной металлургии заключаются в том, что сейчас на складах товарных бирж и у трейдеров находятся значительные запасы никеля, по различным оценкам от 40 до 90 тысяч тонн, а спрос на него из-за медленно развивающейся стагнации в мировой экономике снижается. И хотя контракты с поставкой через несколько месяцев на LME котируются в районе $14–14,2 тысяч за тонну, пока текущая ситуация не позволяет рассчитывать на столь оптимистичные планы», – подчеркнул он.

По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент», выйти из сложившейся ситуации предприятие сможет, если изменится конъюнктура рынка, но пока нет свидетельств того, что ситуация меняется в лучшую сторону. А это значит, что у компании остается шанс хотя бы частично улучшить ситуацию за счет внутренних изменений.

«Что касается методов этого, то они прекрасно известны – это оптимизация структуры компании и численности персонала, возможное замораживание роста заработной платы, реализация непрофильных активов, ликвидация дублирующих подразделений и функций, совершенствование логистики, повышение производительности труда, повышение энергоэффективности и энергосбережения, другие мероприятия. То есть предприятие должно стать более эффективным во всех смыслах. Возможно, полностью изменить ситуацию не удастся, если ситуация с ценами на никель не будет меняться, но определенное улучшение, укрепление предприятия вполне может произойти в результате реализации этого комплекса мер», – говорит Баранов.

«Сегодня «Уфалейникель» работает стабильно. Несмотря на отрицательную рентабельность, оно выполняет все социальные обязательства. При увеличении цены на никель, оно сможет быть прибыльным», – считает министр промышленности Челябинской области Егор Ковальчук.

Руководители профсоюзов «Уфалейникеля» и «Режникеля» вторят друг другу – несмотря на убыточность производств, руководство не планирует сокращения персонала.

«Сейчас на заводе работает 2,8 тыс. человек. Рабочих рук не хватает. Но люди не хотят идти на производства из-за низких зарплат. Мы были вынуждены согласиться на снижение ЗП до 18 тыс. рублей из-за сложившейся на рынке экономической ситуации», – рассказал обозревателю «Правды УРФО» председатель профсоюза «Уфалейникеля» Марсил Шавалеев.

По словам руководителя профсоюза «Режникеля» Евгения Бачинина, в Реже сложилась похожая ситуация. Даже несмотря на то, что зарплата в 18 тыс. рублей является средней для города, люди бегут с завода в Екатеринбург в поисках более легкой работы.

В пресс-службе «Уфалейникеля» сообщили, что они действительно занимаются модернизацией производственного процесса. К примеру, в недавнем прошлом после двухлетнего простоя была запущена третья электропечь в обжиговом цехе челябинского завода.

Между тем, федеральные эксперты считают, что пока нет особого смысла вкладываться в модернизацию этого производства. «Инвестиции в предприятие имеет смысл производить, лишь если есть ожидания, что конъюнктура в отрасли улучшится. Сейчас, после того как Китай, являющийся крупнейшим потребителем металла, начал развивать производства никеля из лома цветных металлов, таких ожиданий нет и вряд ли появятся», – отметил Айрат Халиков.

По мнению Евгения Бачинина, уравновесить финситуацию на предприятиях помогло бы снижение тарифа на железнодорожные перевозки никелевых руд.

«Действующий повышающий коэффициент тарифа на железнодорожные перевозки не стимулирует развитие промышленности. Руководство «Уфалейникеля» вынуждено задуматься о перевозке никеля автотранспортом», – согласился с ним и министр Егор Ковальчук.

По словам представительницы пресс-службы ОАО, действующие коэффициенты значительно превышают стоимость перевозок других видов руд. «Тариф был принят в то время, когда стоимость никеля держалась на отметке не менее $50 тыс. за тонну. Тогда мы с легкостью могли покрывать эти расходы. Сейчас же при цене чуть более $13 тыс. тариф бьет компанию по карману», – пояснила собеседница издания.

В экономической службе «Уфалейникеля» сообщили «Правде УРФО», что сегодня стоимость ж/д перевозок составляет 13% себестоимости производимой продукции, «а снижение тарифа стало бы серьезным подспорьем для выхода предприятий на уровень безубыточности».

«Действительно, если сравнивать с алюминием, то повышающий коэффициент для никеля существенно выше – 2,156 для сырья (для сравнения: 1,64 для глинозема и 0,93 для алюминиевых руд и бокситов). Его снижение приведет к сокращению транспортных издержек пропорционально сокращению коэффициента, что позволит сократить себестоимость на 3–4%», – считает Андрей Шенк.

Стоит напомнить, что сегодня в России никелевые предприятия находятся в сложной ситуации. В конце прошлого года был остановлен один из основных конкурентов «Уфалейникеля» – «Южуралникель» (Оренбургская область, входит в группу «Мечел»).

На фоне общей экономической ситуации на никелевом рынке, источник «Правды УРФО» в сфере металлургии заявил, что «Уфалейникель» и входящий в него «Режникель» вряд ли смогут выполнить обязательства перед Росрезервом в назначенные судом сроки.

«Из каких средств компания погасит долг? За счет продажи оборудования? Маловероятно! Скорее всего, погашение долга простят или перенесут в далекое будущее», – считает Айрат Халиков.

Дмитрий Баранов отметил, что компания будет гасить свой долг, никто от него не отказывается. Но здесь надо иметь в виду, что меры, предпринятые Росрезервом, были своего рода мерой поддержки предприятия, это не коммерческий кредит частного банка. То есть государство нисколько не заинтересовано в остановке предприятия и его последующем банкротстве, а значит, никто не будет требовать от него всех денег немедленно. Более того, в случае, если стагнация в экономике затянется или перейдет в кризис, можно быть уверенным, что государство пойдет предприятию навстречу и изменит этот график на более комфортный.

«Я думаю, что самостоятельно компании будет трудно погасить такой долг, однако в случае улучшения ситуации на рынке никеля, предприятие сможет его рефинансировать», – считает Андрей Шенк.

«Правда УФРО» будет следить за развитием событий.

Справочно: ОАО «Уфалейникель» –  второй производитель никеля в России после «Норильского Никеля». Его доля в объеме реализуемого металлического никеля на внутреннем рынке страны достигает 15% и 1% на мировом. Это предприятие было  первым в стране заводом (создано в 30-е годы 20 века) по производству никеля и первой опытно-производственной базой для разработки новых способов получения никеля и кобальта. Сегодня мощности предприятия позволяют выпускать до 15000 тонн металла в год. «Уфалейникель» экспортирует свою продукцию в европейские страны, США, Китай, Индию и Японию.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни