Регионы УрФО лишают РЖД необоснованных доходов

Субъекты не увидели всех выпадающих доходов СПК

В Уральском федеральном округе назревает очередной виток конфликта между ОАО «Свердловская пригородная компания» («дочка» РЖД, занимается пригородными железнодорожными перевозками на территории «Свердловской железной дороги») и властями регионов присутствия компании. Несмотря на поручение Владимира Путина покрыть выпадающие доходы перевозчиков за 2011-2013 годы, чиновники готовы решать эту проблему только через суд. Однако источники указывают, что железнодорожники, вероятно, «вводят в заблуждение главу государства относительно своих реальных расходов на обеспечение пригородных перевозок». В частности, указывают собеседники издания, чиновники обнаружили в требованиях СПК покрытие целого ряда нецелевых статей. Субъекты не отказываются от обоснованных выплат: на 2015 год они заложили деньги и подписали контракты с перевозчиком, в рамках которых будут сохранены все, даже самые убыточные электрички.

Перевозчик, оперирующий пригородными маршрутами во всех регионах Уральского федерального округа, через суд пытается взыскать со Свердловской области выпадающие доходы, которые образовались в результате обслуживания нерентабельных социально-значимых маршрутов.

Согласно материалам арбитражного суда, ОАО «Свердловская пригородная компания» обратилось с исковым заявлением к властям Среднего Урала в лице министерства транспорта и связи, а также министерства финансов с требованием за счет региональной казны возместить убытки компании в размере 122 миллионов рублей. Стоит отметить, что иск был подан еще 7 ноября 2014 года, а в конце ноября глава минтранса Александр Сидоренко докладывал полпреду президента в УрФО Игорю Холманских о том, что конфликт по погашению долгов между сторонами урегулирован. После этого суд уже несколько раз пытался рассмотреть дело по существу, но каждый раз разбирательство откладывалось для того, чтобы стороны могли предоставить детальные расчеты, подтверждающие наличие долга.

Министр транспорта Свердловской области Александр Сидоренко

Напомним, в октябре вопрос функционирования электричек уже поднимался уральским полпредом. На совещании в Кургане Игорь Холманских констатировал провал поручения главы России по подписанию соглашений об урегулировании конфликта. На тот момент ни один из регионов УрФО не заключил долгосрочное соглашение со «Свердловской пригородной компанией» по погашению долга за 2011-2013 годы. Однако согласно поручению президента Владимира Путина от 8 июля прошлого года и плану действий по недопущению прогнозируемых в 2014-2015 годах убытков ОАО «РЖД», это должно было быть сделано еще до 22 сентября 2014 года.

В конце ноября Игорь Холманских провел в Тюмени очередное совещание по вопросу выполнения поручения главы государства Владимира Путина по урегулированию задолженности перед СПК. Спорные долги появились в период 2011-2013 годов, когда РЖД пересмотрели условия существовавших ранее соглашений между регионами и оператором пригородных маршрутов. В частности, была изменена технология расчета издержек из-за чего вырос и долг. Регионы этого факта не признают и не исполняют обязательства прежних лет.

Между тем источник в правительстве одного из регионов пояснил, что субъекты УрФО исполнили поручение Владимира Путина, а сейчас оспаривают  «необоснованные доходы пригородных компаний».

«По сути, регионы отказались платить по счетам СПК, в которые вошли далеко не одни расходы на перевозку пассажиров, но и траты на выплату зарплат сотрудникам компании, содержание автомобильного парка топ-менеджерского состава. Есть информация о том, что СПК не преминула включить в счет свои расходы на праздничные банкеты и снегоходы. Таким образом, вероятно, перевозчики пытаются ввести в заблуждение главу государства и на фоне массового покрытия расходов на перевозки списать и собственные необоснованные сверхзатраты. Губернаторы уральских регионов ведь не отказываются платить по обоснованным счетам, подтвержденным документально», – рассказал источник, знакомый с сутью проблемы.

Согласно данным СПК, общий долг субъектов УрФО в настоящее время составляет примерно 2,5 миллиарда рублей, причем основная его часть приходится как раз на Свердловскую область, в которой расположена самая большая маршрутная сеть СПК – 1,55 миллиарда рублей. Южный Урал задолжал компании 550 миллионов, Курганская область – 288 миллионов, Тюменская область – 98,4 миллиона, ХМАО-Югра – 7,6 миллиона.

На совещании в Тюмени представители Свердловской и Челябинской областей заверили, что соглашение об урегулировании спора они уже подписали. Тогда же Сидоренко вопреки заявленной СПК сумме подчеркивал, что в их случае речь идет о 44 млн рублей. Тогда же источники издания уверяли, что в случае со Свердловской областью возможен новый виток конфликта, и наличие соглашения вовсе не подразумевает решения проблемы, тем более что регион согласился лишь с малой частью долга.

Пресс-секретарь министерства транспорта и связи Анна Крашенинникова также подчеркнула, что ни о каких долгах в 1,5 миллиарда рублей речи не идет. Она напомнила, что в 2012-2013 годах по заказу министерства транспорта и связи Свердловской области была проведена большая научно-исследовательская работа, позволившая сформировать оптимальную маршрутную сеть. Существующая схема пригородного сообщения обеспечивает потребности населения в перевозках на всех направлениях. Работа с СПК ведется в штатном режиме, сокращения количества электричек в 2015 году не запланировано.

«Министерством были согласованы маршрутные сети на 2015 год. Их конфигурация в полном объеме соответствует действовавшей сети 2014 года. С 1 марта 2015 года по просьбе жителей и руководства муниципалитетов в расписание возвращена электричка сообщением Егоршино – Каменск-Уральский», – подчеркнула представительница ведомства.

Она также добавила, что в 2014 году размер субсидий, предоставленных перевозчикам из областного бюджета на возмещение потерь в доходах от государственного регулирования тарифов, составил порядка 1 миллиарда рублей, что на 100% покрывает объем затрат. «Необходимые средства предусмотрены и на 2015 год», – добавила Анна Крашенинникова.

Заместитель начальника СвЖД Петр Эсаулов подтвердил, что в регионах присутствия СвЖД с властями ведется диалог в вопросах сохранения и развития пригородного сообщения. В Свердловской, Тюменской областях и ХМАО в 2015 году пригородная маршрутная сеть не сокращалась. А по итогам 2014 года общий объем выпадающих доходов компаний, осуществляющих пригородные пассажирские перевозки на полигоне СвЖД, составил более 1,74 млрд рублей. При этом регионы возместили лишь 1,44 млрд рублей. Непокрытыми остались 302 млн рублей. В СвЖД не уточняют, какие именно регионы не рассчитались с СПК.

Пресс-секретарь СПК Диана Рыбакова уточнила, что пока долги за 2014 год областям не выставлялись. Претензионная работа по ним не ведется. Со всеми субъектами РФ в рабочем режиме ведутся переговоры о выплате текущей задолженности по компенсации выпадающих доходов. Задолженность за предыдущие годы компания взыскивает в установленном судебном порядке. На рассмотрении судов разного уровня, помимо иска к властям Среднего Урала, находятся претензии СПК к Челябинской и Курганской областям. В случае с Зауральем, суд как апелляционной, так и кассационной инстанций встал на сторону перевозчика и обязал регион выплатить 115 миллионов рублей. Власти субъекта пытались довести дела до ВС РФ, но в его рассмотрении было отказано. Южноуральские же чиновники пока не получили ни положительного, ни отрицательного решения суда. Очередное рассмотрение дела о взыскании 210 миллионов рублей намечено на 20 марта.

Представительница СПК подтвердила, что на текущий момент со всеми регионами УРФО, в которых присутствует компания, подписаны соглашения о реструктуризации задолженности по выпадающим доходам за предыдущие годы. Но выплаты ведутся лишь по неоспариваемым суммам.

«Прежде всего, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что ОАО «Свердловская пригородная компания» только выполняет заказ региональных властей в утвержденном объеме. Именно региональные власти формируют заказ на пригородные перевозки, где определяются важные для населения параметры: количество заказываемых электропоездов, их составность, маршруты, по которым они будут курсировать, тариф на перевозку и суммы выпадающих доходов от государственного регулирования тарифа. В случае установления субъектом Российской Федерации тарифа на проезд ниже экономически обоснованного, возникает обязанность по компенсации убытков перевозчика», – заявила Диана Рыбакова.

Стоит отметить, что регионы, так и не выполнившие поручения Путина по урегулированию споров по выпадающим доходам СПК, все же услышали одно из требований президента. Напомним, в начале 2015 года пригородные «дочки» «Российских железных дорог» отменили 312 поездов в 37 регионах из-за того, что не смогли договориться с местными властями о компенсации убыточного тарифа на перевозки. В этот список попали и поезда Челябинского региона. Тогда некоторые области, например, Псковская, полностью остались без пригородных электричек. 4 февраля на совещании с членами правительства Путин жестко раскритиковал сложившуюся ситуацию и поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу вернуть все электрички, «не дожидаясь формальных решений». Через неделю ситуация была урегулирована.

Президент РФ Владимир Путин и вице-премьер Аркадий Дворкович

В настоящее время регионы УрФО подтвердили СПК выделение денег на погашение выпадающих расходов перевозчика. В ходе переговоров все регионы озвучили намерение сохранить маршрутную сеть в полном объеме. «С некоторыми регионами это пока только устные договоренности, от некоторых уже получено официальное письменное подтверждение принятых решений о сохранении маршрутной сети в полном объеме с гарантией финансирования», – сообщила «Правде УРФО» Диана Рыбакова.

На сегодняшний день СПК заключила срочный договор на первый квартал 2015 года с правительством Челябинской области. Но в ходе последних переговоров с ними достигнуто соглашение о дальнейшем сотрудничестве и подписании договора по организации пригородного сообщения сроком на год. С правительством Зауралья заключен срочный договор на 6 месяцев, с остальными субъектами (ХМАО, Свердловская и Тюменская области) – сроком на год.

«Правда УРФО» будет следить за дальнейшим развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни