- Правда УрФО - https://pravdaurfo.ru -

Правительство отказалось работать за Кокорина

В Российском научном центре «Восстановительная травматология и ортопедия» имени академика Г.А.Илизарова в Кургане (основное предприятие в создаваемом секторе) представители федеральных структур, региональных властей и медицинских учреждений рассмотрели перспективы создания в Зауралье медицинского кластера. Представители РНЦ заключают функции кластера в рамки взаимодействия медцентров, больниц и поликлиник. На первом этапе реализации проекта планируется организовать общую информационную систему между лечебными учреждениями области. Одним из основных проектов станет разработка аппарата для остеосинтеза. На базе ряда курганских больниц и поликлиник также планируют открыть адаптивные центры для людей с различными патологиями опорно-двигательного аппарата и мышечной системы.

В настоящее время предпосылкой к кластерному взаимодействию служит сотрудничество центра политравмы (МУ «Курганская городская больница №2») и Центра Илизарова. Кроме того, совместная работа проводится в связке 8 клиник разного профиля, завода медицинских изделий по производству аппаратов Илизарова и 2 малых инновационных предприятий.

К слову, кластерные инициативы Зауралья обсуждались еще в марте 2014 года. Однако почти за 7 месяцев у властей региона появились лишь наметки и пространные перспективы по созданию медицинского кластера. При этом на базовой площадке структуры – в центре Илизарова – рассматривают вопрос предметнее. По словам научного секретаря ФГБУ «РНЦ «ВТО» им. академика Г.А. Илизарова» Евгения Овчинникова, цель данной структуры заключается в повышении инвестиционной привлекательности региона. Целесообразность создания медицинского кластера в Курганской области научный секретарь заключил в 3 направлениях. Во-первых, это позволит сохранить и развить бренд Курганской области. Во-вторых, опыт центра Илизарова в выработке идей и создании моделей позволит улучшить региональную систему здравоохранения. В-третьих, с точки зрения логистики, выбрано удачное место для создания медицинского кластера: через регион проходят федеральные трассы, соответственно, специалисты смогут оперативно и качественно оказывать помощь при ДТП. Кроме того, в регионе есть промышленные предприятия, которые получат импульс к производству медицинского и другого оборудования для здравоохранения.

Аналитики отмечают, что сам по себе проект довольно интересен как с точки зрения социальной и экономической составляющей, так и с точки зрения логистического удобства сбыта производимой продукции. «Близость к границе Казахстана и ее основным населенным пунктам позволяет рассчитывать на успешный экспорт в эту страну. Эти факторы позволяют рассчитывать на то, что проектом заинтересуются на федеральном уровне, и под это будут выделены отдельные средства. К тому же региональный долг не столь высок и составляет порядка 15% от доходов. При этом в бюджете региона на 2014 год был предусмотрен предельный объем долга в 13,4 млрд рублей, что означает возможность привлечения средств», отмечает эксперт «Инвесткафе» Роман Гринченко.

По словам директора НП «Центр кластерного развития Курганской области» Сергея Сухарева, в рамках кластера планируются проекты по совершенствованию аппарата Илизарова, развитию солевых и щелочных курортов региона, а также работы больниц и поликлиник. В рамках кластера власти региона намерены объединить учреждения здравоохранения и заводы по производству медицинского оборудования. Внутри системы хотят создать проекты различного уровня: регионального, федерального и международного. В течение 4-6 месяцев специалисты подготовят проектную документацию и бизнес-план.

О планах Курганской области по созданию медицинского сектора рассказала также доктор экономических наук Юлия Лаврикова. Проекты внутри кластера предполагают создание единой информационной системы и карты пациентов, совершенствование маршрутизации, выпуск оборудования. По словам специалиста, за счет нового объединения появится возможность расширить рынок медицинских услуг, повысить качество работы с государственными заказчиками и фондами медицинского страхования. Необходимо также улучшить инфраструктуру не только для пациентов, но и для их родственников, ведь люди приезжают со всей России и даже из-за рубежа. Более того, в рамках кластера планируется создать инжиниринговый центр, который позволит попасть в конкурс на участие в профильной федеральной программе.

Как сообщил корреспонденту «Правды УРФО» [1] председатель совета директоров ООО «Холдинг Юнона» (входит в Уральский биомедицинский кластер) Александр Петров, проект создания медицинского кластера в Курганской области достаточно перспективен. При этом требуется поддержка региональных властей, состоящая, например, в выделении земли под новые объекты сферы здравоохранения. Если кластер базируется на центре Илизарова, то в регионе удастся реализовать проект. У центра есть для этого необходимые ресурсы: материально-технические, научные и кадровые.

Однако о финансовых ресурсах ни в Курганской области, ни в федеральных структурах не говорится. Конкретных цифр не называют ни в центре развития кластерных инициатив, ни в РНЦ Илизарова. По словам Юлии Лавриковой, порядка 80% денег в любом случае будет поступать из государственного бюджета. При этом эксперты утверждают, что создатели кластера намерены увеличить число пациентов и за счет этого повысить финансирование. Научный секретарь центра Илизарова Евгений Овчинников отметил, что кластер это не юридическая организация, под которую предполагается определенный объем финансирования: средства должны поступать, исходя из потребности. Подтверждает это аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. «Что касается необходимого объема инвестиций, то на данном этапе довольно сложно говорить о каких-то однозначных оценках, так как речь идет о довольно сложном и сравнительно долгосрочном проекте. Скорее всего, финансироваться он будет поэтапно, исходя из решения отдельных актуальных задач в рамках общего формирования кластера», считает эксперт.

Проблему финансовых вопросов в реализации зауральского медсектора подчеркивает аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко. «Создание производственных кластеров, в частности, медицинского, требует значительного объема капиталовложений. При этом медицинский кластер имеет и значительно более высокие сроки окупаемости. Это обусловлено высокой зарегулированностью отрасли и особенностями лицензирования как производства, так и ведения деятельности. В такой ситуации для того чтобы привлечь предприятия, необходимо будет создать благоприятные условия как в плане инфраструктуры, так и в плане субсидирования. В вопросе финансирования строительства инфраструктуры и субсидирования как раз и могут возникнуть проблемы, так как дефицит бюджета Курганской области достаточно велик. На 2014 год запланирован общий дефицит бюджета региона в размере 4,5 млрд руб., что составляет порядка 14% от доходов области», отмечает аналитик.

О возможных рисках участники и инициаторы проекта говорят неохотно. Среди сложностей Евгений Овчинников отметил выстраивание отношений между представителями разных отраслей экономики, поскольку в рамках кластера предполагается сотрудничество медицинских учреждений, промышленных предприятий и бизнеса. Правительство должно оказать поддержку на уровне регулирования «межсубъектных» отношений. Поддержка властей и бизнеса предполагается по нескольким направлениям: правовому (пересмотр логистических актов), финансовому (субсидии, гранты, участие в госпрограммах), информационному (медиа-проекты). Доктор экономических наук в затее курганских властей видит риск, связанный с практической реализацией проектов. «На словах все хотят, но на практике участники кластера могут не найти общих точек», отметила Юлия Лаврикова. Кроме того, эксперт видит вероятность возникновения сложностей на субъективном уровне. «В кластере работа строится на взаимодействии и взаимном доверии между участниками. Вероятно, некоторые участники не захотят делиться информацией», рассуждает сотрудник УрО РАН. Вместе с тем исполнительный директор ЦОП «Новая индустриализация» и координатор общественных омбудсменов аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасия Алеханович отмечает, что для того чтобы реализовать проект, необходимо желание самих участников. «Государство ничего не будет делать до тех пор, пока не получит проработанный проект и стратегию, а ответственность за это лежит на субъекте федерации, в данном случае это губернатор, вице-губернаторы, департамент здравоохранения, а также участники медкластера», отмечает Анастасия Алехнович.

Таким образом, хотя представители государственных структур и поддерживают кластерные амбиции курганских чиновников хоть, однако они ясно дали понять, что никто не намерен делать за региональное правительство работу, и ждут от субъекта РФ активных действий. За полгода регион не продвинулся дальше пространных обсуждений выхода курганской медицины на международный уровень. «Длительность жизни кластера в среднем составляет 15-20 лет, первые явные результаты появятся через 5 лет. Эффективность медкластера зависит от участников и координаторов инициативы, которыми в данном случае выступают региональные власти и областной центр кластерного развития», отмечает доктор экономических наук. Эксперты так же отмечают, что, вероятно, политические акценты правительства Курганской области сместились с неудачно презентованного Путину логистического центра [2] на медицинский кластер. Однако специалисты отмечают ту же непроработанность проекта.

«Правда УРФО» [1] будет следить за развитием событий.