Область разрушит клан Тунгусова реформой местного самоуправления

Группировки административных элит в Екатеринбурге могут измениться уже в этом году

Свердловские единороссы пытаются успеть внести предложения по реформе местного самоуправления, которая, с точки зрения законодательства, должна начаться уже в июле этого года – к этому времени Госдума планирует принять соответствующий закон. Несмотря на очевидные пробелы в техническом исполнении – отсутствие изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы, – партийцы уже просматривают незавидное будущее команды Владимира Тунгусова, которую, в случае грамотных действий со стороны области, ждет ощутимое ослабление позиций. В рамках реформы МСУ Екатеринбург, Каменск-Уральский и Нижний Тагил ждет формирование новых представительных органов власти на уровне районов, а также передача «вниз» денег и полномочий. В столице Урала будет сверстано, как минимум, 8 бюджетов, контролировать которые начнут «люди губернатора». Прямые выборы главы города будут, по факту, упразднены.

Обсуждение реформы местного самоуправления инициировали сегодня, 26 марта, в свердловском отделении «Единой России». Региону осталось 2 недели для направления своих предложений по законопроекту в Госдуму, после чего 14 апреля в Москве пройдут парламентские слушания.

С практической точки зрения Свердловская область оказалась подготовлена к новой системе больше других субъектов. По словам вице-премьера областного правительства по работе с муниципалитетами Якова Силина, изменения коснутся лишь трех городов с внутригородским делением (Екатеринбург, Каменск-Уральский, Нижний Тагил), а также 5 муниципальных районов, остальные муниципалитеты введение поправок практически не заметят.

«В 83 субъектах РФ основной административной единицей является муниципальный район, поэтому для других субъектов этот закон более масштабен – поменяются правила выборов глав. При этом в Свердловской области муниципальных районов всего 5, а городских округов – 68», – пояснил секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» Виктор Шептий.

Секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» Виктор Шептий

Отметим, что в рамках реформы в городах-миллионниках предполагается усиление районов по типу московских префектур. По Екатеринбургу партийцы уже прогнозируют ослабление влияния мэрии – фактически в городе появится 7 районных администраций и дум, а также 8 бюджетов, включая общегородской. Прямые выборы главы упразднят: спикер городской думы будет избираться из числа городских депутатов, также как спикеры районных дум из числа местных народных избранников.

Напомним, идею об упразднении прямых выборов высказал ОНФ в декабре 2013. Президент в ходе итоговой пресс-конференции идею поддержал.

«Изменения должны быть приняты к июлю 2014 года. Краткое содержание закона говорит о том, что субъект может определить саму возможность введения местного самоуправления внутри районов. Изменится порядок назначения главы администрации района, которого будет утверждать конкурсная комиссия. Положительные последствия реформы в том, что на 1 депутата будет уже не 60 тыс. избирателей, а 2-4 тысячи. Полномочия районов пока уточняются, но они, в первую очередь, организуют городское хозяйство, то есть это чисто хозяйственные функции», – добавил Виктор Шептий, подчеркнув, что Госдума обязана учесть мнение регионов. Отметим, что отзыв на законопроект будет представлен от имени Законодательного собрания региона.

В списке основных вопросов пока значатся сроки вступления норм и даты новых выборов. Кроме того, требуются изменения в Бюджетный кодекс. Также неясна пока система расщепления налогов между городскими бюджетами и районными.

В ЕР подчеркивают, что городские власти в Екатеринбурге, скорее всего, будут воспринимать реформу в штыки. Депутат городской думы Александр Косинцев подчеркивает, что вместе с полномочиями в районы уйдут и деньги, в то время как сегодня главы районных администраций – «просто присматривающие», не требующие ни бюджетов, ни полномочий.

«Администрация города не очень заинтересована в реализации готовящегося законопроекта, поскольку часть полномочий от них уйдет в районы, притом, что до этого некоторые полномочия уже были переданы области. А полномочия – это всегда источники дохода для городского бюджета. Город и сейчас не удовлетворен нормативами, он всегда требует для себя больше и аргументирует это только тем, что Екатеринбург – город-донор. И с принятием изменений муниципалитет понесет определенные финансовые потери, поскольку часть налоговых доходов уйдет в районные бюджеты, к примеру, от налога на имущество. Но если мыслить разумно и с точки зрения государственного устройства, то предмета спора-то и нет», – считает депутат.

Депутат думы Екатеринбурга Александр Косинцев

Напомним, после включения темы реформирования системы местного самоуправления в информационную повестку городские власти отреагировали на это рядом негативных отзывов в подконтрольных СМИ. Затем мэрия перешла в контрнаступление, пытаясь под шум федеральных поправок реализовать собственные интересы. К примеру, администрация города пыталась «пробить» возвращение на муниципальный уровень полномочий по защите прав потребителей, управлению неразграниченными землями и здравоохранению.

Вместе с тем передача полномочий и средств на районный уровень может лишь усилить влияние команды Владимира Тунгусова, поскольку чиновники даже районного уровня представляют собой звенья одной цепи, долго выстраиваемой еще в период «правления» Аркадия Чернецкого. Отметим, что существенная часть внутригородских процессов решается именно на таком низовом уровне, в частности, через администрации районов проводятся (или не проводятся) конкурсы по выбору «нужных» управляющих компаний, а районное руководство имеет собственные интересы во многих коммунальных активах.

В «Единой России» подчеркивают, что усиление «городских» может произойти только в том случае, «если мы проиграем выборы». Однако уже сейчас, на этапе обсуждения законопроекта, областные партийцы готовят систему продвижения «своих» людей на уровне районов.

«Партия заинтересована в том, чтобы укрепить партийные ячейки в районе, чтобы находить людей инициативных и известных, которых мы впоследствии могли бы продвигать на выборах», – отмечает Александр Косинцев.

Напомним, о партийной активности единороссов уже рассказывала «Правда УРФО».

Примечательно, что районные депутаты будут формировать состав местных администраций, и при идеальном раскладе представители интересов нынешней городской команды даже не смогут попасть в комиссию, которая будет утверждать кандидатуры районных глав – законопроект предполагает, что на 50% комиссия будет сформирована из самих депутатов, оставшуюся половину займут «люди губернатора». «Будет формироваться единая управленческая команда: губернатор – глава городского округа – глава администрации района», – подчеркивают в ЕР. Партийцы уверены, что сама реформа задумывалась для того, чтобы снизить градус противостояния между властями субъектов и крупных муниципалитетов по России в целом, однако на какое-то время политизированность масс и всплеск эмоций сохранятся.

Отметим, что на уровень районов будет передано 13 полномочий муниципалитета. Среди них формирование бюджета, установление местных налогов и сборов, распоряжение имуществом, обеспечение мер пожарной безопасности, услуг связи и торговли. Помимо этого, районные власти займутся вопросами культуры, физкультуры и спорта, массовым отдыхом горожан, развитием предпринимательства, а также благоустройством.

Отметим, что районные администрации будут формировать бюджет только в части собственных компетенций, все остальное – на городском уровне. За муниципальными властями также сохранится контроль над ЖКХ.

 «Формирование городского бюджета и контроль за его исполнением остается на уровне города. Налоги и сборы – эти полномочия у города также остаются. Помимо этого – владение и распоряжение имуществом, организация электро-, газо-, водо- и теплоснабжения, контроль за дорожной сетью», – пояснил оставшиеся у города полномочия директор Уральского института регионального законодательства Николай Воронин.

На данный момент в партии власти с теплыми чувствами вспоминают советскую систему, при которой депутат был человеком с улицы, в то время как сейчас на одного депутата в Екатеринбурге приходится порядка 60 тысяч жителей, и он мало контактирует с ними.

«Депутатский корпус будет максимально приближен к жителям, возникнет общность интересов между депутатами и горожанами, и эта идея правильная», – считает Елена Чечунова.

Впрочем, возвращение к советскому прошлому раскритиковали общественники. Политолог Дмитрий Москвин попытался привлечь партийцев к теме урбанистики и проблеме современного развития городов, однако взявшие под козырек единороссы посыл не оценили.

«Нужно исходить из образа будущего, а не из того, что было раньше. Я не вижу образа будущего – какой город и муниципалитет мы ходим видеть? Мы живем в урбанистическую эпоху – никаких сельских поселений через 20 лет не будет. Но при этом в России не было ни одного исследования городских режимов, каким образом функционирует город. Многие страны это прошли и адаптировали свои законы под эти исследования», – озвучил свое мнение Дмитрий Москвин.

Согласно законопроекту, прямые выборы главы города будут упразднены. Вместе с тем, в ЕР подчеркивают, что «отменять сегодняшнюю систему выборности нельзя», и обещают подумать над этим в ходе работы над законопроектом. При этом напомним, что в прошлом году жители Екатеринбурга одобрили поправки в устав, согласно которым в столицу Урала должна вернуться одноглавая система управления. Тем не менее, в «Единой России» обращают внимание на то, что по факту эти поправки еще не утверждены, и в свете грядущих изменений федерального законодательства система сити-менеджера сохранится в Екатеринбурге еще надолго.

«Правда УРФО» будет следить за развитием ситуации.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни