Нижнетагильская епархия отказалась от икон в пользу «невиновности Ройзмана»

Епископ Иннокентий отдал их «реставраторам» под честное слово

Нижнетагильская епархия публично вмешалась в скандальное уголовное дело по фактам незаконной передачи икон храма в селе Быньги на «реставрацию известному меценату и искусствоведу» Евгению Ройзману. Епископ Иннокентий взял управление храмом под непосредственный контроль и скандально отказался признать иконы ценностью федерального значения. Представитель РПЦ отрицает и факты самой реставрации храма, путается и во владельцах имущества, и его наличии, выступает в защиту активистов фонда «Город без наркотиков» и снимает с епархии ответственность за восстановление икон. В то же время епископ дал следователям повод задуматься о возможной заинтересованности служителей культа и «фондовцев» в массовом вывозе духовных ценностей.

С сегодняшнего дня епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий назначил себя настоятелем храма во имя Святителя Николая Чудотворца. Происходящие он назвал «штатной ситуацией», а поступок объяснил желанием придать значение храму – памятнику федерального значения, которому он с момента приезда в регион не уделял столь повышенного внимания. Два дня назад храм посетила группа экспертов в области реставрации, однако епископ Иннокентий счел их визит незаконным проникновением в храм, отметив, что никаких уведомлений заранее не получал. Сам глава епархии, ранее преподававший искусство реставрации, нарушений в восстановлении храма и икон не узрел, о чем счел должным сообщить общественности на проведенной (без благословения митрополита) пресс-конференции.

«Сейчас оформляются документы на собственность этого храма. Я, как человек занимавшийся реставрацией, не нашел ни одного конструктивного изменения, которое запрещено. Нельзя проламывать проемы, окна, ломать балку. Мне не нравится, например, что храм покрашен в зеленый цвет. Меня это коробит. Последние 20 лет храм жил своей жизнью. Люди напрягали силы, чтобы его восстановить. Сделали теплый пол, столярку. Это текущий ремонт», – сказал епископ Иннокентий.

Епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий

В его поддержку выступил член фонда «Город без наркотиков» (ГБН) Андрей Кабанов. По его словам, на момент прихода «фондовцев» в храме не было отопления, текла крыша. При этом государство не проявляло внимания к памятнику культуры федерального значения, к которому епископ отнес исключительно здание храма с фресками, исключив находящиеся внутри иконы. В настоящее время именно вокруг них развернулась главная интрига в заведенном ГУ МВД Свердловской области уголовном деле по статье 243 УК РФ (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры). Нанесенный храму в ходе «восстановительных работ», названных представителем РПЦ «текущим ремонтом», ущерб оценивается в 31 миллион рублей. Однако сумма может быть и увеличена. В августе в Свердловском государственном училище имени Шадра прошли обыски, в ходе которых обнаружено 26 икон, вывезенных из храма Святителя Николая Чудотворца. Соответствующие разрешения на проведение восстановительных работ, в частности, разрешение раставрационного совета, акты сдачи-приемки икон, договор о сохранности отсутствовали.

Член фонда «Город без наркотиков» Андрей Кабанов

«По списку было 24 иконы – все, что прошло с центральным иконостасом. Он весь истлел. Иконы эти нужно было реставрировать. Их забирали из «Шадра» просто по списку, по доверию. Куда они делись, я не знаю», – признался в отсутствии маломальского контроля за святынями епископ Иннокентий.

В настоящее время иконы остаются в специальном помещении училища, где поддерживается необходимая для сохранения ценностей температура и влажность. Всего во время обысков в училище и у его реставраторов по разным оценкам было изъято от 80 до 130 икон, большая часть из которых отправлена правоохранителями на спецхранение.

По данным источника «Правды УРФО», знакомого с ходом следствия, всего сотрудниками МВД передано на хранение более 50 икон, ранее находившихся в храме Святителя Николая Чудотворца. Почти все они насчитывают как минимум вековой возраст и требуют особого внимания при реставрации и транспортировке. Пока не находит объяснения ни у следователей, ни у РПЦ количество вывезенных икон. Как сообщил «Правде УРФО» епископ Иннокентий, на реставрацию средней по размерам иконы требуется около полугода. Должной квалификацией и опытом, по сведениям источников «Правды УРФО», в училище обладают 3 человека. Учитывая объемы изъятых икон, на их реставрацию ушло бы от 13 до 22 лет. Только на иконы храма в Быньгах потребовалось бы больше 8 лет. Зачем фонду «Город без наркотиков» и экс-настоятелю храма отцу Владимиру понадобилось вывозить ценности в таком количестве, заинтересованная сторона ответить оказалась не способна.

Нанесенный святыням вред пока не оценен экспертами, хотя епископа Иннокентия проделанные с иконами манипуляции мастеров «Шадра» вполне удовлетворили. Ранее в своих выступлениях представители Нижнетагильской епархии ссылались на положительную оценку реставрации некими московскими экспертами, но заключений специалистов привести так и не могли.

«Училище Шадра мне говорит, что приезжали ответственные реставраторы. Потом я был в музее («Невьянской иконы». – Прим. ред.). Евгений Ройзман (неформальный руководитель ГБН, ныне действующий глава – председатель думы Екатеринбурга. – Прим. ред.) – не коллекционер, он – музейщик. Это альтруистическая работа, на этом ничего не заработаешь. Я видел качество реставрации у него и слышал отзывы. Мое мнение – давайте не принимать всерьез», – поделился мнением «знаток иконописи» епископ Иннокентий.

Какие именно иконы и в каком количестве были направлены на реставрацию, епископ Нижнетагильский затруднился уточнить, равно как и общее количество икон в храме. Сам факт существования в епархии описи ценностей храма в Быньгах он отрицал, несмотря на наличие данного документа у следователей. Как духовные ценности были вывезены из храма участниками фонда «Город без наркотиков» без разрешения такой жестко структурированной организации как РПЦ, объяснить был не в состоянии.

«Видимо, поручения (о вывозе на реставрацию) епархиальное управление не дает. Есть план реставрировать иконостас. Очевидно, в порядке исполнения своих обязанностей настоятель этим занимался, помогал», – пытался экспромтом подобрать объяснения епископ Нижнетагильский.

Бывший настоятель храма отец Виктор (Зырянов) в случае доказанного факта причинения вреда ценностям федерального значения рискует стать обвиняемым по возбужденному уголовному делу. Сам он в настоящее время продолжает свою деятельность в Екатеринбурге. Словно в его защиту епископ Иннокентий настаивает на том, что иконы памятником федерального значения не являются, а государство от заботы о ценностях отказалось.

«Когда храм признают памятником федерального значения, не обязательно все иконы попадают под охрану. На движимое имущество это чаще всего не распространяется. Иконостас, если на момент присвоения храму статуса объекта федерального значения не был поновлен, скорее всего, тоже охраняется со всеми иконами. Остальные иконы, как движимое имущество, охраняются только, если включены в состав музейных объектов. Вносить в него может только экспертный совет», – рассказала «Правде УРФО» заместитель директора екатеринбургского музея ИЗО Юлия Сирина.

Доказательств включения икон в состав музейных объектов в возбужденном уголовном деле пока не представлено. Однако епископ Иннокентий уверен, что реставрировать «народное достояние» должно государство, а соответствующие документы готовить Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры, под управлением которого и находится храм. В 2001 году Екатеринбургская епархия направляла в Агентство обращение с просьбой включить объект в федеральную программу охраны памятников, но получила отказ.

«Наши обращения были в программу российскую охраны памятников. Храм мы называем памятником. На самом деле это святыня. Бытовала точка зрения – отдайте государству, оно и будет делать. Мы берем памятник, изыскиваем свои деньги, снимаем с себя все, продаем, чтобы восстановить этот памятник. Не важно, кому он принадлежит. Мы вкладывали свои деньги», – подтверждает отсутствие согласований на проведение работ в храме епископ Нижнетагильский.

Привлечение к реставрации храма таких известных уральских меценатов, как руководители УГМК и РМК, не жалеющих денег на более крупные святыни без статуса федерального памятника, он не припомнил. Возможно потому, что к ним храм и епархия не обращались. Только большая нужда владеющей солидным автопарком джипов и снегоходов епархии заставила сдать «неизвестным реставраторам» без документов более полусотни древних икон при помощи фонда «альтруиста и музейщика» Евгения Ройзмана. А в доказательство сохранности святынь при этом взять только «честное слово».

В настоящее время ГСУ ГУ МВД Свердловской области продолжает расследование уголовного дела, в рамках которого могут обнаружиться и факты исчезновения икон. Группа экспертов, в числе которых реставратор Сергей Добрынин, проводит оценку качества проведенных работ. По данным источников, близко знакомых с материалами дела, обнаружены значительные нарушения реставрации иконостаса. Впрочем, если следователи вскроют возможную личную заинтересованность служителей культа в вывозе старинных работ, то информация очень скоро ляжет на столы членам Священного Синода РПЦ, а тогда Ройзману придется искать «нового духовного покровителя».

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни