Руководство транспортной полиции УрФО отчиталось о выявлении новых мошеннических схем на железной дороге, приносящей многомиллионный ущерб за счет махинаций с тарифами. Как рассказал начальник Управления на транспорте МВД по УрФО Александр Кем, его подчиненные столкнулись с системой отправки грузов по подложным накладным, в которых реально отправленный груз выдается за другой, с более низким тарифом.
«Как правило, в накладных указывается газоконденсат, но при проверке выясняется, что на самом деле в цистерну залита сырая нефть. Разница составляет примерно 30 рублей на тонну, но за счет объемов суммы получаются довольно значительные. Если в одном случае, скажем, выявлен ущерб на полмиллиона рублей, то в другом – уже на два миллиона», – уточнил Александр Кем.
По словам полицейских, различается и количество вагонов с таким грузом: в одном составе может получиться выявить как единицы таких цистерн, так и десятки, причем схема крайне широко распространена среди грузоотправителей.
Начальник Управления на транспорте МВД по УрФО Александр Кем
«Это идет в постоянном режиме. Главная сложность здесь в выявлении. Надо брать пробу, проводить экспертизы и на станции отправления, и на станции назначения. Выявляется мошенничество только с помощью оперативных мероприятий – мы не можем просто так остановить где-то на дороге цистерну, мол, давайте проверим, что у вас в ней», – уточнил Александр Кем.
По словам главного транспортного полицейского УрФО, схемы получили распространение не только в «нефтегазовых» Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, но и в других регионах, в том числе за пределами УрФО.
«Как пример – компания «ПромТехСнаб». Груз был отправлен ими со станции, относящейся к «Кунгурской дистанции пути», это в Пермском крае. Не обязательно же речь идет о транспортировке с места добычи. Может быть, это отправка с какой-то базы, хранилища», – пояснил Александр Кем.
По данным источников «Правды УРФО», возможности для преступников были созданы в рамках реализации правительственного курса на введение «стимулирующих» тарифов по отдельным грузам, добыча и переработка которых без этих мер не вызывала интереса среди предпринимателей.
«Газоконденсат не считался приоритетным в добыче, и для стимулирования его использования появились такие тарифы», – отмечает источник «Правды УРФО» в правоохранительных органах.
По информации издания, несмотря на то, что в настоящее время проверками и расследованием этих преступлений занимаются органы полиции, о проблеме знают и остальные правоохранители, в постоянном режиме мониторящие развитие ситуации. В частности, о своей осведомленности заявляют в Следственном комитете, но на данный момент в ведомстве занимают выжидательную позицию.
«Здесь если и выявляется состав преступления, то по тем статьям УК РФ, которые в соответствии со ст.151 УПК РФ относятся к подследственности полиции. Мы знаем о ведущихся проверках, у нас налажено взаимодействие. Так что если выяснится, что, помимо мошенничества, есть признаки коррупционных преступлений, то мы сразу же подключимся к работе», – заверил «Правду УРФО» руководитель Уральского следственного управления на транспорте СК РФ Дмитрий Путинцев.
При этом в профильных объединениях предпринимателей заявляют, что о существовании подобных мошеннических схем узнали только от журналистов.
Руководитель Уральского следственного управления на транспорте СК РФ Дмитрий Путинцев
«Если честно, мы не сталкивались с подобными проблемами, так что сложно что-то сказать по этому поводу, в том числе оценить насколько эти схемы могут быть распространены. Наверное, лучше обратиться к представителям железной дороги», – посоветовала «Правде УРФО» исполнительный вице-президент «Карьеров Урала» Ирина Викулова.
Впрочем, и железнодорожники, как выяснилось, не в курсе существующих проблем. По словам представителей службы корпоративных коммуникаций СвЖД, у них не имеется данных о выявлении подобных нарушений.
«Не могу ничего сказать, не слышали о проблеме. По крайней мере, к нам такой информации не поступало», – признался собеседник издания в СвЖД.
«Правда УРФО» будет внимательно следить за развитием событий.