- Правда УрФО - https://pravdaurfo.ru -

Нефтяники лишили бюджет Югры 3 миллиардов рублей

Югорские «дочки» госкорпораций снизили объемы платежей за негативное воздействие на окружающую среду. На 30 сентября 2014 года сумма выплат составила 2,7 млрд рублей, тогда как в 2013 году данный показатель был на уровне 3,8 млрд рублей. Об этом заявил сегодня, 30 сентября, в ходе заседания Координационного совета в области охраны окружающей среды при первом замгубернаторе Геннадии Бухтине глава управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре Роман Мишенин. По его словам, эта тенденция связана с существенными вложениями недропользователей в природоохранные мероприятия.

«С 1 января 2014 года  вступил в силу приказ Минприроды России «Об утверждении инструктивно-методических указаний по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа», которым определен порядок корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий. Фактическое поступление платы за негативное воздействие в 2014 году (по состоянию на 30 сентября 2014) составило 2,7 млрд рублей, из них 1,7 млрд взыскано в судебном порядке за выбросы от факелов в 2012 году», – объяснил Роман Мишенин.

Глава управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре Роман Мишенин

При этом, со слов главы ведомства, планируемый объем затрат на реализацию проектов по полезному использованию ПНГ в 2014 году составляет 14,6 млрд рублей. За первое полугодие 2014 года предприятиями фактически освоено средств на сумму 5,5 млрд рублей. Причем ОАО «НК Роснефть» вложило 3 млрд рублей, (ООО «РН-Юганскнефтегаз» – 1,7 млрд и другие), ОАО «Газпромнефть» – 2,1 млрд рублей (ООО «Газпромнефть-Хантос»), другие – 1,4 млрд рублей (ОАО НК «РуссНефть» и другие). Именно зачет затрат позволил предприятиям снизить платежи за 1 полугодие 2014 года около 1,8 млрд рублей: ООО «РН-Юганскнефтегаз» – на 0,6, ООО «Газпромнефть-Хантос» – на 0,7 и другие – на 0,5 млрд рублей.

Также в 2014 году многие нефтяники снизили плату в бюджет за счет применения «метода агрегирования», то есть учета аффилированных лиц пользователей недр, входящих в одну группу.

«Например, показатель сжигания ПНГ ООО «Газпромнефть-Хантос» за 2 квартал составляет 60,93, поскольку предприятие входит в состав ОАО «Газпром нефть» и показатель покрытия затрат в целом по ОАО «Газпром нефть» за 2 квартал составил 0,94, таким образом сумма платы снизилась на 0,7 млрд рублей), – привел пример Роман Мишенин.

По подсчетам главы ведомства, без учета приказа №274, поступление в бюджет за 2014 год могли составить 4,5 млрд рублей.

Напомним, что резкое увеличение поступления платежей в бюджеты за выбросы от факельных установок в 2012 году было вызвано вступившим в силу постановлением правительства РФ, согласно которому предприятия, направляющие на сжигание более 5% добытого газа, обязали платить как за сверхлимитное загрязнение атмосферы с повышающими коэффициентами. В итоге уровень доходов бюджетов  в 2012 году увеличился на 2 млрд рублей и составил 3,1 млрд рублей (1,1 млрд руб. в 2012 году).

С 1 января 2013 года вступило в силу постановление правительства №1148, которое вводило дополнительный коэффициент, а также льготы и понижающие коэффициенты в случае реализации пользователем недр проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа в рамках инвестиционных газовых программ пользователей недр. По информации департамента по недропользованию ХМАО-Югры, затраты на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа, фактически понесенные пользователями недр на территории округа, составило в 2013 году 14,1 млрд рублей. При фактическом поступлении в бюджет 3,8 млрд рублей, около 4,1 млрд рублей учтено 28 природопользователями при расчете коэффициента покрытия затрат, что привело к снижению платы.

Ранее «Правда УРФО» сообщала [1] со ссылкой на Геннадия Бухтина о том, что в 2014-2015 годах нефтяники инвестируют более 11 млрд рублей в строительство объектов по повышению уровня использования ПНГ. Из них около 2 млрд рублей – на объекты «малой» энергетики: планируется построить 10 ГТЭС мощностью порядка 100 МВт. Кроме того, в ближайшие годы будут построены 11 компрессорных станций, 1 мини-ГПЗ и 608,6 км газопроводов. Причем самых высоких показателей использования ПНГ – 99,3% – достигло ОАО «Сургутнефтегаз», а также «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» (97,2 %) и ОАО НК «ЛУКОЙЛ» (95,4 %).

Глава Нижневартовского района Борис Саломатин

Однако эта, на первый взгляд, позитивная тенденция не устраивает ряд муниципальных образований, поступления в бюджеты которых снизились. Этот вопрос поднимался и сегодня во время координационного совета. На мероприятии недовольство глав было объяснено «привычкой к существенным поступлениям». Так, в частности, глава Нижневартовского района Борис Саломатин, как рассказывают источники в администрации, обращался в Росприроднадзор с просьбой разъяснить причины снижения поступлений. Кроме того, чиновники администрации на заседании районной думы открыто негативно высказывались против сложившейся ситуации по снижению поступлений.

Впрочем, в самой администрации свою обеспокоенность снижением поступлений подтвердили. Как отметила замглавы администрации района по экономике и финансам Татьяна Колокольцева, поступления по плате за негативное воздействие на окружающую среду является третьим по величине доходным источником бюджета Нижневартовского района. По ее словам, поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду снизилось с 512 млн рублей в 2013 году до 87 млн рублей в 2014 году. На вопрос о разногласиях с Росприроднадзором замглавы отметила, что «главным администратором по плате за негативное воздействие на окружающую среду является Росприроднадзор по ХМАО-Югре, соответственно, установление плановых поступлений является полномочием Росприроднадзора».

Однако, как отмечают эксперты, недовольство муниципальных глав не имеет юридических обоснований. «В соответствии с определением Конституционного суда от 10 декабря 2002 года №284-О, плата за негативное воздействие на окружающую среду носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Плата взимается с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств, возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду, право на осуществление которого получает субъект платежа», – пояснил эксперт на условиях анонимности. К тому же, как добавляют аналитики, плата за негативное воздействие существует не для того, чтобы пополнять бюджеты, а для того, «чтобы стимулировать предприятия снижать уровень негативного воздействия на окружающую среду».

«Правда УРФО» [2] будет следить за развитием событий.