Нефтесервис УрФО отреагирует на «новаторство» Минпромторга банкротствами

Компаниям оказался не интересен проект УВЗ и ОМЗ

Участники нефтесервисного рынка УрФО отреагировали на создание «Национальной инжиниринговой сервисной компании» с большой долей скепсиса и «непониманием осязаемых перспектив». По оценкам представителей отрасли, отказ от западных технологий, оборудования и замена их отечественными наработками потребуют слишком много времени, что в условиях санкций даст сильную «просадку» по показателям добычи. Однако обслуживающие компании продолжают пребывать в плачевном финансовом состоянии и не могут позволить себе покупку нового отечественного оборудования. В качестве решения проблемы эксперты предлагают снизить кредитные ставки для отечественных организаций и поискать альтернативу западным партнерам в азиатско-тихоокеанском регионе. Однако сами сервисники уверяют, что зачастую не способны выплачивать кредиты, а подъем российского рынка возможен только «после пересмотра отношений с нефтяными компаниями и благодаря повышению расценок». Тогда импортозамещение станет и для них актуальным вопросом.

Минпромторг РФ сделал первый шаг по импортозамещению в нефте-газосервисной сфере и заявил о создании НИСК (Национальная инжиниринговая нефтесервисная компания), призванной реализовать планы правительства по импортозамещению нефтегазосервисных технологий и оборудования. В частности, федеральные чиновники рассчитывают увеличить долю российской продукции в техническом оснащении компаний до 80% уже к 2020 году.

«Новая структура будет иметь форму СП (форма собственности пока не определена), основывающегося на базе ОАО НПК «Уралвагонзавод» с участием «Юргинского машиностроительного завода», «Машпрома», «Ижнефтемаша», «Волгабурмаша», внедренческой фирмы «Элна», «Объединенных машиностроительных заводов», «Геотек-Холдинга» и Крыловского государственного научного центра. В дальнейшем, предполагается, что  будет создано еще несколько аналогичных НИСК организаций, которые смогут объединить разрозненные компетенции 223 независимых компаний», говорится в сообщении Минпромторга РФ.

Будут ли объединены на базе СП какие-либо, активы пока неясно. Судя по всему, новое предприятие будет выполнять консультационную функцию и «вырабатывать предложения по мерам поддержки отрасли». Однако, учитывая крупные производственные мощности, которыми располагают заявители проекта, можно предположить, что СП все-таки будет использовать разработки российской инженерной школы для внедрения их в технологический процесс и производство оборудования.  

Однако сами сервисники полагают, что тотально проблему оснащенности компаний создание новой структуры не решит. Как рассказал «Правде УРФО» один из участников рынка, у большинства организаций на данный момент нет средств на покупку нового оборудования, «ни западного, ни российского».

«Текущие расценки нефтяных компаний на сервисные работы настолько мизерны, что это привело к сокращению количества персонала, корректировке зарплат и неспособности предприятий вкладываться в развитие. Следовательно, они не готовы будут вкладываться и в новое оборудование, так как основной задачей будет продержаться на устаревшей технике. В противном случае они просто начнут банкротиться. В итоге новое оборудование покупать будет некому. Можно административным путем  заставить нефтяников покупать дорогостоящее оборудование для дальнейшей передачи его сервисам на время выполнения заказа», полагает собеседник издания.

«В то же время, – добавил участник рынка, – нефтяные компании скорее проявят интерес к созданию собственных аффилированных сервисов, что опять же приведет к ликвидации ныне работающих». «Таким образом, по сути, будет сделан шаг назад – к системе взаимоотношений, существовавшей до 2000 года, когда нефтесервисы входили в состав ВИНКов», резюмировал эксперт.

Между тем собеседник издания на уральском заводе напомнил, что технологический разрыв между Западом и Россией составляет более 10 лет, а внедрение собственных образцов потребует куда более значительного времени, чем заявляет федеральное правительство. Приток нефтедолларов в экономику позволил нефтяникам и газовикам в начале 2000-х годов отказаться от инвестирования в отечественную инжиниринговую школу, игнорировать предложения НИИ и полностью переключиться на уже опробированные западные технологии.

«ЛУКОЙЛ», «ЮКОС» и «Сибнефть» уже в 2000 году получили приток денег, когда цена за баррель перевалила за 20 долларов, вспоминает ситуацию один из аналитиков. Но именно тогда на их месторождениях появились Schlumberger и Halliburton со своими технологиями, в то время как отечественные наработки полностью игнорировались и ими, и их коллегами. Это стало тенденцией для все экономики России».

«В конце 90-х в отрасли практически не было конструкторов, за счет чего западные технологии шагнули далеко вперед. Соответственно, буровикам пришлось переключиться на иностранных производителей. Сейчас все это наверстывается, однако, время внедрения собственных технологий сильно варьируется в зависимости от типа оборудования. К примеру, по плану для разработки и производства опытных образцов очистного оборудования требуется порядка года. Для систем верхнего привода, как правило, необходимо 2-3 года. Но, опять же, речь идет не о разработке с нуля, а об использовании в качестве основы западных образцов», заявил представитель машиностроительной компании.

При этом, указывает эксперт, в качестве альтернативного варианта отечественным производителям эксплуатанты рассматривают китайский рынок. Однако последние тенденции указывают на то, что азиатские компании в скором времени потеряют преимущество в низкой стоимости оборудования.

«У китайских поставщиков очень выгодные условия продажи: рассрочка вплоть до 20 лет, кредитование под 2-3%, отсутствие авансовых платежей. Цены же не сильно отличаются от российских, что видно по условиям прошлого года. Финансовые институты в РФ пока не готовы работать на таких условиях, а сервисы не готовы покупать оборудование сразу. Им нужны адекватные условия кредитования или аренды», резюмировал собеседник «Правды УРФО».

По словам президента Союза нефтегазопромышленников России Геннадия Шмаля, в России уже существует огромное множество НИИ, способных обеспечить нужды нефтяников, однако реализация всех существующих проектов без господдержки, включая льготное кредитование, «категорически невозможна».

«Наши банки, в отличие от западных, не могут обеспечить компании средствами под приемлемый процент. Поэтому придется либо искать собственные деньги, либо обратиться к азиатско-тихоокеанскому региону: Гонконг, Китай, Сингапур или Корея. Кроме того, сегодня достаточно много свободных денег на Ближнем Востоке. К примеру, мы предлагаем создать отдельную финансовую организацию банк, специализирующийся на кредитовании сервисных компаний», пояснил «Правде УРФО» Геннадий Шмаль.

Между тем, по оценкам собеседников в «Газпроме», «потребуется порядка 5-10 лет, чтобы заменить высокотехнологичные блоки, используемые во время бурения и ремонтно-сервисных работ на месторождениях, российскими аналогами».

«Сегодня собственных технологий на российских заводах в основном нет. Все, что касается освоения шельфа, отсутствует практически полностью», резюмировал источник «Правды УРФО».

Отраслевые аналитики также уверены, что как такого импортозамещения в ближайшее время достичь не удастся, а в сжатые сроки возможно только переориентироваться на других зарубежных поставщиков. По словам аналитика УК «Арсагера» Артема Абалова, сланцевая нефть и шельфовые месторождения сейчас разрабатываются с применением исключительно заимствованных технологий.

«Для решения этой проблемы необходимо либо самим развивать методы добычи на базе научных исследований, либо, если нужно сэкономить время, взять в партнеры кого-то из азиатских стран. Заменить партнеров можно в более или менее разумные сроки. К примеру, у нас есть контракт с тем же Китаем по газу. Собственные разработки, конечно, потребуют больше времени», считает Артем Абалов.

Так или иначе, участники рынка уверены, что даже при наличии льготных условий кредитования нефтесервисные компании не смогут покупать новое оборудование и кредитоваться, пока не будут пересмотрены их отношения с нефтяниками.

«На данный момент добывающие компании не видят в сервисах стратегических партнеров, а ориентированы только на сверхприбыль. С ограничением деятельности иностранных структур и при сохранении статус-кво, отрасль может серьезно потерять в добыче именно из-за отсутствия поддержки сервисного сегмента. Большинство компаний находятся в предбанкротном состоянии уже сейчас», резюмировал собеседник «Правды УРФО» в одной из крупных обслуживающих компаний.

Напомним, ранее сервисные компании неоднократно заявляли о «кабальных» условиях работы, диктуемых нефтяниками. В частности, участники рынка выступают против задержек расчетов, которые в некоторых случаях достигают трех месяцев, а также заморозки тарифов на выполнение работ. Все это, уверяют они, влечет за собой задержку зарплаты, отсутствие средств на развитие и неспособность выплачивать  кредиты.

«Правда УРФО» будет следить за развитием ситуации в отрасли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни
Пролистать наверх