Нефтесервис попросил пощады у правительства РФ после 2016 года

Ростехнадзор требует за 2 года утилизировать около 1000 буровых установок

Нефтесервисные компании в очередной раз попытались добиться помощи, в том числе финансовой, со стороны государства. В ходе круглого стола при комитете Госдумы по энергетике представители отрасли заявили о необходимых мерах поддержки, которые позволили бы сохранить производство большинству компаний. «Камнем на шее» участники рынка называют требование обновления парка буровых установок, срок службы которого истекает уже к 2016 году. Компании утверждают, что не потянут покупку дорогостоящего оборудования без привлечения кредитных ресурсов на льготных условиях и просят Ростехнадзор продлить лимиты эксплуатации буровых. Эксперты, в свою очередь, отмечают, что в случае затягивания решений проблем российский рынок захлестнет продукция китайских машиностроителей, а места на месторождениях займут иностранные компании. Отечественные промышленники тем временем не решаются нарастить производство установок, справедливо опасаясь невостребованности низкоконкурентной продукции.

Российские нефтесервисные компании обратились к руководству Ростехнадзора с просьбой продлить срок эксплуатации буровых установок (БУ), «находящихся в приемлемом состоянии». Обращение прозвучало в ходе работы круглого стола «О состоянии и мерах государственной поддержки отечественного нефтегазосервисного сектора», состоявшегося накануне под руководством председателя комитета по энергетике Госдумы Ивана Грачева.

По словам исполнительного директора комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты РФ Виктора Кузенкова,  «наиболее остро для нефтесервисных компаний стоит вопрос обновления парка буровых установок». Основной проблемой технического перевооружения «сервисники» называют отсутствие достаточного объема предложений от производителей оборудования и неподъемные затраты, связанные с его приобретением.

«Сейчас годовые объемы бурения составляют 20 млн погонных метров. Чтобы поддерживать добычу углеводородов на существующем уровне 520 млн тонн и обеспечить ее рост, необходимо бурить около 50 млн погонных метров. Буровая техника, закупленная еще в 1990 году (порядка 1000 БУ), вот-вот должна пойти на списание, так как срок ее эксплуатации составляет 25 лет. Соответственно возникает спрос на новое оборудование, однако отечественные машиностроители физически не могут обеспечить такой объем производства. К примеру, во времена СССР «Уралмаш» производил 300 установок в год, сейчас не более 30», – отметил Виктор Кузенков.

Собеседник издания также уточнил, что стоимость одной буровой установки российского производства составляет порядка 30 млн долларов, что для относительно небольших компаний является неподъемной суммой. Таким образом, для многих игроков единственной возможностью провести перевооружение является обращение к кредитным ресурсам банков. При этом эксперты признают, что кредитное бремя без каких-либо мер поддержки со стороны государства способно привести к краху подавляющее большинство нефтесервисных компаний.

«В ходе круглого стола прозвучало предложение не списывать отработавшую технику, а модернизировать ее, за счет чего возможно увеличить срок эксплуатации. Но здесь следует понимать, что стоимость модернизации равна примерно половине цены нового оборудования. Но и срок службы новой установки будет на несколько порядков выше, поэтому нельзя говорить, что такая схема абсолютно выгодна. Кроме того, как справедливо заметили представители Ростехнадзора, травматизм при работе с таким оборудованием значительно выше. Для покупки новых БУ необходимо разработать целевую программу. Компаниям необходимы доступные кредитные ресурсы на льготных условиях, нужно заключать долгосрочные договоры между всеми участниками процесса: машиностроителями, нефтесервисами и добывающими предприятиями. Некоторые предлагают разработать программу, наподобие «Утилизации», которая применялась государством для поддержки автопрома», – добавил эксперт.

Отметим, кроме закупки нового оборудования на плечи нефтесеривсов ложатся расходы и по утилизации старых буровых. В основном, по оценкам специалистов, стоимость этой процедуры складывается из транспортной составляющей. Так, вывоз тысячетонной установки с Ямала на Урал, где есть плавильные мощности, будет значительно дороже, чем доставить ее с юга Тюменской области.

По мнению члена подкомитета по нефтесервису комитета по энергетике Госдумы и вице-президента по бурению «РУ-Энерджи Групп» Евгения Рыкова, Ростехнадзор все же должен подключиться к проблеме и провести проверку всех буровых установок, чтобы продлить срок эксплуатации еще на несколько лет.

«Речь идет о тех БУ, которые еще могут нормально функционировать, не нанося вред окружающей среде. Ведь удовлетворить полностью потребности буровых компаний в станках российские производители в течение 3-4 лет не в состоянии. Процедура утилизации старых буровых установок требует серьезных финансовых затрат, с которыми самостоятельно буровые предприятия справиться не смогут. Уже сейчас большую часть вышедших из строя установок буровые подрядчики вынуждены оставлять на дальних месторождениях ввиду дорогостоящих услуг по демобилизации», – рассказал Евгений Рыков об общей для сервиса проблеме.

О неподъемной финансовой нагрузке на нефтесервисные компании заявил «Правде УРФО» и президент Союза нефтепромышленников России Геннадий Шмаль. По мнению признанного авторитетного нефтяника, текущая политика государства, а именно отсутствие этой политики, как таковой, весьма скоро обернется для множества компаний банкротствами. На круглом столе, ссылаясь на участника конференции, была представлена дорожная карта по решению проблем сектора, которую уже направили в Минэнерго РФ.

«Перевооружить буровые компании можно либо за счет чистой прибыли, либо за счет кредита. Как правило, они имеют низкую рентабельность, из-за чего первый вариант исключен. Можно рассмотреть возможность создания специального банка, который бы кредитовал организации на льготных условиях. В противном случае это может привести к краху небольших компаний и поглощению их более крупными, что, хоть и не масштабно, но это уже наблюдается на рынке», – отметил Геннадий Шмаль.

К прочему, уточнил глава Союза нефтепромышленников, проблема слабой господдержки на фоне массового списания оборудования усугубляется конкурентными преимуществами иностранных компаний и кадровыми проблемами.

«Порядка 25% рынка занимают крупные иностранные нефтесервисные компании, у которых гораздо больше возможностей для технического обновления. Но на наш взгляд необходимо поддерживать именно малые организации. Мы предлагаем включить в комиссии по ТЭК при президенте и правительстве отдельных представителей сервисного сектора», – добавил Шмаль.

Между тем, как ранее писала «Правда УРФО», аналитики объясняют низкие объемы производства БУ отечественными машиностроителями риском невостребованности продукции на рынке. В то же время излишняя осторожность либо неспособность освоить требуемые объемы заказов, как в случае с ОАО «УЗТМ» («Уралмашзавод»), приведет к полной потере рынка российскими компаниями и «валу китайских буровых установок», которые в 1,5 раза дешевле российских именно за счет господдержки отрасли.

Так или иначе, эксперты рынка в унисон заявляют, что «если в краткосрочной перспективе государство не ввяжется в эту проблему», то очень скоро на стратегических месторождениях углеводородов в России будут развиваться вымпелы только Schlumberger, Halle Burton и некоторых дотируемых дочерних предприятий крупных нефтяных компаний. «А это уже геополитика и вопросы национальной безопасности», – подводит итог депутат Госдумы.

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием ситуации в секторе.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни