Минэкономразвития лишило «Фортум» и КЭС альтернативы

Ведомство дало отрицательное заключение на новую модель рынка тепла

Минэкономразвития РФ (МЭР) раскритиковало поправки к ФЗ «О теплоснабжении», предложенные Минэнерго РФ при участии, как утверждают наблюдатели, лоббистов крупных генерирующих компаний – ЗАО «КЭС Холдинг» Виктора Вексельберга и ОАО «Фортум» (контролируется финским концерном Fortum). По итогам публичного обсуждения оценки регуляторного воздействия проекта поправок федеральное ведомство вынесло отрицательное заключение. Эксперты высказали целый перечень претензий к предложению о совершенствовании рынка тепла в части применения методики «альтернативной котельной» и условиям работы единых теплоснабжающих организаций. Так, по мнению отраслевого сообщества, обсуждаемая инициатива противоречит нормам Жилищного кодекса РФ и приведет к росту платы населения за коммунальные услуги и, как следствие, к дополнительным бюджетным обязательствам. Тогда как сторонники «альткотельной» называют этот механизм единственно возможным способом привлечения инвестиций в отрасль. Эксперты считают, что опасения МЭР обоснованны в текущих экономических условиях.

Предлагаемые изменения в закон «О теплоснабжении» повлекут опережающий рост стоимости тепловой энергии для потребителей, необходимость пересмотра предельных индексов, что приведет к выплатам компенсаций теплоснабжающим организациям за счет бюджетов субъектов РФ. К таким выводам пришли эксперты МЭР РФ.

К прочему, говорится в заключении ведомства, предлагаемая методика фактически заменяет действующую систему регулирования другим механизмом, исключающим конкуренцию при ценообразовании.

«Для ЕТО не предусмотрена возможность определения цены на тепло для потребителей ниже цены «альтернативной котельной». При этом ЕТО будет являться единственной теплоснабжающей организацией, имеющей возможность заключать договоры непосредственно с потребителями тепловой энергии в своей зоне действия. Одновременно в отношении потребителей энергии проектом акта не устанавливается возможность заключения договоров с иными ЕТО или теплоснабжающими организациями», – завялено в документе.

Из заключения МЭР следует, что на практике это способно привести к злоупотреблениям при ценообразовании тепловой энергии и необоснованному перераспределению затрат между участниками рынка в рамках конечной цены на тепловую энергию. В то же время организации, не получившие статус ЕТО, окажутся в крайне невыгодном положении по отношению к ЕТО в силу расширенных полномочий единого оператора. В свою очередь преимущества привилегированных компаний приведут к банкротству прочих участников рынка.

В конечном итоге, считают в министерстве, эти и прочие негативные тенденции станут причиной массового отказа потребителей от централизованного теплоснабжения в пользу собственных генераций и, как следствие, снижения полезного отпуска тепла.

Ранее с критикой новой модели рынка тепла выступило ООО «Газпром Энергохолдинг» (ГЭХ). Представители общества прямо указывали на то, что предлагаемая модель полностью лишает рынок конкуренции, а условия отбора ЕТО попросту «подогнаны» под конкретные организации. Крупнейшие генерирующие компании не оставляют надежды пролоббировать и еще один важный для них пункт реформы рынка тепла – назначение ЕТО до принятия схемы теплоснабжения.

В частности, директор по реализации тепловой энергии ГЭХ Станислав Воронин указывал, что новая модель рынка тепла в существующей редакции приведет к полному отсутствию конкуренции и инвестпривлекательности на теплосетевом рынке, а ЕТО, в свою очередь, будет нагружено обязательствами, несоразмерными правам и полномочиям. Напомним, что главными лоббистами новой модели эксперты называют ОАО «Фортум» и ЗАО «КЭС Холдинг» Виктора Вексельберга.

В «КЭС Холдинге» в ответ на критику МЭР «Правде УРФО» пояснили, что новая модель рынка позволяет повысить инвестпривлекательность отрасли. «Мы убеждены, что переход на предлагаемую Минэнерго новую модель рынка тепла является единственным способом повысить инвестиционную привлекательность отрасли и привлечь в нее частные средства на долгий срок», – заявляют в КЭСе.

Участники рынка также подчеркивают, что главная задача, которую преследует новая модель рынка тепла, – переход от полностью регулируемой к рыночной системе.

«Действительно, в ряде регионов цена на тепло вырастет, но в ряде субъектов, где цена уже выше планки альтернативной котельной, она будет заморожена. Помимо введения механизма альтернативной котельной, есть еще ряд мер, предлагаемых в рамках модели, ее нельзя рассматривать в отрыве от остальных предложений. За счет всего комплекса мер, инициируемых Минэнерго, создается стимул ЕТО продавать тепловую энергию по конкурентной цене. Если у кого-то из антимонопольных органов, регулятора создастся впечатление, что участник рынка задрал цену, то решение всегда может быть оспорено», – считает эксперт.

Модель «альтернативной котельной», подчеркивают представители отрасли, фиксирует факт жесткой конкуренции между централизованными источниками и котельной. К последним, к слову, обращается все больше потребителей, в том числе промышленников. «По этой причине, поскольку модель «альткотельной» задает верхнюю планку, исходя из неких усредненных расходов типовой котельной, если производитель энергии, работающий в режим когенерации, ТЭЦ, например, продолжает конкурировать, он будет вынужден продавать выше этой планки. Модель «альткотельной» предполагает, что выше планку нельзя будет поднять по закону, но условия жесткой конкуренции между зоной централизованного теплоснабжения и котельной будут стимулировать владельца генерирующего объекта продавать ниже этой планки», – констатируют участники рынка.

Сторонники новой модели рынка признают – сегодня тем, кто использует неэффективное оборудование и получает высокий тариф, действительно придется непросто, но «это создает стимул для модернизации». «Действительно ряд неэффективных котельных попадут в невыгодное положение, но в этом суть реформы. Новая методика направлена на то, чтобы преимущество было у более эффективных, а не менее, как сейчас. ЕТО, с одной стороны, выступает как единый закупщик, и ему будет выгоднее покупать тепло по более низкой цене. Она не будет работать в ущерб себе – кто предлагает товар по более низкой цене, у того и будет покупать», – считает собеседник издания в одной из генерирующих компаний.

Ранее теплоснабжающая компания Свердловской области ОАО «Облкоммунэнерго» публично выступила против реализации новой модели рынка тепла на территории региона. В частности, в обществе, как, в прочем и в МЭР, уверены, что механизм «альтернативной котельной» приведет к банкротству генерирующих компаний в небольших муниципалитетах. Так, представитель «Облкоммунэнерго» пояснил изданию, что действующий тариф в ряде территорий достигает 1700 рублей за Гкал, при этом цифра сильно урезана местным регулятором и не позволяет увеличить инвестпрограмму предприятия до необходимых объемов. Таким образом, установленный сегодня тариф не позволяет обновить сетевую инфраструктуру и тепловые источники.

Заведующий сектором экономического департамента фонда «Институт энергетики и финансов» Сергей Кондратьев положительно оценивает метод «альтернативной котельной», поскольку он стимулирует к выводу из эксплуатации неэффективных мощностей. «Во многих регионах, в том числе на Урале, есть небольшие старые ТЭЦ, работающие в режиме когенерации, которые часто пытаются объяснить необходимость своей работы тем, что они отвечают за теплоснабжение небольших населенных пунктов. При этом они зачастую неэффективны, и тарифная нагрузка перекладывается на ОРЭМ, с ОРЭМ ее пытаются перекинуть на региональный уровень и получить под это субсидии. В этом плане вывод из эксплуатации таких ТЭЦ, которые не могут конкурировать с крупными современными объектами или с распределенной генерацией, – нормальный рыночный процесс», – считает аналитик.

По мнению эксперта, главная проблема состоит в том, что не всегда «альткотельная» при общих положениях о ее выгодности будет эффективна. «То же Минэкономразвития опасается, что в текущих условиях непонятно, какие будут капитальные издержки при строительстве котельных. Особенно, если они будут строиться за счет заемных средств. В этом плане механизм очень быстро может привести к скачку тарифа, как и объема необходимых субсидий», – резюмировал аналитик.

 «Правда УРФО» следит за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни