Мэрия Екатеринбурга не смогла скрыть доходы от рекламы в МУПах

Екатеринбургские парламентарии не смогли решить транспортный вопрос

Депутаты екатеринбургской городской думы в неплановом порядке обсудили вопросы стоимости проезда в общественном транспорте и приближающегося банкротства муниципальных транспортных предприятий. Заседание закономерно было выведено из юридической плоскости отсутствием регламента и протокола. Виновником предстоящего транспортного коллапса чиновники городской администрации постарались сделать областное правительство, которое не предоставляет субсидии на поезд льготников по соглашению с истекшим сроком. Депутаты, однако, обратили внимание на неучтенный пласт доходов от коммерческой деятельности МУПов, в частности, сдачу площадей под торговлю и размещение рекламы. Данный сектор экономики, по оценке народных избранников, давно контролируется частными компаниями, по всей видимости, аффилированными с чиновниками горадминистрации. В мэрии отказались раскрыть подлинные цифры доходов и имена выгодополучателей, сославшись на низкий процент выручки, которая не сможет покрыть убытки транспортников.

Депутаты городской думы Екатеринбурга провели давно анонсированное собрание по вопросу ценообразования тарифа на проезд в общественном транспорте. Юридического статуса собрание, по факту, не имело: не велся протокол, не был утвержден регламент. «Можно считать, что заседания не было», – обсуждали в кулуарах депутаты по итогам собрания.

Напомним, с просьбой пересмотреть вопрос стоимости проезда в городском транспорте и проверить обоснованность тарифов к главе Екатеринбурга Евгению Ройзману обратились депутаты сразу трех фракций еще в декабре прошлого года. Ранее необоснованность повышения цены на проезд до 23 рублей выявила рабочая группа депутатов свердловского Заксобрания. В ходе принятия бюджета Екатеринбурга на 2014 г. чиновники мэрии неоднократно заявляли о выпадающих доходах муниципальных предприятий и бюджета, вынужденного компенсировать проезд «областных» и «федеральных» льготников, однако суммы убытков варьировались от 700 млн рублей до 1 млрд рублей. Информационная повестка контролируемых мэрий СМИ изобиловала сообщениями о грядущем банкротстве МУПов.

Как заявил сегодня депутатам глава комитета по транспорту Алексей Курлыков, по итогам 2013 года убытки ЕМУП МОАП составили 320 млн рублей, ЕТТУ – 400 млн, екатеринбургского метрополитена – 89 млн рублей. В администрации города подчеркивают, что выпадающие доходы предприятий вызваны отсутствием компенсаций из областного бюджета за проезд льготников. Отметим, что ежегодный оборот ЕТТУ насчитывает порядка 1,5 млрд рублей, автобусного предприятия – 1,9 млрд рублей.

Ввиду неформальности собрания, замглавы Екатеринбурга Александр Высокинский вышел к импровизированной доске и с маркером в руках рассказал о формировании тарифа и соглашении с областью, принятом в 2009 г.

«Мы получили задание от области, которая подчеркнула, что они готовы финансировать проезд льготников, если мы создадим систему учета. Так была разработана система Е-карты. Появился документ, по которому возникающую разницу между фактическими поездками льготников и выплаченными им льготами в размере 275 рублей мы делим на три бюджета: 60% – область и федерация, 40% – город. Муниципалитет выполнил свои обязательства, а из области деньги не пришли. Был один суррогатный платеж на 300 млн рублей, включающий средства на метрополитен. Объем долгов перевалил за 1,5 млрд рублей», – отчитался Александр Высокинский.

Напомним, область настаивает на выполнении своих обязательств, выплачивая порядка 3 млрд рублей льготникам ежегодно и подчеркивая, что областная позиция была признана судом.

По словам Александра Высокинского, после того, как соглашение прекратило действие в 2011 г., в 2012 появился некий «протокол», подписанный в то время главой правительства Анатолием Грединым. Других подтверждений областных обязательств чиновники не предоставили. Отметим, что необходимость компенсации проезда льготников мэрия не обосновывает даже в документах, направляемых в адрес РЭК. Работники мэрии дали этому весьма странное объяснение – энергетическая комиссия при формировании тарифа учитывает платежи областного бюджета.

«Когда РЭК считает тариф, то учитывает субсидии. РЭК не признает, что правительство области не платит», – заявил вице-мэр.

Впрочем, часть депутатов не оценила доклад Высокинского, отметив, что задачей чиновника было ввести слушателей в заблуждение.

«Вся информация о структуре тарифа была собрана в кучу, чтобы запутать депутатов. Подобная риторика позволяет жонглировать и манипулировать фактами и цифрами в пользу администрации», – делится собеседник в городской думе.

Замглавы Екатеринбурга Александр Высокинский

В частности, в администрации города объясняют, что себестоимость проезда в Екатеринбурге составляет 40-50 рублей. В документах, направленных в РЭК, и вовсе значится сумма в 80 рублей. Александр Высокинский озвучивает третью цифру – 26 рублей, с которой, оказывается, уже согласились областной премьер Дениса Паслер и глава РЭК Владимир Гришанов.

«Мы с Паслером и Гришановым понимали, что объективно тариф – 26 рублей. Аргументом по снижению до 23 рублей было обещание областных субсидий», – заявил чиновник.

Депутаты обращают внимание на абсурдность данного заявления, подчеркивая, что частные компании возят и при тарифе в 23 рубля, и при этом получают прибыль.

«Они говорят о миллиардных убытках, о том, что себестоимость перевозок составляет 40-50 рублей или даже 80 рублей, и при этом у нас есть частные перевозчики, которые ведут свой бизнес и зарабатывают на перевозках. Не может быть такой себестоимости, это не поддается никакой критике. При этом у мэрии есть принципиальная позиция – сохранить пропорции перевозок на уровне 70% – МУПы и 30% – частники. Опыт других городов показывает, что может быть и по-другому», – считает депутат гордумы, эсер Александр Караваев.

Мэрия, фактически, предложила три варианта выхода из сложившейся ситуации: пролонгация соглашения с областью, повышение тарифа или ограничение поездок льготников. При этом последний вариант напрямую нарушает закон о монетизации льгот, по которому не должно быть ущемления прав льготников.

Отметим, эсеры ранее сообщали, что выпадающие доходы МУПов, связанные с обеспечением льготного проезда, были уже однажды компенсированы в тарифе в 23 рубля, и теперь город пытается взыскать с области средства во второй раз. Сегодня представители фракции несколько изменили свою позицию.

«Ни тариф в 18 рублей, ни тариф в 23 рубля убытки МУПов не компенсировал. Вопрос ценообразования – вопрос политический. Но проблема сегодняшней встречи в том, что мэрия не предлагает варианты решения проблемы, кроме как просить денег у области. Никто не говорит о том, как сделать затраты более эффективными, не перекидывая их на потребителя, и нести их на уровне бюджетных обязательств», – добавляет Александр Караваев.

Депутат Александр Караваев

Об эффективности организации муниципальных перевозок говорят цифры доходов МУПов. В частности, по словам Алексея Курлыкова доходы екатеринбургского метрополитена от непрофильного вида деятельности – сдачи площадей в аренду торговым точкам и под размещение рекламы – составляют порядка 2 млн рублей при годовом обороте метро в 980 млн рублей. Депутат Илья Лобов назвал цифры абсолютно некорректными, подчеркнув, что доход от рекламы и торговли в метро не может составлять 200 тысяч рублей в месяц, и потребовал предоставить уточненные данные.

Напомним, депутаты и представители бизнес-среды неоднократно сообщали о том, что большая часть рекламных площадей распределяется по контролируемым членами Аркадия Чернецкого компаниям. По мнению ряда депутатов в нынешнем созыве думы, «все доходы от рекламы в общественном транспорте уходят частным компаниям, аффилированным с администрацией Екатеринбурга». «Выводятся огромные суммы денег», – делится источник в городской думе.

Депутат Александр Караваев поднял этот вопрос во время заседания, предложив метрополитену нанять менеджера по рекламе.

«Все прекрасно понимают, сколько стоит реклама в метро. Это и наружная реклама, и электронные табло, и расклейка в вагонах, и щиты на станциях. Это совершенно другие деньги, не 2 млн рублей. Но наши МУПы сдают рекламные площади фирме-прокладке по фиксированной цене, да, возможно, согласованной с ДУМИ. В итоге доходы собираются другими людьми. Мэрия создает дополнительные центры прибыли, куда выводятся деньги, а нам показывают убытки и заявляют, что если мы не добьем область, то будет транспортный коллапс», – отмечает депутат.

При этом чиновники городской администрации всевозможными способами уходили от ответа по рекламе, настаивая на том, что прибыль от непрофильной деятельности не соразмерна убыткам, которые несут МУПы. Александр Высокинский вывел вопрос за плоскость текущего заседания.

«Доля по доходам от рекламы незначительна по сравнению с оборотами предприятия, это не та сумма, которая может спасти. Давайте вынесем этот вопрос в отдельное обсуждение», – заявил Александр Высокинский.

Аналогичным образом чиновники ушли от вопросов потребления электроэнергии.

«Давайте мы выведем транспортные предприятия, у которых в структуре себестоимости электроэнергия составляет большую часть, на свободный рынок и будем покупать электроэнергию по рыночным ценам, что позволит сократить затраты до 40%? Нет, у нас, видите ли, плохая дебиторская задолженность, мы этого сделать не можем», – делится с «Правдой УРФО» один из депутатов.

Еще одним источником дохода МУПов, помимо рекламы, депутаты назвали сдачу в аренду имущества и автобусов «для выездов на корпоративы и пьянки». В ответ на это Александр Высокинский заявил, что городской транспорт – специфический и некомфортен для выездов на корпоративы, не принимая во внимание, что на этом «некомфортном» транспорте муниципалитет возит горожан.

Отметим, что отсутствие правового статуса сегодняшнего собрания может серьезно затруднить деятельность депутатов, которые намерены в ближайшее время посетить транспортные предприятия и получить доступ к их бухгалтерии, в том числе, ознакомиться со структурой доходов от рекламы и аренды площадей. Первый визит в ЕТТУ запланирован уже на следующую неделю.

«Ройзман проявил чудеса организаторства. Уже завтра все профильные департаменты в ответ на наши просьбы предоставить документы, даже те, о которых шла речь сегодня, справедливо укажут нам на дверь. Нет протокола. И от своих слов любой сможет откреститься в известной нам манере «я не то имел в виду», – делятся депутаты.

Отметим, что традиционно многословный глава Екатеринбурга Евгений Ройзман сегодня был молчалив и практически не модерировал заседание. Единственный комментарий главы касался совещания у губернатора.

«Мы с Александром Якобом были у губернатора, он пообещал провести все проверки расходов МУПов и вернуться к разговору», – заявил Евгений Ройзман.

Отметим, что решение транспортного вопроса будет принято по итогам губернаторской проверки, а также на основе анализа ситуации, который обязались разработать депутаты гордумы, возможно, с опорой на общественное мнение. В гордуме подчеркивают, что организация общественного транспорта – это все же вопрос муниципалитета, а не областного правительства.

«Мы можем дотянуть и останемся перед банкротством МУПов. Да, скажем, что область виновата, а толку? Обязанность муниципалитета по организации движения общественного транспорта никто не отменял. Администрация, очевидно, генерировать идеи по выходу из кризиса не может, что говорит об уровне самой администрации. Не можете вы справиться со своими обязательствами – сложите с себя полномочия и дайте работать профессионалам», – резюмировал Александр Караваев.

«Правда УРФО» следит за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни