Гендиректор ОАО «НПК «Уралвагонзавод» Олег Сиенко рассказал «Правде УРФО», что с 2015 года корпорация полностью планирует отказаться от производства устаревших вагонов. «Сейчас мы уже не гонимся за количеством в производстве вагонов. Гонимся за качеством, за эффективностью. Со следующего года мы совсем, ну или практически закончим выпуск старого вагона, который десятки лет собирали на УВЗ. Переходим на более совершенную модель вагона с увеличенным объемом кузова и увеличенным межремонтным пробегом. Инновационные вагоны – это безопасность движения и безопасность жизни людей», – подчеркнул глава корпорации.
При этом он отметил трудности с реализацией современной продукции. «Правда УРФО» подробно рассказывала о том, что вагоностроители страны не только сокращают объемы выпуска вагонов, но и переводят своих сотрудников на сокращенную рабочую неделю. Между тем логистические компании не спешат выводить из сети старые, небезопасные для эксплуатации вагоны.
«Понятно, что живем в кризисе. Доходность упала, она колеблется у нулевой отметки, поскольку продукция, в частности, железнодорожная и машиностроения, не пользуется спросом. Это объективно, потому что техника не списывалась в течение большого количества времени, и подвижной состав продлевался незаконно. Вследствие этого все заводы сейчас находятся в таком пограничном состоянии, они не знают, что им делать дальше», – отметил господин Сиенко.
Гендиректор УВЗ Олег Сиенко
Заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов вынужден был согласиться с представителем УВЗ. «Одним из решений развития вагоностроения будет списание старых вагонов. Любые инвестиции, любые эксплуатационные затраты старых вагонов ложатся на стоимость перевозки грузов. Но мы понимаем, что ограничивающий фактор для нас – это покупательная способность грузоотправителя. Мы не можем допустить, чтобы было списано 60 тыс. старых вагонов единоразово. При этом мы понимаем, что новые вагоны будут с новыми потребительскими свойствами», – отметил замминистра.
Именно поэтому федеральные власти приняли спецпрограмму по возмещению части затрат транспортным компаниям, которые приобретают в собственность инновационные вагоны. Так, с середины текущего года Минпромторг России предложил возмещать операторам и лизинговым компаниям 90% затрат на уплату кредитов, взятых на приобретение инновационных вагонов. Прямые покупатели тоже смогут единовременно получить 130 тыс. рублей при утилизации старого вагона и приобретении инновационного, произведенного после 1 января 2014 года.
Замминистра транспорта РФ Алексей Цыденов
Кроме того, Минпромторг РФ провел конкурс на право получения субсидий из федерального бюджета на поддержку развития производства композитных материалов и изделий из них в рамках реализации российскими предприятиями комплексных инновационных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции. Одно из направлений конкурса – разработка технологий получения и производства емкостей из полимерных композиционных материалов для осуществления контейнерных перевозок агрессивных веществ, продуктов химии и нефтехимии. Министерство будет долями выделять до 2017 года финансирование на эти цели в размере 135 млн рублей. Победителем конкурса стал «Уралвагонзавод», уже представивший на транспортном салоне «Магистраль-2014» вагон-хоппер для минеральных удобрений с кузовом из композиционных материалов.
Олег Сиенко подчеркнул, что за использованием композиционных материалов в вагоностроении будущее. «Уралвагонзавод» был первым, кто применил эти технологии, однако уже в скором времени «дочка» корпорации ОАО «Уралкриомаш» продемонстрирует новые разработки, в частности, контейнер-цистерну из композиционных материалов.
По словам заместителя генерального директора корпорации Андрея Шленского, в создание производства композитных вагонов мощностью 500 единиц подвижного состава в рамках конкурса министерства будет вложено 430 млн рублей.
«Безусловно, мы рисковали, никто в мире еще этого не делал (о хоппере из композитов). Эксперимент получился удачный. Мы понимаем, что будущее у композитных материалов есть, причем еще несколько лет, и мы можем опоздать включиться в процесс по производству продукции из этого материала», – подчеркнул представитель УВЗ.
Он отметил, что производство будет расположено на базе «Уралкриомаша» (Нижний Тагил), здесь имеются свободные площади, на которых в свое время УВЗ думал построить пружинное производство. Скорее всего, будет создана новая «дочка», которая будет курировать вопросы композитов, причем не только производство вагонов из этого материала.
«Мы точно для себя понимаем, что необходимость освоения этой технологии назрела. Поэтому мы и говорим не просто о создании одного предприятия, а о целом композитном кластере в Нижнем Тагиле. Это предполагает, что мы не будем работать в каком-то одном направлении. Может появиться линейка изделий из композита для железнодорожного транспорта, комплектующие для продукции специального назначения, а также продукция для народного хозяйства», – пояснил господин Шленский.
«Уралвагонзавод» рассчитывает на поддержку со стороны властей Нижнего Тагила, в том числе от мэра Сергея Носова, под эгидой которого в настоящее время в городе реализуются крупные строительные проекты. УВЗ, помимо всего прочего, в рамках кластера из композитов планирует производить стройматериалы и элементы для возведения мостов. Напомним, в настоящее время в Нижнем Тагиле реализуется крупный инвестпроект по строительству первой очереди жилого микрорайона Александровский. Администрация муниципалитета, а также областные власти выделили средства на создание инфраструктуры для этого района.
Мэр Нижнего Тагила Сергей Носов
Стоит отметить, что на фоне распределения главой Минпромторга Денисом Мантуровым субсидий на развитие производств из композитных материалов целый ряд компаний и субъектов заявляли о желании создать такие кластеры. К примеру, весной о возможности реализации подобного проекта в Свердловской области говорил отправленный в отставку чуть менее месяца назад вице-премьер Александр Петров.
В июле намерения создать московский композитный кластер выступила «дочка» госхолдинга «Ростех» (глава Сергей Чемезов) «РТ-Химкомпозит». Согласно материалам компании, по инициативе ведущих научных и производственных предприятий, а также бизнес-ассоциаций, действующих в сфере композиционных материалов, было решено создать инновационный промышленный кластер композитной отрасли Центрального федерального округа. Планируется, что в него войдут предприятия из Москвы, Московской, Тверской и Калужской областей, занимающиеся выпуском композитных материалов.
Источник «Правды УРФО» из промышленных кругов говорит о том, что при реализации «московского проекта, который пока существует только на бумаге, ни о каком госфинансировании пока речи не идет. У уральского кластера есть шанс занять ведущую позицию в отрасли, так как они уже заручились поддержкой Минпромторга и выпустили первую, пока не серийную продукцию в рамках проекта», – пояснил собеседник издания.
«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.
Справочно:
ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» представляет собой интегрированную структуру, в которую входит более 20 промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро в России и Европе. Генеральными партнерами корпорации являются крупнейшие отечественные операторы, занимающиеся железнодорожными грузоперевозками, а также Министерство обороны РФ и ОАО «Рособоронэкспорт». С 16 апреля 2009 года НПК «Уралвагонзавод» возглавляет генеральный директор Олег Викторович Сиенко. По итогам 2013 года компания выпустила порядка 21 тыс. единиц подвижного состава. В рамках гособоронзаказа предприятия корпорации занимаются модернизацией танков, а также разрабатывают новые образцы военной техники и вооружения.