Сегодня, 6 ноября, в Кургане прошли публичные слушания по проекту зауральского бюджета на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов. Финансовое управление региона, позиционируя проект, как социально-ориентированный, сократила финансирование ряда профильных направлений. В частности, во время процедуры чиновники заявили об уменьшении на 22 млн рублей программы по переселению из аварийного жилья, о сокращении на 30% программы по оздоровлению детей.
Участники слушаний выразили недовольство положениями проекта, в частности, по «сельскому» направлению. «На сегодняшний день сельсоветы влачат жалкое существование: у нас нет градообразующих предприятий, в 2012 году с нас были сняты дотации и теперь денег нет вообще, к нам лезут все кому не лень, за все нужно платить, но в селе нет денег. Я прошу, хватит выкачивать деньги из села, оставьте это деревне, людям на зарплату», – заявил о претензиях глава Юргамышского района Игорь Касатов.
Это не единственные проблемы бюджета Курганской области в ближайшие 3 года. По данным финансового управления, дефицит региональной казны в 2013 году составлял 1,9 млрд рублей, в 2014-м – прогнозируется в 3,6 млрд рублей, в 2015-м – уже в 4,1 млрд рублей. Напомним, что правительство Зауралья в начале октября 2014 года утвердило проект бюджета на плановый период 2016 и 2017 годов. Согласно документу, в 2016 году дефицит вырастет на 130 тыс. рублей по сравнению с 2015 годом. Отрицательная разница между доходами и расходами составит 3,9 млрд рублей.
В 2015 году прогнозные доходы составляют 31,9 млрд рублей. Из них собственные доходы – 20,4 млрд рублей, или 64%, безвозмездные поступления – 11,5 млрд рублей, или 36%. Расходы региона запланированы в 35,9 млрд рублей. В частности, на общегосударственные вопросы направят 1,9 млрд рублей, или 5,3%, на национальную оборону – 30 млн рублей, или 0,08%. Национальную безопасность и правоохранительную деятельность профинансируют на 184 млн рублей, что составит 0,5% от общих расходов. Национальная экономика получит 5,3 млн рублей, или 14,8%. ЖКХ выделят 1,5 млрд рублей, или 4,05%, на охрану окружающей среды – 122 млн рублей, или 0,34%, на образование – 9,1 млрд рублей, или 25,27%. Культура и кинематография получат 295 млн рублей, или 0,82%, здравоохранение – 6,5 млрд рублей, или 18,2%. На социальную политику планируется потратить 7 млрд рублей, или 19,5%, на физическую культуру и спорт – 221 млн рублей, или 0,61%. Средства массовой информации будут профинансированы на 33 млн рублей, или на 0,09%, обслуживание государственного и муниципального долга – на 600 млн рублей, или 1,67%. Межбюджетные трансферты общего характера потребуют 3,1 млрд рублей, или 8,67%.
Финансовое управление Курганской области прогнозирует повышение зарплат бюджетников и среднего уровня доходов жителей Курганской области в целом. Однако заработок среднего медицинского персонала снизится с 20,1 тыс. рублей до 18,1 тыс. рублей.
Вместе с тем ряд мер социальной поддержки сокращается. На льготное питание учеников школ снизят субсидии с 110,7 млн рублей до 105 млн рублей, на обеспечение детей-сирот в госучреждениях – с 169,6 млн рублей до 157 млн рублей. Средства на общие стипендии студентам уменьшатся с 83,8 млн рублей до 81,9 млн рублей, «целевикам» в медицинских вузах – с 3,2 млн рублей до 3 млн рублей, именные – с 2,3 млн рублей до 600 тыс. рублей. Льготный проезд в общественном транспорте обеспечат на 5,3 млн рублей, что на 100 тыс. меньше 2014 года, в железнодорожном – на 9,8 млн рублей, то есть на 700 тыс. меньше. Выплата компенсации за аренду жилого помещения врачам-специалистам будет обеспечена на 2 млн рублей, сократившись на 1,4 млн рублей. На поощрение лучших учителей вместо 2 млн рублей пойдет лишь 600 тыс. рублей.
Областные премии для детей, проявивших выдающиеся способности в области образования, искусства и спорта, сохранятся на прежнем уровне и будут профинансированы на 200 тыс. рублей. Неизменными оставят размеры дотаций на доплаты к пенсиям, пожизненное ежемесячное дополнительное материальное обеспечение работникам физической культуры и спорта в размере 700 тыс. рублей.
На меры социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках, затраты увеличат с 325 млн рублей до 360 млн рублей.
Депутат Курганской областной думы Юрий Набатников
Член комитета по бюджету, финансовой и налоговой политике Курганской областной думы Виктор Семенов отмечает, что в целом проект бюджета исполняет социальные потребности региона. Однако он, как и большинство его коллег, считает, что экономической сфере также необходимо пристальное внимание. Депутат облдумы Юрий Набатников, также участвующий в работе комитета, полагает, что 60% средств на социальную сферу – это слишком много. «Может быть, 30-40%, но такая система возможна только при развитой экономике», – подчеркивает парламентарий. Председатель комитета по экономической политике Евгений Кафеев также отметил, что властям необходимо задуматься не только о расходах, но и об экономии.
Еще одной слабой стороной бюджета остается низкая доходность. Члены представительного органа обратили внимание на крайне низкий уровень собственных доходов региона. Эксперты отмечают, что федеральных средств, поступающих в область, не хватает для решения всех проблем и вопросов.
Однако чиновники не спешат предлагать способы повышения доходной части бюджета собственными ресурсами. По словам Евгения Кафеева, финансовый документ на 2015-2017 годы предполагает повышение налоговых сборов и получение увеличенных субсидий. Виктор Семенов отмечает, что, вероятнее всего, власти намерены усилить контроль налоговой службы над промышленниками и предпринимателями. Власти также рассчитывают на доходы от инвестпроектов, которые в настоящее время не реализованы, и на повышение налоговых сборов после увеличения зарплат.
Что касается дополнительных субсидий, то неясно, каким именно образом чиновники намерены заполучить больше федеральных денег. В лоббистских способностях представителя Курганской области в Москве Олега Пантелеева не сомневается только губернатор Алексей Кокорин, вернувший экс-сенатора Зауралья на старую должность, которую он занимал в начале 2000-х годов. Представители законодательной власти не могут оценить его возможности по продвижению интересов региона на федеральном уровне и, соответственно, получению дополнительных субвенций от государства.
«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.