Кризис машиностроения вынудил «Роснефть» обеспечить Китай триллионами рублей ФНБ

Госкомпания потратит выделяемые из бюджета средства на покупку рекордного числа буровых

Российским производителям бурового оборудования, производственные мощности которых базируются на территории УрФО, в ближайшее время будет брошен вызов. Перед ОАО «НК «Роснефть» поставлена задача приобрести 2,5 тыс. буровых установок (БУ) на триллионы, выделяемые из Фонда национального благосостояния. Основная цель колоссального техперевооружения  потеснить США с рынка сланцевой и приступить к активному освоению «трудной» нефти. Реализация масштабных геополитических планов, по мнению экспертов, споткнется о неспособность отечественных производителей выпустить такой объем БУ. Хотя сами предприятия и заявляют, что готовы расширить производства, аналитики указывают: на это могут уйти годы, тогда как, по общему признанию экспертов, уже в ближайшее время на такие мощности готов выйти Китай. Участники рынка считают, что конкуренция госкомпании в борьбе за рынок сланцевой нефти также преждевременна: для добычи «черного золота» необходимы дополнительное оборудование и технологии, а для работы с «трудной» нефтью ВИНКам требуются новые налоговые льготы.

ОАО «НК «Роснефть» уже в ближайшее время может приступить к поэтапной закупке 2,5 тыс. буровых установок (БУ). Как рассказали «Правде УРФО» источники, близкие к компании, такая задача поставлена перед госструктурой в рамках борьбы за «сланцевый рынок». «ОАО «НК «Роснефть» берет кредит из Фонда национального благосостояния (ФНБ) под ставку ЦБ РФ 9,5% и обязуется поставить 2,5 тыс. буровых. Большая часть оборудования пойдет на разработку Тюменской и Баженовской свит, так называемых нитевидных залежей. Основная проблема заключается в том, что за 25 лет с момента распада СССР отечественных буровых было поставлено не более 300»,  пояснил собеседник издания. «Правда УРФО» направила запрос в ОАО «НК «Роснефть» с просьбой прокомментировать подробности масштабного техперевооружения. Но к моменту сдачи материала ответа не последовало.

Сами российские производители бурового оборудования заявляют о готовности расширять объемы производства. В ЗАО «Уралмаш-Буровое оборудование» назвали заявленные объемы буровых «фантастическими» и воздержались от комментариев. Официальный представитель ОАО «Волгоградский завод буровой техники», находящегося сейчас в предбанкротном состоянии, заявил, что предприятие готово к расширению производства. Однако от подробных комментариев отказался. Директор департамента бурового оборудования и машиностроения ПГ «Генерация» Андрей Разумный заявил, что предприятие группы  ОАО «Буланашский машиностроительный завод» – готово к расширению объемов производства. «На сегодняшний день мощность «Буланашского машиностроительного завода» составляет 12 полнокомплектных буровых установок в год, в настоящее время ведутся работы по расширению площадки контрольной сборки до 30 установок в год. Это двухлетняя инвестиционная программа, утвержденная нашими акционерами: в 2015 году планируется производить 18-20 БУ. В настоящее время на заводе идет изготовление 7 буровых установок для ОАО «Сургутнефтегаз»,  пояснил Андрей Разумный.

Впрочем, готовность российских властей к поддержке расширения производства отечественных буровых выглядит сомнительной, поскольку на территории УрФО есть примеры крупных проектов по производству буровых, реализация которых столкнулась со сложностями. Как рассказал «Правде УРФО» руководитель проекта строительства «Завода бурового оборудования и металлоконструкций», генеральный директор группы компаний «Техмаш» Леонид Рапопорт, на данный момент резко ухудшилась ситуация с финансированием строительства предприятия. «Проект в настоящее время находится в стадии проектно-конструкторской разработки и подготовки бизнес-плана. Мы до сих пор не можем определиться с площадкой. Наилучшая готовность – у «Титановой долины». В случае размещения проекта там завод может быть построен за полтора-два года. Но сейчас даже ВЭБ выделяет финансирование под 10% и с массой ограничений. Если учесть, что проект долгосрочный и вложения требуются большие (свыше 5 млрд рублей), то при таких ставках окупаемость его становится сомнительной»,  рассказал о трудностях реализации проекта Леонид Рапопорт.

Со слов Рапопорта, даже в случае строительства завода предприятие не покроет всех потребностей нефтяных компаний РФ. «Мы лишь закроем нишу (около 15%) тяжелых буровых станков для глубокого бурения и горизонтально-наклонного бурения. Будет ли это сланцевая нефть, мы не знаем, поскольку извлечение сланцевой нефти или газа обеспечивается гидроразрывом пластов. А для этого необходимо другое оборудование, как и для повышения дебита скважин»,  поясняет топ-менеджер.

Не вызывают у руководителя оптимизма и планы «Роснефти» по массовой закупке буровых. «Непонятно, как именно «Роснефть» собирается распорядиться деньгами из ФНБ. Но по опыту нынешней нашей работы с «Роснефтью», они покупают оборудование по цене металлолома и с отсрочкой платежа на 90 дней. И даже в этом случае несвоевременно платят. Полагаю, должен измениться подход нефтегазовых компаний к процедурам аттестации поставщиков и закупкам, чтобы отрасль вновь ожила и появились конкурентоспособные изделия на рынке. Проект есть, существуют современные наработки и конструкция новых буровых станков, но наблюдается также неблагополучная ситуация на рынке, крайне негативный подход нефтяных компаний и, прежде всего, «Роснефти». Нам с большим трудом удается держать команду пенсионеров, которые еще обладают каким-то опытом. Через 5 лет уже не будет никого»,  резюмирует неутешительные выводы руководитель.

Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль

Один из основателей нефтегазового комплекса Западной Сибири, президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль считает, что подобный объем буровых способен поставлять только Китай. «В России нет такого числа буровых установок. Российские производители не готовы производить даже в 10 раз меньше буровых, не говоря уже о такой цифре. Китайцы способны поставить такой объем оборудования в течение 3-4 лет. Сейчас они готовы поставлять порядка 200-300 буровых ежегодно и могут увеличить мощности. Сейчас одна из российских компаний совместно с китайцами создала СП, которое также может дополнительно производить буровые установки»,  полагает Геннадий Шмаль.

Президент тюменской Ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимир Борисов отмечает, что для расширения объемов производства до заявленных ОАО «НК «Роснефть» потребуется от 3 до 5 лет. «На форуме нефти и газа озвучивалась цифра, что эксплуатационное бурение в России к 2030 году должно вырасти в 3 раза, а разведочное в 4,5 раза к 2030 году. Таким образом, буровой парк должен увеличиться в несколько раз. Это очень правильно, но для расширения производства российского оборудования до таких объемов потребуется 3-5 лет», считает Владимир Борисов.

Начальник аналитического управления ОАО «УК «Арсагера» Артем Абалов полагает, что подобные объемы в силах произвести только азиатские предприятия. «Это настоящий вызов для отечественных производителей. Сейчас установок производится на порядок меньше, к тому же большинство из них были изготовлены в конце 80-х начале 90-х гг. прошлого века и уже близки к исчерпанию своего рабочего ресурса. В этой связи представляется маловероятным, чтобы российские производители смогли закрыть имеющийся разрыв в ближайшие годы. Частично дефицит может быть покрыт импортом азиатского оборудования, прежде всего, из Китая. Что же касается масштабных поставок оборудования с западных стран, то в условиях санкций это представляется проблематичным», заявил Артем Абалов.

Правда, согласно точке зрения Геннадия Шмаля, «Роснефти» направлять свои усилия на сланцевую нефть преждевременно. «Дело ведь не только в оборудовании, а в технологии по добыче сланцевой нефти и газа, которую разработали в США. Пока в России хватает нефти нормальной, не сланцевой. Поэтому «Роснефти» направлять усилия на решение проблемы сланцевой нефти пока преждевременно, поскольку помимо огромного объема бурения необходимы установки для горизонтального бурения и гидроразрыва пласта. Для этого тоже нужно специальное оборудование, которого у нас пока почти нет. Есть в России одна компания, которая начала заниматься этим, но пока это первые шаги. Нужно серьезно думать о технологии, оснащаться флотами, необходимыми для ГРП. Мы делаем ГРП, но этим занимается «Шлюмберже» и «Халлибертон». Думаю, вряд ли сегодня нужно ориентировать «Роснефть» на вопросы, связанные со сланцевой нефтью. У них было достаточно большое количество традиционных запасов, а с покупкой ТНК-ВР они удвоились, тем более что ТНК-ВР имела самую высокую обеспеченность запасами среди российских компаний», – подчеркивает Геннадий Шмаль

Для добычи сланцевой нефти, со слов эксперта, необходимо поддержать профильные компании, дать льготные кредиты, чтобы они могли организовать производство в течение 4-5 лет. «Наши технологии могут быть совершенно иными. Сегодня «Сургутнефтегаз» уже добывает на Баженовской свите. В ХМАО-Югре создан полигон для отработки трудноизвлекаемых углеводородов. Поэтому это наша проблема, которой нужно заниматься», указывает Геннадий Шмаль.

По мнению Артема Абалова, «американский энтузиазм» в части добычи сланцевой нефти скоро может угаснуть. «Думается, что США имеют весьма прочные позиции в части добычи сланцевой нефти за счет относительно невысокой себестоимости и развитых технологий. Американский энтузиазм, скорее, может быть заглушен длительной стагнацией цен на нефть или местными экологическим проблемами», полагает эксперт.

Для добычи «трудной» нефти, подчеркивают эксперты, нужны не только технологии и оборудование, но и дополнительная «налоговая поддержка». Главный научный консультант АУ ХМАО-Югры «Научно-аналитический Центр рационального недропользования им. Шпильмана», доктор геолого-минералогических наук Станислав Кузьменков указывает, что для разработки нитевидных или шнурковых залежей, Ачимовской, Баженовский и Абалакской свит необходимы дополнительные налоговые льготы. «Трудноизвлекаемыми запасами заниматься необходимо. Но чтобы увеличить объемы их добычи, необходимо менять законодательную базу – принимать законы о льготировании. На сегодняшний день уже приняты 213, 217 ФЗ, 700 распоряжение правительства РФ. Но они недостаточно отвечают требованиям нефтяников. Поэтому законодательную базу нужно менять: отменять одни налоги и применять другие соответствующие режимы, которые будут отвечать требованиям нефтяных компаний. С легкой нефтью нужно работать, есть обводненные месторождения, их нужно восстанавливать, проводить новые геолого-технические мероприятия по увеличению коэффициента извлечения нефти. Но по ТрИЗам, естественно, нужно применять законодательную базу», – отметил ученый.

О том, что техперевооружение лишь небольшая часть усилий, предпринимаемых по добыче «трудной» нефти, говорит и Артем Абалов. «Масштабный доступ к трудноизвлекаемым запасам углеводородов – задача очень сложная, и обновленный парк буровых установок – лишь небольшая часть необходимых усилий. До определенного момента поддержание нынешнего уровня добычи будет происходить за счет замедления падения на старых месторождениях с одновременным вводом в эксплуатацию оставшихся новых традиционных запасов. Более остро вопрос поддержания объемов добычи встанет лет через 5, и к этому моменту свой ощутимый вклад должны начать вносить оффшорные проекты, затем, будем надеяться, придет черед и Баженовской свиты», – рассчитывает аналитик.

Президент ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин

С просьбой о выделении 1,5-2 трлн рублей из Фонда национального благосостояния, напомним, обратился президент ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин. На данный момент вопрос находится в стадии решения. Главы Минэнерго и Минфина одобрили выделение средств, но потребовали от «Роснефти» доработать документы в соответствии с замечаниями.

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни