Конфликт РЖД с региональными властями лишит УрФО электричек

Госкомпания отменит несколько десятков поездов уже в 2014 году

В регионах Уральского федерального округа грядет отмена десятков пригородных электропоездов и сокращение маршрутных сетей в связи с недостаточной компенсацией выпадающих расходов ОАО «РЖД» от региональных властей. Уже в первом полугодии 2014 года планируется отменить более 30 направлений. При этом «Российские железные дороги» пытаются добиться окупаемости проекта, требуют от субъектов УрФО больших вложений и натыкаются на конфликт интересов. В то же время РЖД отрицает наличие разночтений с правительствами регионов, которые, в свою очередь, ждут помощи со стороны федерации. Эксперты видят в отмене электричек угрозу транспортной доступности и дорожной безопасности, а также другие социальные проблемы, которые неизбежно возникнут уже к весне 2014 года.

Договор о транспортном обслуживании населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2014 году между правительством Курганской области и ОАО «Свердловская пригородная компания» подписан сегодня, 27 декабря. Документ предусматривает ежеквартальное возмещение выпадающих доходов компании из областного бюджета. В казне региона в 2014 году на эти цели предусмотрено 50 млн рублей. Договор заключен на период с 1 января по 30 июня 2014 года.

Впрочем, аналитики фонда «Петербургская политика» назвали одним из наиболее значимых событий 2013 года в сфере железнодорожного транспорта заявление руководства ОАО «Российские железные дороги» о том, что в 2014 году его дочерние компании будут заключать с регионами договоры на местные перевозки только в том объеме и на тот срок, на которые будет хватать средств. Речь идет о деньгах, заложенных на компенсации от регулирования тарифов в региональных бюджетах. Представители компании заявили о том, что решения правительства о тарифах на грузоперевозки вынуждают РЖД оптимизировать свои потери в сфере пригородных железнодорожных перевозок. Старт этому проекту железнодорожное руководство уже дало.

По расчетам железнодорожников, необходимый уровень компенсаций в 2014 году должен составить около 17 млрд рублей, однако регионы суммарно предлагают лишь 7,6 млрд рублей. В Свердловской области в 2013 году изначально планировалось профинансировать выпадающие убытки перевозчика, функции которого в регионе выполняет «Свердловская пригородная компания» (СПК), на 1,3 млрд рублей. Однако в конце октября бюджет области был скорректирован, и субсидия сокращена до 957,64 млн рублей.

Специалисты СПК отмечают, что при корректировке бюджета не принимался во внимание тот факт, что перевозчик с начала 2013 года осуществлял пригородные перевозки в соответствии с региональным заказом, в объеме, согласованном министерством транспорта Свердловской области. В результате, ссылаясь на толкование проблемы СПК, непокрытый убыток компании на территории региона к настоящему времени приблизился к 354,3 млн рублей. Ситуацию с финансированием на 2014 год в минтрансе области комментировать отказались.

Вместе с тем в Уральском федеральном округе наиболее сложная обстановка в сфере пригородного железнодорожного сообщения складывается именно в Свердловской области. Как сообщили «Правде УРФО» в пресс-службе СПК, с 1 января 2014 года на полигоне «Свердловской железной дороги» (филиала ОАО «РЖД»), по решению областного министерства транспорта и связи, в пригородном железнодорожном сообщении на 2014 год утверждено 233 поезда. Таким образом, маршрутная сеть сократится на 24 направления.

На «Южно-Уральской железной дороге», которая занимается пригородными перевозками в Челябинской и Курганской областях, планируется сократить порядка 6 направлений. При этом в Челябинской области сумма компенсаций на этот период, согласно утвержденному бюджету региона, составит только 100 млн рублей.

Напомним, что в 2012 году у Челябинской и Курганской областей возникали проблемы с исполнением финансовых обязательств. В результате в регионах с июля 2012 года было отменено около 40% пригородных поездов. Ранее глава Зауралья Олег Богомолов заявил, что реальные убытки составляют около 3 млн рублей в месяц – эту сумму и готовы предложить власти СПК. К концу марта 2013 года правительству Зауралья и СПК удалось прийти к компромиссу и сохранить курсирующие поезда.

В 2014 году снова начнутся отмены электричек. В Курганской области маршрутная сеть в пригородном железнодорожном сообщении на 2014 год согласована в размере 27 поездов, то есть сокращена на 2 направления. Как сообщают представители перевозчика, это связано с отменой поездов сообщением Шадринск – Каменск-Уральский по решению правительства Свердловской области. В департаменте промышленности Курганской области объяснили это решение техническими причинами.

Губернатор Курганской области Олег Богомолов

Правительство Челябинской области приняло решение об отмене еще 4 электропоездов, курсировавших по маршруту Карталы – Айдырля – Карталы и приносивших убытки более 30 млн рублей.

По словам представителей регионального управления транспорта, такое решение областное правительство приняло в связи с возможностью замены электричек на альтернативный автобусный транспорт. Важность наличия альтернативного транспорта в разговоре с корреспондентом «Правды УРФО» отметил депутат курганской областной думы Евгений Кафеев, заявив, что «необходимо учитывать данное условие при сокращении количества электричек для того, чтобы не снижалась доступность проезда». Челябинские транспортные эксперты отмечают, что «транспортными проблемами в регионе совсем не занимаются. Притом что все города построены на железной дороге, и этот вид транспорта гораздо дешевле автомобильного.

Как сообщили «Правде УРФО» в транспортном управлении Челябинской области, в настоящее время разногласия ОАО «СПК» рассмотрены, и подготовлен протокол их урегулирования, который сегодня, 27 декабря, будет направлен перевозчику.

Вместе с тем, в уральских филиалах РЖД открещиваются от наличия разногласий между сторонами. В пресс-службе «Южно-Уральской железной дороги» отметили, что никакого конфликта не существует, в данный момент ведутся переговоры. При этом РЖД участвует в поисках решений лишь через перевозчиков. По Свердловской, Челябинской и Курганской областям диалог ведет «Свердловская пригородная компания».

Такой же позиции придерживаются на «Свердловской железной дороге». «О каком конфликте интересов идет речь? Если такие формулировки использовать, то у покупателя и продавца тоже конфликт: один хочет дороже продать, второй – дешевле купить. Идет обычная работа в рамках правового поля», – прокомментировала ситуацию начальник отдела по работе со СМИ службы корпоративных коммуникаций «Свердловской железной дороги» Оксана Буторова.

Судя по состоянию дел в Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, где в 2014 году маршрутная сеть сохранится в полном объеме, ситуация складывается более гладко. Не публично эти обстоятельства эксперты объясняют, прежде всего, грядущими избирательными кампаниями в регионах «тюменской матрешки».

Как сообщили «Правде УРФО» в пресс-службе главного управления строительства Тюменской области, в регионе из средств областного бюджета осуществляется субсидирование пригородного железнодорожного сообщения. В Тюменской области предусмотрен 100% уровень компенсации убытков в размере 110,6 млн рублей. Претензии пригородной компании по компенсации расходов по вышеуказанным перевозкам отсутствуют. В связи с этим сокращение пригородных железнодорожных маршрутов в 2014 году не планируется.

Депутат курганской областной думы Евгений Кафеев

Однако стоит отметить, что в июле 2013 года по решению правительства Тюменской области была проведена оптимизация маршрутной сети, сокращены составы поездов в нескольких направлениях и отменены 6 пригородных поездов.

«Проблема заключается в том, что РЖД устанавливает определенный тариф, но что в него входит, не указывается. Например, власти Курганской области готовы субсидировать и компенсировать затраты, но только в том случае, если эта система будет прозрачной. Власти региона не намерены восполнять расходы, не касающиеся Курганской области», – комментирует ситуацию председатель комитета по экономической политике зауральского парламента Евгений Кафеев.

При этом отмена электропоездов неизбежно окажет негативное влияние на социальную сферу регионов. Эксперты отмечают, что проблемы возникнут не только с транспортной доступностью, но и безопасностью дорожного движения.

«Отмена электропоездов в регионе повлечет за собой снижение транспортной доступности и нагрузку на дороги, то есть увеличение числа аварий. Сейчас во многих труднодоступных и малонаселенных пунктах Курганской области нет автобусного сообщения, потому как это может быть не только нерентабельно, но и невыгодно», – сообщил корреспонденту «Правды УРФО» Евгений Кафеев.

«Отмена электричек в первую очередь скажется на садоводах, на тех, у кого нет личного транспорта, на тех людях, которые живут за счет своих приусадебных участков. Пенсионерах и малоимущих. Кроме того, это негативно отразится на тех, кто живет в одном городе, а работает в другом. Это, в свою очередь, увеличит нагрузку на пригородный автотранспорт, увеличит пассажиропоток», – продолжает мысль депутат свердловского Законодательного собрания Андрей Жуковский.

Депутат свердловского Законодательного собрания Андрей Жуковский

Наряду с этим представители СПК утверждают, что недостаточная компенсация выпадающих расходов и позиция представителей правительства о необходимости оптимизации маршрутной сети и увеличения тарифов существенным образом ухудшит уровень и качество транспортного обслуживания населения области в целом.

Эксперты также усматривают в заявлении РЖД попытку «надавить на региональные власти», однако не считают, что транспортная компания сможет чего-то добиться подобными мерами. «Заявление РЖД, разумеется, является попыткой надавить на местные власти. Однако в отмене электричек нет рациональности, поскольку затраты сократятся ненамного, а вот убытки возрастут. Ведь снижение количества пассажиров ведет к повышению себестоимости перевозок. Кроме того, как пути были, так они и останутся, и на их обслуживание нужны деньги», – считает Евгений Кафеев.

Правительства регионов, в свою очередь, надеются на федеральную помощь в решении проблем. «Сейчас в области не все так хорошо как хотелось бы. Поступления в бюджет сократились, поэтому финансирование было сокращено. Если только федерация поможет в этом вопросе, можно будет что-то предпринять. Несмотря на явную попытку РЖД надавить на правительство региона, используя при этом все средства, в частности вынесение проблемы в публичную плоскость, вряд ли получится чего-то добиться, потому что денег все равно нет. К слову, это может быть также шагом к косвенному давлению на Москву, чтобы государство как-то посодействовало в сложившейся ситуации», – прокомментировал ситуацию «Правде УРФО» Андрей Жуковский.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

1 комментарий к “Конфликт РЖД с региональными властями лишит УрФО электричек”

  1. Электрички ЕКБ — Н-Тагил тоже частично сократят, а сотавшиеся будут ходить ЧЕТЫРЕХВАГОННЫМИ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни