Правительство ХМАО-Югры на заседании 22 марта текущего года рассмотрит беспрецедентный документ – «дорожную карту», распоряжение о создании которой предложено к рассмотрению губернатором Натальей Комаровой. Документом регламентируется ввод в разработку участков недр федерального значения, включающих месторождения имени Шпильмана (Северо-Рогожниковское) и Имилорскую группу, включая одноименное, Западно-Имилорское и Источное месторождения.
Как рассказал «Правде УРФО» и. о. директора департамента по недропользованию ХМАО-Югры Станислав Кузьменков, принятие карты позволит сократить сроки рассмотрения разрешительных документов и вовлечь в разработку указанные месторождения на несколько лет раньше.
«Дорожная карта» позволит легитимно сократить сроки рассмотрения документации. Правительство ХМАО-Югры согласовало со всеми федеральными и региональными органами власти и службами сокращение сроков выдачи разрешительной документации до минимально предельного – 10–15, максимум – 30 рабочих дней. Это делается для того, чтобы эти группы месторождений были введены в пробную эксплуатацию уже в 2015 году, а промышленная добыча на них началась в 2016 году», – рассказал в беседе с обозревателем «Правды УРФО» Станислав Кузьменков.
Принятие «дорожной карты» обусловлено и тем, что в автономном округе начиная с 2003 года наблюдается снижение добычи нефти в среднем на 1,5–2% и только начиная с 2010 года уровень снижения добычи стабилизировался в пределах 1%.
Месторождение имени Шпильмана
«Этому способствовали меры, предпринятые правительством автономного округа в части предоставления льгот на имущество и прибыль предприятий. Представляется, что поддержка округа в скорейшем оформлении разрешительной документации по вводу месторождений федерального значения также будет способствовать стабилизации уровней добычи нефти и удерживать ее на этом уровне по крайней мере до 2020 года», – считает Станислав Кузьменков.
Для заявленной «дорожной карты» характерна и обратная связь. По согласованию с СНГ и «ЛУКОЙЛом» объекты инфраструктуры будут введены в кратчайшие сроки, а основные – не позднее 2016 года.
«С 2016 года планируют начать опытно-промышленную эксплуатацию месторождений, а сроки их ввода в промышленную разработку будут уточнены после утверждения технологической документации. Все это, кроме ускоренного ввода месторождений в разработку, позволит создать достаточно большое количество высокотехнологических рабочих мест», – полагают эксперты нефтяных компаний.
Как сообщала «Правда УРФО», право распоряжения месторождением им. Шпильмана (Северо-Рогожниковское) с геологическим запасом нефти почти в 146 млн тонн 18 декабря 2012 года получило предприятие Владимира Богданова – ОАО «Сургутнефтегаз» – по рекордно высокой цене – 46,2 млрд рублей. Неделей позже «ЛУКОЙЛу» досталось последнее крупное неразработанное месторождение – Имилорское, Западно-Имилорское и Источное за еще более высокую цену – 50,8 млрд рублей.
В «дорожной карте», в результате оперативного согласования документов, запланировано проведение инженерных изысканий и проектирование, строительство в 2014 году автомобильной дороги Рогожниковское месторождение – дожимная насосная станция (ДНС) месторождения им В.И. Шпильмана. Кроме этого, введение в 2014 году в эксплуатацию 53 км напорного нефтепровода, дожимной насосной (ДНС) и кустовой насосной станции (КНС) в 2015 году. В 2015–2016 годах – введение в эксплуатацию 11 кустов скважин, нефтегазопроводов протяженностью 14,81 и 13,09 км, высоконапорных водоводов 7,51 и 5,9 км и другое. В результате «Сургутнефтегаз» рассчитывает к 2015 году ввести 44, а к 2016 – 65 добывающих скважин, к 2050 – извлечь из югорских недр 32,9 млн тонн нефти.
Не менее амбициозные планы вынашивает и ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». Предприятие Вагита Алекперова рассчитывает провести инженерные изыскания и проектирование на Имилорском месторождении, так же как и СНГ, в 2013–2014 годах. В 2014 году «ЛУКОЙЛ» рассчитывает разработать и ввести карьер песка и торфа на месторождении, в 2015 – обустроить 4 куста скважин и ввести в эксплуатацию 47,5 км автодороги, нефтепровод до ДНС-1, нефтепроводы протяженностью 20,27 км и 2,2 км. Кроме этого, в планах компании в 2015 году – построить ВЛ-6 кВ протяженностью 23,5 км, ВЛ-35 кВ (в габаритах 110 кВ) на 44,6 км, подстанцию 35/6 кВ 2х10 МВА, мультифазную насосную станцию и создать фонд из 44 добывающих скважин к концу 2015 года. К 2015 году «ЛУКОЙЛ» планирует ввести 80 добывающих скважин, а к 2050 году – добывать 66,3 млн тонн нефти.
Аналитик Rye, Man & Gor Securities Михаил Лощинин сомневается, что снижение административных барьеров позволит запустить «Рогожники и Имилор» в 2016 году.
«Я уверен, что эти 2 месторождения, причем не самые маленькие, не получится запустить в 2016 году. «ЛУКОЙЛу» еще придется привлекать партнера в долевое участие к разработке Имилора. Что касается Шпильмана, то «Сургутнефтегаз», скорее всего, будет там один, но мне ничего неизвестно о том, какие работы там ведутся. Единственное, что в случае с СНГ может хорошо повлиять на сроки – наличие инфраструктуры в регионе, потому что там уже разрабатывается месторождение. О бюрократических издержках я ничего не могу сказать – как правило, сами нефтяные компании запаздывают с разработкой месторождений и сталкиваются с проблемами геологического характера», – рассуждает Михаил Лощинин.
Эксперты называют указанные показатели добычи вполне реальными.
«Если учесть старт в 2016 году, то выходит, что «Сургутнефтегаз» рассчитывает получать около 1 миллиона тонн нефти в год, а «ЛУКОЙЛ» – 2 миллиона тонн в год. Кроме того, нужно учитывать срок для вывода на полную мощность месторождения – 2–3 года. Но в целом цифры выглядят реалистичными», – подсчитал аналитик.
Власти Югры планируют: если первый опыт даст положительный эффект, тогда аналогичная работа по созданию «дорожных карт» будет направлена и по отношению к другим месторождениям.
«В таком случае принятие подобных дорожных карт станет практикой», – предполагает Станислав Кузьменков.
«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.