Сегодня, 3 октября, правительство ХМАО-Югры одобрило принятие государственной программы «Управление государственными финансами в ХМАО-Югре на 2014–2020 годы», которая, по мнению экспертов, позволит содействовать решению усугубившихся финансовых проблем правительственных активов – ГСК «Югория» и Ханты-Мансийского НПФ.
Как заявлено, задачей программных мероприятий является «долгосрочное бюджетное планирование, обеспечение своевременного контроля в финансово-бюджетной сфере, эффективное управление госдолгом и формирование единого пространства в сфере управления общественными финансами».
Программа предполагает создание 3 подразделов – «Организация бюджетного процесса в ХМАО-Югре», «Управление госдолгом в ХМАО-Югре», «Создание и развитие регионального сегмента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в ХМАО-Югре». Ожидается, что реализацией программы удастся снизить процесс отклонения фактического объема налоговых и неналоговых доходов бюджета от первоначально утвержденного плана с 9% до 5,5%, увеличить долю главных администраторов бюджетных средств автономного округа, имеющих оценку качества финансового менеджмента выше средней, с 52% до 60%, долю бюджетных ассигнований, предусмотренных за счет средств бюджета автономного округа в рамках госпрограммы в общих расходах бюджета автономного округа, с 94% до 98%, процент исполнения бюджетных мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ.
ГСК «Югория»
Объем финансирования в рамках программы составит до 2020 года 44,2 млрд рублей, а от реализации намеченных мероприятий власти ожидают повышения средней оценки качества финансового менеджмента с 73,9 до 81, исполнения расходных обязательств автономного округа за отчетный финансовый год в размере не менее 95% от бюджетных ассигнований, снижения количества нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере. Достижение объема госдолга автономного округа на уровне, не превышающем 2,1% валового регионального продукта.
По словам аналитика «Инвесткафе» Тимура Нигматуллина, Минфин еще с 2011 года проводит работу по созданию интегрированной информационной системы, которая должна управлять так называемыми общественными финансами. В целом электронный бюджет планируется разработать и реализовать до 2016 года. На данный момент ряд регионов ведет собственные разработки, например – Челябинская, Воронежская и Тюменская области.
Аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко также указывает, что данная подпрограмма является процессом реализации регионального сегмента одного крупного проекта правительства по созданию единого электронного бюджета, который на муниципальном, региональном и федеральном уровнях будет доступен для анализа бизнесу, экспертам и простым гражданам, что в целом приведет к существенному повышению прозрачности, открытости и увеличит эффективность взаимодействия государственных структур.
«Собственно, сама идея является интересной, у нее огромный потенциал, правда, существуют серьезные требования к качеству разработки», – поясняет аналитик.
В правительстве ХМАО-Югры от госпрограммы ожидают хотя и опосредованного, но реального эффекта – например, улучшения финансового состояния правительственных активов – ГСК «Югория» и Ханты-Мансийского НПФ.
Куратор экономического блока в правительстве ХМАО-Югры Вера Дюдина
«На результаты социально-экономического развития проблемных объектов непосредственно это не влияет, опосредованно – да, путем повышения прозрачности бюджетных процедур улучшается динамика реализации другими исполнительными органами, и муниципальными участниками бюджетного процесса динамика реализации своих мероприятий», – полагает источник «Правды УРФО» в окружном правительстве.
Уточним, что серьезные проблемы у Ханты-Мансийского НПФ, как озвучил в ходе правительственного часа гендиректор НПФ Алексей Охлопков, сложились в связи с разницей между стоимостью обязательств и остатками средств на счетах, которые поступают от правительства ХМАО-Югры. Со слов руководителя, на данный момент эта разница составляет 17,5 млрд рублей. Власти и фонд обсуждают пути решения этой проблемы, но к единому знаменателю стороны пока не пришли. Среди обсуждаемых вариантов – финансирование всех обязательств в полном объеме либо финансирование только текущих обязательств.
Трудности в ГСК «Югория», со слов Алексея Охлопкова, сложились в связи со снижением объема страхования по округу через «Югорию», серьезной конкуренцией и соответствующим снижением тарифов. Что привело к падению объема страхования «Югории» с 1,1 млрд рублей в 2009 году до 300 млн рублей в 2013. Причиной финансовых проблем стал и «специфический менеджмент» – неудачное финансовое планирование и «лоскутная автоматизация». В результате за 5 лет «Югория» получала прибыль только в 2009 году, когда страховая компания заработала по МСФО 198 млн рублей. Для спасения финансового положения страховой компании, как рассказывала «Правда УРФО», была проведена допэмиссия до 4,6 млрд рублей. В качестве имущества, планируемого в оплату, было предложено 100% акций ОАО «Ипотечное агентство Югры» и 25,1% уставного капитала ОАО «Курорты Югры».
По мнению Охлопкова, спасти все югорские госпредприятия возможно, объединив в одну группу, в которую войдут ГСК «Югория», «Югория-Мед», «Югория-Жизнь», Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд, Ипотечное агентство Югры. Предполагается за счет собственных средств НПФ и ипотечного агентства покрыть убытки страховой компании.
Антон Сороко считает, что позитивный эффект от программы может быть достигнут для всех без исключения государственных компаний и учреждений ХМАО-Югры, в том числе для ГСК «Югория» и Ханты-Мансийского НПФ.
«Страховая компания сейчас находится в фазе укрепления и диверсификации бизнеса, что должно привести к существенному снижению общих рисков группы, выходу на чистую прибыль и постепенному увеличению рентабельности до среднерыночных отметок», – полагает эксперт.
Гендиректор Ханты-Мансийского НПФ и ГСК «Югория» Алексей Охлопков
Тимур Нигматуллин добавляет, что в любом случае можно рассчитывать на увеличение прозрачности региональных финансов, сокращение времени обработки финансовой и юридической информации, ускорение формирования всех видов отчетности. «С учетом изменчивости экономической ситуации это должно способствовать снижению показателя отклонения фактического объема налоговых и неналоговых доходов бюджета и лучшему прогнозированию дефицита бюджета», – считает Тимур Нигматуллин.
Как делают выводы аналитики, в любом случае от нововведений выиграют практически все зависящие от бюджетных средств учреждения за счет более равномерного госфинансирования и улучшения прогнозируемости денежных потоков.
«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.