Команда Якоба поднимает миллионники против Путина

Против реформы МСУ могут выступить и другие крупные города России

Системные выступления администрации Екатеринбурга против реформы МСУ, по сути своей призванной расформировать «клан Тунгусова», руководящий городом в течение 20 лет, могут представлять опасный прецедент, прежде всего, для самих организаторов. По оценке аналитиков, подобные выступления особенно на фоне кризиса в Украине могут привести к жестким кадровым решениям со стороны Кремля. А это значит, что глава аппарата администрации Екатеринбурга Владимир Тунгусов оказался в незавидном положении: в глазах федеральной власти он предстает, как организатор «антипутинской волны». Между тем соседний Челябинск, не столь сильно подверженный влиянию кланов, начал применять на практике муниципальную реформу. Местные власти исходят из понимания того, что в большинстве своем граждане высказывают недоверие к выборам, что подтверждается низкой явкой. И, следовательно, власть выбирают не все жители, а лишь их политически активная часть. Реформа МСУ, по мнению челябинских политиков, приблизит власть к местам.

Власти Екатеринбурга подали администрации президента серьезную тему для размышлений. Поправки к реформе о местном самоуправлении и текст петиции против ее принятия в существующем виде, направленные в Госдуму РФ, по сути своей полностью противоречат задумке Кремля. С подачи мэрии депутаты гордумы Екатеринбурга предложили отказаться от районных дум, а также сохранить прямые выборы главы города и думы.

Между тем, при помощи реформы МСУ федерация намерена, прежде всего, добиться усиления вертикали власти и заставить глав городов исполнять непосредственные обязанности, а не плести интриги и заниматься конфликтами. Как отмечают наблюдатели, это совсем не входит в планы мэрии Екатеринбурга. «Потайной карман» Тунгусова, пополняемый за счет близких к мэрии фирм, а также при помощи «серых» схем в таком случае будет опустошен – распоряжение финансовыми потоками направят на уровень районных дум.

Однако призывы городских властей вряд ли будут услышаны сверху. Положительную оценку расширения полномочий на местах уже дали в Госдуме РФ – закон принят в трех чтениях и подписан президентом РФ. По оценке депутата нижней палаты парламента от Свердловской области Зелимхана Муцоева, районные думы ближе к людям, а значит – глубже погружены в проблемы горожан.

Депутат Госдумы РФ Зелимхан Муцоев

«Именно люди на местах лучше ориентируются и знают, как работать. Хочется дать больше полномочий местному самоуправлению. Я думаю, это будет большой сдвиг в положительном направлении. Этот вопрос актуален для Екатеринбурга и для всей страны – реформа должна быть широкомасштабной», – считает он.

Областные парламентарии в настоящий момент погрузились в кулуарные обсуждения предстоящих изменений. До конца ноября им предстоит принять закон в области, который утвердит будущее устройство местного самоуправления. Однако тенденции уже просматриваются.

По оценке депутата свердловского Заксобрания Андрея Альшевских, основные претензии избирателей связаны с тем, что полномочия «серого» дома не доходят до горожан.

«Я в 2001 году был избран депутатом городской думы Екатеринбурга. На тот момент у меня был округ порядка 45 тысяч избирателей. Потом несколько раз избирался в областное Заксобрание. И 90% всех обращений, жалоб, которые мне поступают, касаются некачественного исполнения полномочий, которые переданы по 131-му Федеральному Закону городу. Отсюда следует, что муниципальная власть работает неэффективно», – заметил Альшевских.

Депутат Заксобрания Свердловской области Андрей Альшевских

В соседнем Челябинске реформа МСУ из теории уже перетекла в практику. Минувшие публичные слушания дали зеленый свет реорганизации муниципальной власти. Как признался заместитель председателя комитета по экономической политике Заксобрания Челябинской области Константин Захаров, дискуссия по поводу применения реформы до сих пор сохраняется – есть как сторонники, так и противники, однако многое будет зависеть от профессионализма депутатов.

«У нас есть некое представление о том, как система должна работать. И оно исходит из понимания, что вообще местное самоуправление сегодня свелось к двум вещам. Первый элемент – это муниципальные выборы, когда граждане якобы выбирают сами себе власть. На мой взгляд, на сегодняшний день выборы свелись к некому социальному договору, когда явка избирателей на муниципальных выборах систематически снижается, вера людей, что их голос что-то решает, также падает. В этих условиях социально активная масса людей – и с ней работают определенные блоки – выбирает власть. То есть каждый гражданин, живущий на территории, фактически не выбирал власть, которую имеет. И второй элемент – это попытка реформирования ЖКХ. Предполагается, что каждый человек должен научиться управлять своим домом, но мне не известны муниципалитеты, где проблема была бы решена кардинально. Создаются ТСЖ, где-то работают сильные управляющие компании. Но все инициативы, тем не менее, идут откуда-то сверху. Сами люди большой активности не проявляют», – считает Захаров.

Реорганизация системы местного самоуправления, по оценке челябинских областных властей, – попытка заполнить недостающим фрагментом пространство между двумя этими крайностями. По оценке Захарова, реформа предполагает, что «депутаты будут знать своих избирателей практически в лицо, а жители смогут управлять процессами на той территории, где они проживают».

Заместитель председателя комитета по экономической политике Заксобрания Челябинской области Константин Захаров

По мнению политологов, петиции в адрес федеральной власти, наподобие тех, что прозвучали из недр мэрии Екатеринбурга, возможны лишь в тех городах, где существуют конфликты между городскими и региональными властями, а таких в России, по оценке политолога Александра Белоусова, пока больше не наблюдается.

«Реформа МСУ – это реформа консенсуса. В Челябинске нет конфликта между властями города и области, поэтому все прошло гладко. Без проблем, но при этом иначе реформу применили и в ряде других городов. Например, в Иркутске сохранили выборы гордумы и главы города, регион не захотел наращивать конфликт с муниципальными властями. В Свердловской области нет консенсуса между регионом и мэрией Екатеринбурга, это и породило призывы муниципальной власти к федеральным коллегам выступить в качестве арбитра», – считает Белоусов.

Эксперты указывают на то, что Кремль бы не хотел наращивать межуровневые конфликты власти. Однако напоминают, что сама форма закона МСУ не предусматривает вариантов ее насильственного применения.

Напомним, Челябинск стал первым городом-миллионником, где по новой схеме пройдут выборы. Согласно реформе, город разделили на 7 внутримуниципальных районов, и количество депутатов будет увеличено с 38 до 170 человек.

Отметим, что в отличие от южных коллег, команда Тунгусова за первый месяц лета уже дважды в негативном свете всплывает в федеральной повестке. 6 июля мэрия при помощи административного ресурса организовала митинг в поддержку Александра Якоба, и хоть на акции звучали и «пропутинские» лозунги, акция привлекла внимание прокуратуры и полиции. О недопустимости манипулировать бюджетниками высказывался и губернатор Евгений Куйвашев.

«Правда УРФО» следит за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни