«Интер РАО» лишит «Фортум» привилегий в теплоснабжении Тюмени

Компания предоставит альтернативную схему на публичных слушаниях

Разработка схемы теплоснабжения Тюмени грозит обернуться крупным конфликтом. На данный момент обсуждается сразу два варианта от основных претендентов на статус ЕТО: ОАО «Фортум» и ОАО «Тепло Тюмени». Близкие к последней источники указывают на то, что схема, которую, по сути, оплатила генерирующая компания, учитывает исключительно ее интересы, при этом не принимая во внимание целые районы регионального центра. Все это вынудило «Тепло Тюмени» приступить к разработке собственной схемы теплоснабжения с учетом, как говорят в компании, интересов всех сторон. «Фортум» же, указывают аналитики, не заинтересован в ее реализации даже частично, в связи с чем пытается ускорить процесс принятия интересующего их проекта. Так или иначе, в компании признают, что документ вызвал море критики, как со стороны экспертного сообщества, так и со стороны региональных органов власти.

Сегодня, 11 марта, в Тюмени официально назначена дата публичных слушаний по принятию схемы теплоснабжения города. Согласно постановлению горадминистрации, мероприятие пройдет 25 марта. Одновременно с этим ОАО «Фортум» провело презентацию, посвященную обсуждаемому документу, в ходе которой компания высказала опасения за надежность работы ЕТО на муниципальных сетях. Отметим, проект был разработан ОАО «Объединение ВНИИЭНЕРГОПРОМ» по заказу администрации Тюмени, при этом генерирующая компания выступила инвестором и, фактически, оплатила создание схемы.

Сам «Фортум» и дочернее ОАО «УТСК», напомним, претендуют на зону централизованного теплоснабжения №001, в которую входят генерации энергокомпании – тюменские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, а также магистральные сети, эксплуатируемые УТСК. В зону №002, исходя из документа, входят муниципальные распределительные сети, арендуемые ОАО «Тепло Тюмени».

В качестве основных проблем, существующих на территории муниципалитета, авторы схемы называют рекордно большие платежи населения при наиболее низком тарифе в сравнении с европейскими странами в аналогичных климатических условиях. К примеру, указывают разработчики документа, в Хельсинки тариф на тепло составляет почти 2,4 тыс. рублей за Гкал, в то время как платежи населения достигают 121 рубля за кубометр. В Тюмени же при тарифе в 900 рублей за Гкал жители платят порядка 202 рублей за куб.м. Разница в показателях особенно ощутима, если учитывать разницу в среднемесячном доходе: 30 тыс. рублей в Тюмени против 80 тыс. рублей в столице Финляндии.

В генерирующей компании такое положение дел связывают с плачевным состоянием муниципальных сетей. В частности, разработчики схемы указывают на высокий износ и аварийность на теплосетях, связанные с недоинвестированностью, а также энергозатратные технологии и неэффективное функционирование внутридомовых сетей.

К прочему, по заявлениям менеджмента «Фортума», принятие схемы осложняется тем, что ряд эксплуататоров сетей открыто препятствует согласованию документа ввиду того, что при его разработке не были учтены их интересы.

«Схема будет принята не раньше конца июня 2014 года. Процедура публичных слушаний сопровождается попытками дестабилизировать и отложить принятие схемы, а также назначения ЕТО. Это связано с заявлениями некоторых сторон об ущемлении их прав при разработке документа. Мы считаем, что схема готова и соответствует всем требованиям», – рассказал заместитель генерального директора по операционной деятельности – главный инженер ОАО «Фортум» Парвиз Абдушукуров.

Топ-менеджер компании также выступил с критикой в адрес «Тепла Тюмени», приводя в свое оправдание высокий износ сетей и «низкую капитализацию компании». Именно этим генерирующая компания объясняет лобби поправок в закон «О теплоснабжении», которые предусматривают отстранение МУПов и арендаторов сетей от притязаний на статус ЕТО.

«Мы не выступаем за то, чтобы запретить таким организациям претендовать на статус ЕТО. Мы выступаем за то, чтобы в случае их допуска были предоставлены определенные гарантии: банковские или имущественные. Мы производим тепловой энергии на несколько миллиардов рублей в год и продаем ее организациям, уставный капитал которых составляет несколько миллионов рублей, а на балансе один трактор. Они в любой момент могут уйти, сказать, что «у нас не получилось». Мы за то, чтобы оператор был готов отвечать по обязательствам. В случае если это МУП, – тут один вопрос, если бюджет готов отвечать по ним, то нет проблем, но на это никто не пойдет», – считает Парвиз Абдушукуров.

Впрочем, такая позиция компании уже вызвала нарекания со стороны правительства Челябинской области, на территории которой «Фортум» также рекомендован в качестве ЕТО. Региональные власти были вынуждены обратиться в Минэнерго РФ, ФСТ и лично к вице-премьеру Дмитрию Козаку. В частности, южноуральское правительство указывало на монополизацию рынка теплоснабжения в случае реализации такой схемы и, как следствие, увеличение тарифа.

«Мы не понимаем, почему ЕТО не может быть МУП или ГУП. Когда говорят, что в МУПах или ГУПах не так ведут хозяйство, но есть примеры, когда и в акционерных обществах неэффективно управляют. Тем более, мы не согласны с монопольными полномочиями, которые в проекте закона предоставляются ЕТО, когда она на свое усмотрение может грузить те или иные источники по тепловой мощности. Соответственно, своими решениями компании будут убивать своих конкурентов – не по критерию экономической эффективности. Вопрос в том, какая будет цена в условиях отсутствия конкуренции», – заявлял ранее вице-премьер Челябинской области Сергей Шаль.

Парвиз Абдушукуров уточнил «Правде УРФО», что критика в адрес схемы теплоснабжения была как Челябинской, так и Тюменской области.

«Критики было очень много. Более 3 месяцев ведутся бесконечные консультации. Что-то принимаем, что-то отклоняем», – добавил Парвиз Абдушукуров.

Между тем, источник «Правды УРФО», знакомый с позицией ОАО «Тепло Тюмени», пояснил спешку ОАО «Фортум» с принятием схемы теплоснабжения, разрабатываемой самостоятельно компанией, альтернативной схемой. «Заявления, прежде всего, связаны с тем, что схема теплоснабжения ОАО «Фортум» отражает интересы генерации – тюменских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. При этом вопросы повышения надежности городских сетей, режима теплоснабжения отдаленных районов за радиусом эффективного теплоснабжения (Затюменка и Дом обороны) в схеме не решены. Схема направлена на улучшение КПД источников генерации и капитализации магистральных сетей, в документе не проработаны подробно мероприятия на распределительных тепловых сетях, через которые запитано 85% потребителей, вопросы развития городских котельных», – пояснил собеседник издания на тепловом рынке. Со слов источника, претензии относительно платежеспособности связаны с грядущим слиянием ОАО «СУЭНКО» и ОАО «Тепло Тюмени».

«В настоящее время поручителем «Тепла Тюмени» по договору поставки перед УТСК выступает благополучное СУЭНКО. А после слияния компаний аргумент о неспособности «Тепла Тюмени» отвечать по своим обязательствам будет несостоятельным. Этим и объясняется тот факт, что «Фортум» торопится с проведением публичных слушаний и принятием схемы. Кроме того, исчерпав возможности корректировки схемы в интересах муниципалитета и потребителей, «Тепло Тюмени» в качестве подрядчика для разработки альтернативой схемы теплоснабжения наняло ЗАО «Интер РАО инжиниринг», которое попытается сбалансировать интересы всех сторон в своем варианте схемы. Это не противоречит законодательству. Вторая схема может быть принята в качестве дополнения и уточнения к первой, как предусмотрено в постановлении правительства РФ №808. «Тепло Тюмени» обратилось в рабочую группу с предложением рассматривать схемы вместе, чтобы не распылять временные и финансовые ресурсы на процедуру повторных общественных слушаний», – объяснил собеседник «Правды УРФО».

Вместе с тем эксперты не видят ничего удивительного в лоббировании «Фортумом» своих интересов через схему теплоснабжения. Заместитель руководителя экономического департамента, заведующий сектором «Промышленность и инфраструктура» Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев указывает, что принятие схемы в интересах генерирующей компании может повлечь потерю выручки «Тепла Тюмени».

«Тепловой бизнес является важной частью бизнеса ОАО «Фортум», поэтому желание компании максимально учесть свои интересы при разработке схемы теплоснабжения вполне естественно. Я бы не стал говорить, что предложение ОАО «Фортум» обязательно будет ущемлять интересы потребителей, скорее наоборот. Компания владеет ТЭЦ, увеличение загрузки которых может привести к снижению стоимости тепловой энергии (выработка тепла на ТЭЦ более эффективна, чем производство тепла на котельных). Но, конечно, схема теплоснабжения, предлагаемая ОАО «Фортум», может привести к снижению выручки ОАО «Тепло Тюмени», так как при увеличении загрузки ТЭЦ снизится производство тепла на котельных», – считает Сергей Кондратьев.

Собеседник издания также уточнил, что при отборе схем теплоснабжения приоритетными являются надежность и экономичность предложенной схемы.

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни