Холманских укрепил «Транснефть» в мыслях о социальной ориентированности

Госкорпорация продолжит инвестировать в инфраструктурные проекты

Уже четвертое по счету соглашение между полпредством президента РФ в УрФО, правительствами Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО, «Транснефтью» и «Корпорацией развития» обозначит очередной этап строительства нефтяной магистрали Заполярье – Пурпе – Самотлор и социальной инфраструктуры. Соглашение, подписанное сегодня, на 100% затрагивает территорию ЯНАО, и по этой причине врио губернатора округа Дмитрий Кобылкин не скрывал заинтересованности в создании благоприятной имиджевой атмосферы как для арктического региона, так и для себя лично в свете вероятного сентябрьского избавления от приставки врио. Схожие цели преследует и «Транснефть», усиленно позиционирующая себя, как социально ориентированная корпорация. Подписание нового пакета документов эксперты склонны расценивать, в том числе, как «знак лояльности», однако некоторые из наблюдателей обращают внимание на «перечень нерешенных проблем, оставшихся от предыдущих соглашений с «Транснефтью».

Соглашение до 2017 года, заключенное сегодня в Сургуте ХМАО-Югры, подразумевает объем налоговых отчислений в субъекты Большой Тюмени на 62,7 млрд рублей, из них 16,9 млрд пойдет на строительство социальной инфраструктуры и объектов госкомпании на территории ЯНАО. Согласно перечню объектов, в новоуренгойском микрорайоне Коротчаево предполагается строительство двух 3-этажных жилых домов, детского сада, спортивно-оздоровительного комплекса, газовой котельной и канализационно-очистных сооружений, а также инженерных сетей. Кроме того, запланировано строительство 9-этажного жилого дома непосредственно в Новом Уренгое, завода по разведению молоди особо ценных пород рыб, мостового перехода через реку Пур в районе Уренгоя и полигона по утилизации промышленных и твердых бытовых отходов в Тазовском районе.

Врио губернатора ХМАО-Югры Наталья Комарова, полпред президента в УрФО Игорь Холманских, губернатор Тюменской области Владимир Якушев, врио губернатора Ямала Дмитрий Кобылкин

О перспективах реализации проекта и возможных сопутствующих рисках в ямальских властных структурах говорят осторожно, несмотря на уже обозначенные финансовые и проектные рамки. Более предметно о реализации шестистороннего соглашения, по словам источника, можно будет говорить после трансформации договора из «протокола о намерениях» в фактическую стройку.

«По сути, это еще не полноценное соглашение, предполагающее четкое распределение финансирования. Это некий протокол о намерениях, которые участники планируют реализовать совместными усилиями. Основную нагрузку возьмет на себя «Транснефть», вкладывающая средства в развитие инфраструктуры, сопутствующей нефтепроводу, задача которой создать комфортную среду обитания персонала, и это логично. Нужно отметить, что пункты соглашения обсуждались до самых последних часов, буквально на коленке, в том числе и окончательный перечень объектов. Абсолютно точно, что центральным пунктом станет Коротчаево, а также Северный широтный ход (СШХ). Говорить о рисках на данный момент считаю преждевременным, поскольку до фактической реализации дело еще не дошло», – сообщил «Правде УРФО» источник в правительстве ЯНАО.

Реализуемая часть соглашения удостоилась положительной оценки от представителя политбомонда ХМАО-Югры, присутствовавшего на открытии первого участка нефтепровода. По мнению высокопоставленного политика, опасений для неисполнения проекта не существует.

«Окончание строительства нефтепровода и всей сопровождающей инфраструктуры принесет исключительную пользу как для Ямала, так и для соседних регионов, нашего в том числе. Это и социальное обеспечение населения, и сотни новых рабочих мест. Я лично присутствовал на открытии самотлорского участка магистрали в 2011 году и с тех пор не слышал, чтобы проект испытывал серьезные проблемы. Срывов сроков или финансирования нет, во всяком случае, на текущем этапе. В том числе и потому, что ХМАО-Югра является экономически стабильным регионом, на который экономическая ситуация не оказывает серьезного негативного влияния в этой сфере. Основная финансовая нагрузка ложится при этом на вертикально интегрированные компании, в первую очередь, «Транснефть», а доля инвестирования со стороны регионов невелика», – высказал свою точку зрения на перспективы реализации проекта представитель депкорпуса думы Югры.

Сразу после подписания соглашения стало известно, что финансовые вложения со стороны регионов «тюменской матрешки» в строительство проекта составят 16,9 млрд рублей из общей суммы. При этом вклад ХМАО-Югры не превысит 1 млрд рублей. В то же время существуют и альтернативные точки зрения на успех выполнения инфраструктурных планов. В частности, высказывается точка зрения «о недопустимости поспешного начала реализации новых соглашений на фоне невыполненных до конца предыдущих».

«Меня удивляет, что пока много бумаг, но мало дела. Большинство объектов по предыдущим соглашениям должно быть уже в эксплуатации, а воз и ныне там. Например, до сих пор не введено в эксплуатацию пожарное депо ЛПДС «Самотлор». Одним словом, непаханое поле. Даже неясно, на чьем бюджете они находятся, что, само собой, затрудняет их эксплуатацию. По моему мнению, сначала нужно завершить начатое, а потом декларировать следующие этапы», – обозначил свою позицию депутат тюменской облдумы Владимир Сысоев.

Между тем, вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Алексей Сапсай в официальном комментарии по итогам подписания соглашения отметил, что «формирование транспортной и энергетической инфраструктуры Ямало-Ненецкого округа способствует формированию качественно иного подхода к освоению северных территорий, позволяя при этом решать вопросы социальной сферы, занятости населения, создания новых рабочих мест», тем самым еще раз подчеркнув, что компания меняет имидж с акцентом на социальную ориентированность. По сообщению вице-президента, «Транснефть» «взяла на себя обязательства в счет налоговых платежей перечислить в региональные бюджеты финансовые средства в объемах, необходимых для реализации объектов в рамках подписанного соглашения».

Вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Алексей Сапсай

Руководитель аналитического управления компании «Арсагера» Артем Абалов исходит из приоритетной важности магистрального нефтепровода и, соответственно, сопутствующей инфраструктуры для «Транснефти» как основного инвестора, однако не отрицает вероятного влияния внешних факторов на успешность исполнения параметров соглашения.

«Для «Транснефти» сумма вложений немалая, учитывая тот факт, что сейчас у нее не самые лучшие времена. К тому же у компании существует еще ряд проектов. Но нефтепровод находится в числе приоритетных, поэтому я уверен, что все намеченное будет выполнено. Единственное, я не уверен в соблюдении обозначенных сроков исполнения и отчасти объемов финансирования. В силу разных причин, они могут корректироваться и сдвигаться, но, конечно, заморожены не будут», – прокомментировал для «Правды УРФО» эксперт «Арсагеры».

При этом аналитики обращают внимание и на политическую подоплеку реализации параметров соглашения, которая может иметь для руководителей «тюменской матрешки», в первую очередь, для врио губернатора Ямала, ключевое значение. Конечно, лишь при условии, что «заявленная планка будет взята».

«Успешная реализация соглашения важна во всех смыслах, прежде всего в федеральном, стратегическом контексте. Кобылкин в политическом смысле выступает в роли основного получателя «бонусов». Это и освоение Арктики, исполнение масштабных проектов, таких как Северный широтный ход, которые изменяют геополитическую карту не только региона, но и мира. Кобылкин в этом смысле находится на своем политическом пике, и успешное выполнение проектов, находящихся на личном контроле главы государства, – это исключительно важный бонус. То, что врио губернатора деятельно занимается данными вопросами, подтверждают и его прочные позиции в лидерах рейтинга губернаторов. И с исполнением соглашения его шансы на лидерство еще более возрастут. Однако в этом контексте стоит упомянуть и о том, что соглашение вместе с ним подписали и полпред президента в УрФО, и главы ХМАО-Югры и Тюменской области, для которых договор имеет столь же важное, определяющее значение, поскольку выполнение плана напрямую зависит от поддержки соседей. Таким образом, мы видим «альянс губернаторов», и это, с моей точки зрения, новый качественный уровень работы», – обстоятельно прокомментировал изданию директор уральского филиала Фонда развития гражданского общества (ФорГО) Анатолий Гагарин.

В диалоге эксперты подняли планку на уровень «геополитических прорывов». «Реализация запланированного инфраструктурного строительства при условии преодоления вероятных рисков финансового и управленческого характера окажет решающее стратегическое значение на утверждение статуса России как арктического нефтедобывающего «гегемона», – комментирует перспективы соглашения федеральный эксперт. А итогом окончательной реализации планов проекта должны стать 45 млн тонн нефти, ежегодно поставляемой на мировые рынки через трубопровод «Транснефти».

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни