Глава «Россетей» купировал влияние Мурова в пользу МРСК

Бударгин предложил очередной вариант решения проблемы «последней мили»

Новым крупным потребителям электроэнергии в Свердловской и Курганской областях, возможно, стоит приготовиться к тарифному скачку. В недрах ОАО «Российские сети» при поддержке Минэнерго РФ разрабатывается очередной подход к решению вопроса «последней мили». По версии, озвученной гендиректором сетевой компании Олегом Бударгиным, «последняя миля» запрет на заключение прямых договоров с ОАО «ФСК ЕЭС»  будет распространяться только на новых потребителей. Логика инициаторов еще одного сценария решения проблемы перекрестного субсидирования проста: «Россети» хотят избежать выпадающих доходов в 600 млрд рублей, в то время как в проигрыше останутся как распределительные сетевые компании, так и предприятия, которые, по прогнозам экспертов, будут оспаривать очередную тарифную нагрузку в судах.

Сегодня, 15 октября, в ходе форума RUGRIDS-ELECTRO гендиректор ОАО «Российские сети» Олег Бударгин предложил принять единый подход к вопросу «последней мили». В частности, как рассказывают участники рынка, предложение топ-менеджера было воспринято однозначно как озвученный Минэнерго сценарий, по которому запрет на прямые контракты с ФСК будет распространяться только на новых потребителей. «Напрямую это предложение не прозвучало как запрет на заключение прямых договоров с ФСК для новых потребителей. Но все поняли предложение внедрить единый подход к решению вопроса «последней мили» однозначно. Нужно как-то решать вопрос с выпадающими доходами «Россетей» в 600 миллиардов рублей», рассказал «Правде УРФО» один из участников форума.

В то же время другой участник форума, попросивший не называть его имени, отметил, что сейчас российской энергетикой управляют разные группы влияния. «Бударгин и Муров представляют две противоположные группы интересантов. Вследствие этого можно усмотреть и ослабление аппаратного веса Мурова, которого в свое время прочили на должность главы объединенной сетевой компании. Однако победу одержала команда экс-министра Шматко. В итоге «Россети» остались под контролем близких ему менеджеров», – прокомментировал возможную политическую составляющую аналитик.

Напомним, что в УрФО «дочку» ФСК «МЭС Урала» возглавляет человек Бударгина – Евгений Жуйков, который занял это кресло сразу после требований Путина избавиться от родства, кумовства и аффилированности в энергетике России. Кстати, в ФСК намекнули обозревателям «Правды УРФО», что за увольнением из МЭСа Геннадия Никитина стояли недружественные действия именно со стороны Жуйкова.

С 1 января 2014 года, напомним, «последняя миля» в России была отменена. Однако на территории УрФО разрешение заключать прямые договоры с ФСК коснулось только 2 регионов Курганской и Свердловской области. Согласно принятому закону, «последняя миля» сохранилась до 2017 года на территории Челябинской и Тюменской областей, ХМАО-Югры и ЯНАО. Разработчики закона объяснили тогда свои действия тем, что они пытались обезопасить население в промышленно развитых регионах УрФО от резкого роста тарифной нагрузки.

Председатель комитета по энергетике Госдумы РФ Иван Грачев тогда пояснил «Правде УРФО», что при разработке законопроекта и выделении регионов, где процесс отказа от «последней мили» будет смягчен, законодатели исходили из того, что в субъектах федерации «есть большие разбросы в переходах к выплатам от промышленности до населения».

Уже тогда представители распределительных сетевых компаний УрФО прогнозировали существенные финансовые потери от отмены «последней мили». Так, только в ОАО «Тюменьэнерго» на «последнюю милю» приходится порядка 20% от объема передачи электроэнергии, это должно будет компенсироваться за счет экономии операционных расходов и привлечения заемных средств. В ОАО «МРСК Урала» прогнозировали недополучение 5 млрд рублей выручки за счет отмены «последней мили» в 2 регионах своей деятельности. Планировалось, что экономия будет достигаться через оптимизацию строительства новых объектов, что, в свою очередь, вновь касается интересов регионов, потребителей, бизнеса. Таким образом, решая проблемы ряда крупных металлургических предприятий, закон моделировал новые проблемы.

Однако новый вариант решения проблемы «последней мили» также сулит сложности как энергетикам, так и крупным потребителям и населению. Сегодня представители распределительных сетевых компаний УрФО были сдержанны в оценке инициативы главы ОАО «Российские сети». В ОАО «МРСК Урала» новое предложение комментировать отказались. Официальный представитель ОАО «Тюменьэнерго» отметил, что «пока не будет принят документ, комментировать его рано».

Аналитики, впрочем, считают, что даже в случае возвращения «перекрестки» для новых потребителей Свердловской и Курганской областей, распределительные и магистральные компании, как и крупные потребители, останутся недовольны.

«Непонятно, как упадет доходность ФСК, так как неясно, каким образом будет устанавливаться тариф в этом случае. Также непонятно, приведет ли это к потерям распределительных компаний, так как нет предложения по тарифу. Если имеется в виду прежняя система «последней мили», то вряд ли сетевые компании выигрывали от нее. Я думаю, со стороны крупных потребителей будут серьезные возражения, мы это уже проходили в условиях «последней мили», когда крупные потребители оспаривали ее даже в судах», отмечает старший аналитик ФК «Открытие» Сергей Бейден.

«Правда УРФО» подробно рассказывала о судебных разбирательствах по договорам «последней мили» на территории всего УрФО. Так, уральские «дочки» ОАО «Российские сети» в 2013 году недосчитались более 4 млрд рублей выручки из-за нерешенности вопроса «последней мили». Для работающего на территории Свердловской и Челябинской области ОАО «МРСК Урала» самыми крупными дебиторами являются ОАО «СУАЛ-УАЗ» и ОАО «Челябинский цинковый завод» (ЧЦЗ). Для ОАО «Тюменьэнерго» самым крупным должником по договору «последней мили» являлось подразделения ОАО «СИБУР Холдинг» — Белозерный ГПК, с которого сетевая компания пыталась взыскать 1,2 млрд рублей.

«Впрочем, новый механизм решения проблемы «последней мили» также спровоцирует судебные разбирательства и тарифный скачок», считает аналитик по ценным бумагам УК «Арсагера» Андрей Валухов.

«Сейчас и ФСК, и МРСК входят в единый холдинг «Российские сети». Поэтому данная проблема может рассматриваться не столько с точки зрения перераспределения потоков внутри холдинга, сколько с точки зрения изменения статей доходов сетевого комплекса. Запрет потребителям на заключение договоров с ФСК будет означать необходимость оформления взаимоотношений с местными распределительными компаниями. Кроме того, это должно предполагать постепенное снижение тарифов для потребителей, так как подобные меры являются составной частью минимизации схемы перекрестного субсидирования, когда за счет более высоких тарифов на электроэнергию бизнес субсидирует физических лиц. Если такой запрет будет сопровождаться отсутствием роста тарифов для бизнеса, то значительных протестов такая мера вызвать не должна, в противном случае недовольство крупных промышленных потребителей выльется в многочисленные иски к сетевикам, которые зачастую удовлетворяются судами», отмечает эксперт.

В конечном счете, заключает аналитик, за тарифные послабления для бизнеса придется заплатить повышением тарифов для граждан.

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.

Справочно:

«Последняя миля» в электроэнергетике, уточним, образовалась в результате реформирования отрасли и разделения как видов деятельности (сбыт, генерация и передача электроэнергии), так и магистральных электросетей 220 кВ, которые попали в распоряжение ОАО «ФСК ЕЭС», а также распределительных сетей, которые отошли Холдингу МРСК. В итоге ряд крупных потребителей вышел в судебном порядке на прямые договоры с ФСК, что снизило их собственные затраты на электроэнергию, но привело к многократному увеличению тарифной нагрузки на прочих потребителей.

Для ликвидации сложившегося дисбаланса и недопущения роста тарифов Минэнерго РФ были введены так называемые договоры «последней мили» в электроэнергетике. Согласно данным договорам, ФСК передает в аренду МРСК участки магистральных сетей или иные объекты электросетевого хозяйства (подстанции, распределительные пункты и т.п.). Регуляторы на территориях закладывают затраты на содержание таких объектов в тарифах распредсетей. Крупные потребители, присоединенные непосредственно к магистральным электросетям ФСК, оплачивают не только тариф ФСК, но и тариф распределительных сетей более низкого напряжения (обычно принадлежат компаниям, входящим в Холдинг МРСК, сейчас – «Россети»).

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни