Сегодня федеральные политологи назвали вероятный ценник, предъявленный команде врио губернатора Челябинской области Борису Дубровскому за публикацию позитивного рейтинга в преддверии его выборов. По оценкам экспертов, знакомых с расстановкой политических сил на Южном Урале, Агентство политических и экономических коммуникаций могло затребовать за информационное сопровождение главы региона до конца сентябрьской кампании от 1 до 12 млн рублей в месяц.
«Основным продуктом, который в таких случаях пытаются продать всевозможные агентства, является, конечно, позитивный рейтинг. Побочно сюда приплюсовывается его публикация на собственном ресурсе компании и так называемое содействие максимальному распространению в СМИ, через пресс-релизы, например, с отсутствием каких-либо гарантий для заказчика. Цена может существенно варьироваться, но в реалиях Челябинской области она может составить от 1 до 12 млн рублей в зависимости от сути предложения и амбиций исполнителя. В случае же отказа, как правило, показатели политика сильно падают», – пояснил собеседник издания, хорошо знакомый с работой рейтинговых масс-медиа.
Как отмечают эксперты, подобные структуры, как правило, усиливают работу с главами тех регионов, где выборы либо уже назначены, либо только предстоят или прогнозируются. Так, по данным источника «Правды УРФО», близкого к главе ХМАО-Югры, аналогичные агентства регулярно высылают коммерческие предложения публикации позитивных рейтингов.
Глава АПЭК Дмитрий Орлов
«Насколько мне известно, в ХМАО составители рейтинга оценивают свою работу от 500 тыс. до 1 млн рублей в месяц. Такие коммерческие предложения, как правило, поступают официальным письмом на почту», – рассказал эксперт издания.
Аналогичные инициативы со стороны агентств подтвердили и в окружении и.о. губернатора Тюменской области, однако уточнить сумму собеседник «Правды УРФО», близкий к Владимиру Якушеву, не смог, оценив их, как «бесполезные» и «безынтересные».
В то же время политолог Тимофей Шевяков поставил под сомнение объективность всех политических рейтингов как таковых и разделил их по критерию авторитетности для чиновников.
«Все имеющиеся рейтинги губернаторов субъективны и выстраиваются по простой схеме соотношения количества и качества упоминаний в медиа, а также упоминаний со стороны определенного пула экспертов. По сути, это рейтинг медийности. А так как пул экспертов не озвучивается, существует большое пространство для манипулирования. Кроме того, само явление оценки «влиятельность» – вещь гипотетическая. Неясно, на кого подразумевается влиятельность: Владимира Путина, обстановку в регионе? К тому же, для более или менее объективного анализа необходимо выезжать в регионы, чтобы адекватно оценивать ситуацию, а не делать это дистанционно, находясь в Москве», – иронизировал политолог.
Однако в последнее время на волне популярности федеральных рейтингов «стали производиться и аналогичные региональные работы, суть которых, как правило, сводится к компиляции уже проведенных оценок».
«Если откинуть критерий объективности, то есть рейтинги, которые если и не коррелируются с реальностью, но к которым губернаторы прислушиваться обязаны. Те же рейтинги Костина или Орлова. За счет подобных оценок руководство администрации президента России обычно указывает главам, что они не справляются. К тому же, составление реального рейтинга затратно, и зачастую такие работы – не что иное, как попытка продать себя. Реального же влияния на электорат такие инструменты, как правило, не имеют, так как избиратели не читают эти труды. Их изучают политтехнологи, журналисты, чиновники и все те, кто не ходит на выборы», – резюмировал Тимофей Шевяков.
Первый замруководителя администрации президента России Вячеслав Володин
Отметим, в отличие от АПЭК, близкое к серому кардиналу Кремля Вячеславу Володину агентство Константина Костина «Фонд развития гражданского общества» опубликовало совсем иные данные. В рейтинге эффективности губернаторов ФоРГО поместило Дубровского в первую группу с наивысшими показателями.
Напомним, согласно июльскому рейтингу влияния глав субъектов, составленному самим АПЭК, Борис Дубровский потерял сразу 11 позиций и занял 42 строчку. С точки зрения аналитиков агентства, падение влияния чиновника сопряжено с заявлениями мэра Чебаркуля Андрея Орлова, опубликованными на его странице в Facebook. Орлов утверждает, что со стороны региональных властей на него оказывается давление с целью понудить его к увольнению. В то же время, чиновник признает, что Борис Дубровский не отыгрывается на муниципалитете и сохраняет финансирование наиболее болезненных направлений.
Гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов опроверг заявления политологов, близких к администрации области. Более того, по данным наших коллег, агентство уже пригрозило перечню региональных СМИ судебными исками о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Глава ФоРГО Константин Костин
Вместе с тем, местные элиты указывают, что это вряд ли повлечет какие-то осложнения для явки избирателей Чебаркульского городского округа.
«По сути, была проведена оценка поста Орлова в FB. Всего в муниципалитете зарегистрировано 35 тыс. избирателей. Если кто-то примет заявления Орлова близко к сердцу, общая электоральная активность точно не пострадает. К тому же Дубровского лично поддерживает Владимир Путин – политик, чей рейтинг поддержки населения близок к 90%. Показатели же самого Дубровского, по оценкам приглашенных специалистов ВЦИОМ, составил около 60%, хотя поле для деятельности еще, конечно же, есть», – резюмировал собеседник издания.
«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.