Дерипаска повторит в Каменске-Уральском краснотурьинскую схему «спасения» завода

Электролизное производство УАЗа обещают остановить до конца года

Дерипаска решил «обречь» на социальные протесты еще один моногород Свердловской области. На «Уральском алюминиевом заводе» ОАО «РУСАЛ» начали консервировать электролизеры и остановили уже четвертую часть производства. До конца 2013 все электролизное оборудование предприятия заморозят. Основания все те же – Дерипаска жалуется на высокую себестоимость производства металла и вновь требует льготный энерготариф, который удалось выбить для БАЗа. Людям он предлагает увольнение либо «ссылку в Сибирь на другие мощности компании».

ОК «РУСАЛ» Олега Дерипаски начала планомерную консервацию электролизного производства на «Уральском алюминиевом заводе» (УАЗ) в Каменске-Уральском. По словам источника «Правды УРФО», знакомого с ситуацией на предприятии, сегодня остановлена уже четверть имевшегося оборудования. Официального сокращения на заводе не объявлено, но металлургов принуждают увольняться по соглашению сторон.

Пресс-секретарь «РУСАЛа» Екатерина Годлевская подтвердила информацию о заморозке электролиза на УАЗе, подчеркнув, что электролизеры демонтировать не будут. А при благоприятной конъюнктуре рынка они вновь заработают. Этот процесс будет завершен до конца года.

«В настоящее время процесс консервации производства уже запущен, но пока не завершен. Консервация проводится в результате сложившейся крайне неблагоприятной ситуации на алюминиевом рынке. В связи с низкими ценами на алюминий и непрекращающимся ростом тарифов на электроэнергию до стабилизации рынка на предприятиях «РУСАЛа» прорабатываются конкретные модели снижения объемов производства. Речь идет о наименее эффективных производствах в рамках ранее объявленного вывода 300 тысяч тонн мощностей в течение года», – подчеркнула она.

По оценке аналитика компании «Инвесткафе» Андрея Шенка, уральские заводы «РУСАЛа» являются одним из наименее рентабельных из-за довольно дорогой электроэнергии, и на фоне падения цен на алюминий и общемирового тренда на сокращение мощностей консервация завода – вполне ожидаемое решение.

Олег Дерипаска

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов пояснил, что «РУСАЛ» вскоре может увеличить запланированные объемы сокращения производства алюминия.

«Такие действия компании полностью оправданы и реализуются в полном соответствии с принятой программой сокращения мощностей. Как ранее заявляли представители «РУСАЛа», в 2013 году производственные мощности должны быть сокращены на 300 тысяч тонн, что объясняется неблагоприятной конъюнктурой рынка и низкими ценами на алюминий. Более того, недавно появилась информация о том, что компания может пересмотреть эти планы и еще больше сократить производственные мощности», – предостерег он.

«Ситуация на мировом рынке алюминия остается достаточно негативной. Одной из причин данного положения дел является перепроизводство соответствующей продукции после кризиса 2008 года. Слабый спрос и, как следствие, снижение стоимости алюминия на мировых финансовых рынках вызваны также структурными проблемами Китая, неблагоприятной экономической ситуацией в Европе, просчетами в отношении времени сокращения программы стимулирования в США и сокращении потребления алюминия в России. Все это приводит к тому, что все ведущие производители вынуждены корректировать собственные планы развития. Не остался в стороне от происходящих процессов и ОК «РУСАЛ», – описала мировые тенденции на рынке металлов эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Александра Мальцева.

Господин Баранов полагает, что в оставшиеся полгода ситуация на рынке вряд ли значительно изменится. Потому что, хотя физический спрос на алюминий находится на высоком уровне, из-за значительных складских запасов у трейдеров производство вряд ли значительно вырастет.

Старший аналитик ИК «Велес Капитал» Айрат Халиков подчеркнул, что «РУСАЛ» останавливает выплавку алюминия только на тех предприятиях, где себестоимость выпуска превышает $2,2 тыс. за тонну металла. «Это вполне разумно, поскольку рыночная цена на этот металл приблизились уже к $1 800 за тонну. Cокращение производства на наиболее нерентабельных предприятиях является необходимым шагом к достижению баланса с потреблением металла. На наш взгляд, для «РУСАЛа» разумным шагом будет перепрофилирование части производства на другие направления, такие как выпуск сплавов, а не возобновление выплавки алюминия», – считает он.

Екатерина Годлевская подтвердила слова представителя «Велес Капитал», указав, что на УАЗе себестоимость производства одной тонны металла достигла $2400, и подчеркнув, что 42% в себестоимости производства занимают затраты на электроэнергию. Тариф на электроэнергию в июне 2013 года на УАЗе составлял 1 руб. 96 коп. за кВт/час.

Доводами о высокой стоимости электроэнергии Дерипаска прикрывал и остановку электролизеров на «Богословском алюминиевом заводе». Тогда ему удалось выбить для модернизированной шестой серии цену в 3 цента за кВт/час, прикрывая все это вполне благими посылами – «спасение моногорода Краснотурьинска от безработицы». Стоит отметить, что Минрегионразвития в свое время включило в перечень моногородов и Каменск-Уральский.

Затраты на электричество в процессе получения алюминия путем электролиза из расплава глинозема являются основной статьей затрат. Компания не смогла добиться понижения цены на электричество от своих поставщиков, считает Айрат Халиков.

По информации источника «Правды УРФО» на энергетическом рынке, «РУСАЛ» пытался выбить тариф для УАЗа на уровне 3 центов за кВт/час, но сделать это ему не удалось, поэтому компания пошла на крайние меры – остановка производства мощностью 75 тыс. тонн алюминия в год.

В результате сменить место работы или переехать в другие регионы присутствия компании придется более чем 400 металлургам и их семьям. Председатель профсоюзной организации завода Юрий Грачев подтвердил, что некоторые сотрудники уже вынуждены уходить с предприятия по соглашению сторон.

«Сокращения персонала на УАЗе не планируется. Прорабатываются варианты предоставления рабочих мест как на самом заводе (в глиноземном производстве, на консервации электролиза), так и на других предприятиях «РУСАЛа» и «БАЗЭЛа». Для всех работников электролизного производства и сервисных служб сохраняются социальные гарантии. В электролизном отделении работало 426 человек, ни один из них не был и не будет сокращен с предприятия. Если работник электролизного производства отказывается от всех предложений по трудоустройству на предприятии и в компании, и предпочитает уволиться по соглашению сторон, то ему выплачиваются выплаты сверх законодательства», – сообщила Екатерина Годлевская.

Между тем в блоге главы Каменска-Уральского Михаила Астахова рабочие пишут следующее (сохранены авторские особенности текста участника форума, подписавшегося как «электролизник»): «Уважаемый Михаил Астахов, на сегодня мне, как, впрочем, и прочим электролизникам, НЕ ПРЕДЛАГАЮТ работу в глиноземном, а предлагают уволиться по собственному… либо переезжать на работу на БОАЗ («Богучанский алюминиевый завод». – Прим. ред.). Такова картина на сегодня, я как специалист с многолетним стажем скажу – никакого последующего пуска производства НЕ БУДЕТ! Мы будем бороться за свой цех до конца… Если нужно, будем выходить на федеральный уровень. Если компания не может сохранить производство, пускай передает под госуправление».

В пресс-службе горадминистрации заверили, что все социальные гарантии перед работниками компания выполняет. Кроме того, у города есть возможности трудоустроить высвободившихся людей на других предприятиях.

У закрытия алюминиевого производства на УАЗе есть и другая сторона медали. После вывода мощностей на БАЗе, каменский завод являлся основным поставщиком металла для КУМЗа. Кроме того, на алюминий УАЗа полагались и разработчики проекта по производству литья для автопрома в рамках индустриального парка Богословский (Краснотурьинск).

В службе закупок КУМЗа «Правде УРФО» сообщили, что до 2008 года они закупали на УАЗе часть алюминия в разогретом виде, благо заводы находились через забор. После кризиса «РУСАЛ» стал заключать контракты на поставки алюминия без привязки к заводу, но все же большая часть алюминия поступала именно с УАЗа. Теперь же продукцию, по всей видимости, будут завозить из других регионов.

«Если завод будет законсервирован полностью, то КУМЗу, скорее всего, придется искать другого поставщика алюминия, вернее, поставлять алюминий с других заводов «РУСАЛа», что может привести к росту производственных затрат», – считает Андрей Шенк.

Тем временем политологи уже видят в этом решении владельца компании Олега Дерипаски далеко идущие для Свердловской области последствия, намекают на второй Краснотурьинск и признаются, что губернатору региона Евгению Куйвашеву вновь придется работать «пожарным», тушить массовое социальное недовольство и фактически отвечать лично перед населением за «экономический гений» олигарха.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий в Каменске-Уральском.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни