Дефицит бюджета Челябинской области настроит чиновников на 70% эффективность

Бюджетные соцобязательства почти полностью поглотили бюджет, а дополнительные доходы изыщут на местах

Чиновники Челябинской области должны повысить финансовую эффективность местного самоуправления. Губернатор Михаил Юревич на встрече с главами муниципалитетов предупредил, что ожидать профицита регионального бюджета не стоит как минимум до 2016 года. Вместе с тем, у местных руководителей появляется возможность проявить собственные менеджерские таланты при наличии таковых. На муниципальный уровень передается часть региональных налогов. Областная же казна фактически занимается самообслуживанием и не генерирует прибыль – 70% расходов уходит на обеспечение  зарплат и выплат бюджетникам. Впрочем, надежды областного руководства на мотивированность муниципальных коллег вряд ли могут быть оправданны и обоснованны: территории муниципалитетов в многомиллионных долгах перед поставщиками энергоресурсов. 

Совещание губернатора и кабинета министров с главами муниципалитетов Челябинской области должно было состояться на прошлой неделе. Однако его перенесли из-за напряженного графика главы региона. Сегодня губернатор Михаил Юревич появился в зале с 24-минутным опозданием. В повестке значилось шесть вопросов, и, чтобы все успеть, докладчики начали с места в карьер. 

Появление на трибуне регионального министра финансов Андрея Пшеницына в последнее время воспринимается как недобрый знак. И в 2011-м, и в 2012-м году господин Пшеницын каждый месяц озвучивал цифры нарастающего дефицита областного бюджета. А в последние полгода убытки южноуральской казны стали увеличиваться со скоростью один миллиард рублей в месяц. В мае дельта между доходами и расходами составляла 14 миллиардов, а в августе – уже 17 миллиардов рублей.

Ожидания муниципальных руководителей оправдались: пессимизм и на этот раз сквозил в каждой строчке доклада главы минфина. Разделения, как это принято, на пессимистичный и оптимистичный сценарии не было. То и дело с трибуны звучали фразы: «сдержанная динамика», «осторожные прогнозы», «сложные экономические условия», «сокращение субсидий». Металлургию, которая традиционно являлась локомотивом развития Челябинской области, сдерживает мировой кризис производства. Сегодня предприятия из-за особенностей выплаты налоговых отчислений не только не пополняют региональный бюджет,  но и забирают из него деньги. Южноуральская казна возвращает сталеварам миллиарды рублей внесенных ранее авансом налогов на прибыль. «Правда УРФО» рассказывала, как, в частности, в 2012 году, по данным источников в региональном минфине, ЧЭМК удалось получить из регионального бюджета 400 миллионов рублей. Сегодня данные по суммам, которые ожидают забрать обратно предприятия, не прозвучали. Тем временем, жилищное строительство, на которое долгое время уповал губернатор Михаил Юревич, демонстрирует явные признаки стагнации. 

«В ближайшие три года бюджет области будет оставаться дефицитным. Поэтому муниципальным образованиям следует ориентироваться на собственные возможности, искать дополнительные источники дохода и не допускать перерасхода средств», – резюмировал министр Пшеницын

Один из таких источников тут же со своего места подсказал Михаил Юревич, посоветовавший своим подчиненным «приглядеться» к такой возможности пополнения муниципальной кубышки, как повышение местных налогов, в том числе на аренду и продажу земли. К прочему, местным администрациям перейдут 10% акцизов на нефтепродукты. Ожидается, что в результате перерасчетов доходы областного бюджета вырастут на 7%. 

Конкретные параметры областного бюджета Пшеницын предпочел не раскрывать, сославшись на то, что работа над отдельными его статьями еще идет. Да и размер предполагаемых федеральных траншей пока неизвестен. Особенно с учетом недавних стихийных бедствий – ликвидация последствий паводков, как известно, требует два миллиарда рублей. Впрочем, губернатор Михаил Юревич упомянул, что региональный бюджет в любом виде будет «очень тяжелым», но социально-ориентированным. 

«Все зависит от состояния экономики, будет она расти или нет. Сказать это пока сложно. Более 70% расходов нашего бюджета составляет заработная плата работникам бюджетной сферы и выполнение указов президента. Многие другие расходные статьи будут урезаны, – все, кроме заработной платы», – сообщил Михаил Юревич.

Впрочем, челябинские эксперты полагают, что у муниципалитетов еще есть резервы для повышения собираемости налогов с территории. 

«Сколько в Челябинске МУПов? Данные разные, ориентировочно, около 800 единиц. Кто их контролирует, и как они работают? Не только МУПы, но ОАО с госучастием. Реестр МУПов найти невозможно, как они работают – в городе стратегии нет. Но эти бюджетники также получают зарплату. Например, далеко ходить не надо, та же «Продкорпорация». Раньше она обеспечивала, в частности, школы питанием. Чем сейчас занимается, хотя у директора гросс зарплата в 300 тысяч рублей. Кстати, после реформы правительства, возможно, вообще все стало еще запутаннее. Раньше «Продкорпорация» курировалась минсельхозом, потом минпромом, затем опять минсельхозом. Очень важно понять, кто является выгодополучателем от использования государственной собственности и муниципального имущества, и как оно используется в городах. Бизнес-сообществу известны случаи, когда это имущество городом передается МУПу, а он уже сдает в аренду предпринимателям. Или, например, в Челябинске на перекрестке Проспекта Победы и Кирова открыли отдельное МУП для организации торговли в подземном переходе. Часть коммерсантов, которые там торговали, работали в этом МУПе», – возмущается местный предприниматель. 

Точные цифры статей бюджета, скорее всего, станут известны в ноябре, именно тогда минфин собирается вынести закон о бюджете на рассмотрение южноуральских депутатов. Дальнейшие выступления, впрочем, показали готовность муниципалитетов к самостоятельности. Региональный министр строительства Виктор Тупикин заявил: к отопительному сезону готово 96% муниципальных образований Челябинской области. Но тут же оговорился, что тревогу вызывает громадный долг, накопленный муниципалами перед энергетиками – 862 миллиона рублей, из которых 556 не доплачено челябинскому подразделению газовой компании «Новатэк». Между прочим, год назад задолженность была вдвое меньше. В списке хронических неплательщиков – Агаповский, Саткинский, Красноармейский, Чебаркульский районы. Как рассказывала «Правда УРФО», в 2012 году прокурор Челябинской области Александр Войтович давал строжайшее поручение коллегам провести анализ ситуации. Сергей Комяков, будучи первым заместителем губернатора Челябинской области, обращал внимание на то, что муниципалитеты не работают с руководителями коммунальных предприятий

Напомним, аналогичный разговор с главами муниципалитетов состоялся накануне в Екатеринбурге. Чиновникам было сказано изыскивать «внутренние резервы». И сегодня, как ни старался министр финансов Челябинской области бодро отвечать на наводящие вопросы Михаила Юревича, ему все же пришлось констатировать: эти муниципалитеты не смогут выбраться из долговой ямы даже при вливании многомиллионных траншей из областного бюджета. 

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий. 

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни