Челябинский чиновник перекрыл муниципалитетам доступ к полигонам ТБО

Муниципалы не получат областного субсидирования

В Челябинской области ужесточена процедура финансирования муниципальных проектов по утилизации твердых бытовых отходов. И.о. руководителя регионального министерства радиационной и экологической безопасности Егор Ковальчук сообщил о выделении 8,5 млн рублей на проектирование полигонов ТБО и только для 3 муниципалитетов, хотя заявок было 6. Чиновник говорит, что область более не будет финансировать проекты, в которых не прописан полный цикл утилизации отходов. Эксперты тем временем уверены, что такая инициатива нежизнеспособна, а незаконные свалки еще долгое время будут функционировать – «цивилизованное» уничтожение мусора требует существенных вложений. Некоторые специалисты видят решение проблем главным образом в привлечении бизнеса и межмуниципальном взаимодействии, другие – в передаче полномочий на уровень муниципального образования, главы которых даже намерены добиться от Госдумы изменения федерального законодательства.

В Челябинске сегодня, 16 апреля, на заседании правительства Южного Урала и.о. министра радиационной и экологической безопасности Егор Ковальчук донес до интересантов информацию о распределении субсидий муниципалитетам на проектирование и строительство полигонов твердых бытовых отходов на 2014 год: в рамках областной программы «Охрана окружающей среды» на развитие системы обращения с отходами производства и потребления запланировано только 8,5 млн рублей.

По данным Ковальчука, на сегодняшний день обеспеченность Южного Урала объектами размещения ТБО, соответствующими санитарно-эпидемиологическим требованиям, составляет не более 25%. Это обусловлено тем, что для создания современных и отвечающих требованиям природоохранного законодательства полигонов требуются значительные средства.

 «Был произведен отбор муниципальных образований, наиболее нуждающихся в выделении финансирования на проектирование полигонов. В результате из 6 заявок было отобрано лишь 3. Это проекты, набравшие наибольшее количество баллов по критериям отбора», – заявил и.о. главы министерства, отметив, что победителями признаны Магнитогорск, а также Нязепетровский и Кунашакский районы.

И.о. министра радиационной и экологической безопасности Челябинской области Егор Ковальчук

По оценке чиновника, выбор территорий обусловлен тем, что у руководства есть четкая схема, как будет работать вся цепочка утилизации отходов – от вывоза мусора до его конечного захоронения. К прочему, «при выборе заявок министерство ориентировалось на создание такой системы, которая позволит работать без привлечения областных бюджетных средств».

«Основным рецептом в этой связи является привлечение инвесторов в эту сферу, один из вариантов – государственно-частное партнерство, так как все мероприятия требуют серьезных вложений, которых ни один бюджет не вытянет», пояснил Ковальчук.

Тем временем эксперты не уверены, что такое решение властей нежизнеспособно, ведь муниципалитеты сами по себе не обладают ни должными полномочиями, ни деньгами, чтобы самостоятельно разработать, реализовать и проконтролировать весь цикл утилизации ТБО.

«По 131 Федеральному Закону, организация сбора и вывоза мусора – это полномочия муниципалитетов, а его дальнейшая транспортировка и утилизация уже закреплена за районными властями. Такая неразбериха в полномочиях делает процессы, подразумевающие подобное взаимодействие, практически неосуществимыми. Нужно менять подходы к организации местного самоуправления. Властные и финансовые рычаги, касающиеся жизни людей, нужно отдать на муниципальный уровень. Сейчас муниципалы сидят на коротком поводке, зависят от вышестоящего начальства», – заявил директор ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений Юрий Гурман.

Для иллюстрации господин Гурман рассказал об итогах работы межмуниципальной коммуникационной площадки, прошедшей 27 марта. В частности, он привел в пример опыт маленького города в штате Вирджиния США, эксперт из которого и «заразил» членов ассоциации идеей расширить полномочия муниципальных властей. «Чистота города – это тоже своего рода часть экономики. Имидж и лицо муниципалитета сказывается как на туризме, так и на привлечении бизнеса», – уверен Гурман.

Тем не менее, другие эксперты убеждены, что без государственно-частного партнерства невозможно цивилизованно решить проблему нехватки полигонов, а привлечение бизнеса и выделение земли для малых муниципалитетов, в свою очередь, практически невозможно без слаженного межмуниципального взаимодействия.

«Под полигоны ТБО нужна земля, которая, как правило, находится за пределами поселений. Тут хочешь не хочешь, а придется взаимодействовать с районом. Нужно привлекать больших бизнесменов, которые обслуживали бы стразу несколько муниципалитетов, так как, к примеру, создавать профильные МУПы неоправданно затратно в данном случае», – отметил директор направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города» Сергей Сиваев, пояснив, что сейчас вся эта сфера законодательно крайне плохо координируется властями.

Примечательно, что на сегодняшний день проблема несовершенства профильной законодательной базы настолько актуальна, что ассоциация сельских муниципальных образований и городских поселений намерена выступить против 131 ФЗ в Государственной думе РФ. По словам Гурмана, учитывая, что «накануне закон прошел первое чтение, ассоциация в середине мая 2014 года на втором чтении внесет в него ряд существенных правок». А тем временем, согласно мнению опрошенных изданием чиновников, «муниципалитеты области и далее будут захлебываться в кучах мусора».

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда о компаниях
Правда жизни