Столица Челябинской области сегодня, 25 июня, приняла сразу несколько десятков руководителей крупных городов как Уральского федерального округа, так и отдаленных субъектов РФ. Собрались управленцы под эгидой ассоциации муниципальных образований «Города Урала». Одной из наиболее значимых тем, которая вызвала определенный резонанс у всех собравшихся, стало создание контролируемой Челябинской агломерации.
Важность развития межмуниципального взаимодействия в приветственном слове подчеркнул заместитель генерального директора «Союза российских городов» Игорь Кононенко, отметив, что «к этому Южный Урал шел долгие 3 года». Более развернуто данную работу обрисовал президент ассоциации «Города Урала», глава Челябинска Станислав Мошаров.
«Вчера депутатами Челябинска было ратифицировано соглашение о создании агломерации. Далее Копейск, а также Сосновский, Красноармейский, Коркинский, Аргаяшский, Еткульский и Еманжелинский районы тоже должны его ратифицировать. У наших территорий есть много совместных проектов, которые сейчас трудно контролировать. Одна часть их финансирования идет на областном уровне, другая – на местных. Создание агломерации позволит улучшить взаимодействие территорий», – заверил господин Мошаров.
Глава Челябинска Станислав Мошаров
По его мнению, согласованные действия пойдут на пользу всем, так как позволят реализовать дорогие и трудоемкие межмуниципальные проекты. В качестве примера политик рассказал коллегам о рассматриваемом предложении «по созданию дорожного сообщения Челябинск – Копейск, по которому может быть пущен скоростной трамвай. Также агломерация позволит малым муниципалитетам решить проблему с отсутствием денег на собственный полигон ТБО – «бедные» поселения могут «скинуться» на строительство общей легальной свалки. И хотя на сегодняшний день указанные главой Челябинска проекты далеки от реализации, работа муниципалов уже привела к притоку инвестиций – строительству логистического центра в Копейске.
Место для возведения данного объекта, по заверению Мошарова, выбиралось с учетом основного тезиса концепции агломерации – рационального использования территорий. В частности, на выбор земли повлияли хорошие подъездные пути с основных магистралей и отсутствие вблизи жилых микрорайонов.
Напомним, что ООО «Логоцентр» примыкает к кольцевой объездной дороге вокруг Челябинска в районе поселка Октябрьский. По словам гендиректора компании Андрея Колесникова, так как многие производители базировались в Екатеринбурге, переезд позволит снизить производителю стоимость товаров на 500 рублей на тонну за счет оптимизации транспортных расходов. На данный момент введено в эксплуатацию 30 тыс. кв.м складских помещений класса «А». В дальнейшем планируется возвести второе здание, рассчитанное также на 30 тыс. кв.м. Общий объем инвестиций в проект составляет 1,7 млрд руб.
Отдельно Мошаров отметил, что для реализации данного проекта местным властям пришлось приложить немало усилий, что заняло много времени и чуть не «спугнуло» инвестора. Рисков срыва удалось бы избежать, будь у чиновников больше рычагов, которые и сулит агломерация. Тогда муниципалам помогла заинтересованность врио губернатора Челябинской области Бориса Дубровского. К слову, без участия области, по мнению экспертов, и Челябинская агломерация не стала бы «пилотником» Министерства регионального развития РФ, покровительство которого также досталось и соседней Свердловской области.
Как пояснила корреспонденту «Правды УРФО» генеральный директор «Союза российских городов» Александра Игнатьева, в последнее время на уровне федерации ходило очень много негатива о Челябинской агломерации из-за отсутствия скоординированных действий субъекта и местных властей. Однако, по ее словам, после того, как к делу подключился Дубровский и его заместитель Руслан Гаттаров, члены СРГ, входящие в профильную комиссию Минрегионразвития РФ, помогли заявке Южного Урала одержать победу. Отдельно глава СРГ отметила, что союз продолжит оказывать муниципалам экспертную помощь.
«Безусловно, мы будем активно участвовать в работе тех «пилотников», что мы лоббировали. К примеру, на данный момент мы ведем переговоры с Внешэкономбанком о включении совместных проектов в стратегию развития агломераций. Сейчас нужно развивать «дорожную карту», расписывать ее по месяцам и работать», – заключила госпожа Игнатьева.
Челябинск
Многие аналитики уверены, что сегодняшнее мероприятие подстегнет чиновников скорее включиться в работу по агломерации. К примеру, по мнению челябинского политолога Александра Мельникова, благодаря федеральному покровительству даже серьезные ошибки, которые могут допустить власти в этих процессах, не принесут никаких потерь.
«Я думаю, что это хорошо для местных чиновников, в первую очередь, тем, что это не самостоятельный, так сказать, венчурный проект. Все риски и ответственность за промахи лягут на областную или федеральную власть. Есть определенная степень защиты в том, что это именно «пилотный» проект, реализуемый федеральным центром. Также стоит рассчитывать на помощь специалистов того же Минрегиона. Что касается возможных проблем, стоит выделить отсутствие полного понимания организации агломерационных процессов с точки зрения законодательства. Я думаю, что в первое время будет много шероховатостей», – пояснил Александр Мельников, отметив, что такой важный для имиджа Южного Урала проект обязательно найдет понимание со стороны членов агломерации.
Вместе с тем, как рассказал журналисту издания Станислав Мошаров, хотя Челябинск и не имеет права влиять на окрестные муниципалитеты, есть уверенность, что в ближайшие дни соглашение о создании Челябинской агломерации будет ратифицировано всеми ее участниками. Это, по его словам, позволит учредить дирекцию агломерации уже к концу текущего месяца. Затем будет создан наблюдательный совет, и работа пойдет более динамично, что позволит «наполнить» ближайшие 3 года множеством выгодных инвестпроектов.
«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.