Базовый аэропорт «ЮТэйра» теряет прибыль и пассажиров

Руководство Рощино обвиняет в проблемах тюменские власти

Аэропорт Рощино существенно ухудшил финансовые и производственные показатели. Руководство воздушной гавани винит во всем и авиакомпании, которые стали реже взлетать из воздушных ворот Тюмени, и пассажиров, у которых из-за кризиса не осталось денег на полеты. Причастными к тяжелому финансовому положению назвали и властей области, которые начали ремонтировать пассажирский терминал, а взамен подняли арендную плату. Эксперты прогнозируют дальнейшее ухудшение ситуации, так как во всей стране наблюдается тенденция снижения пассажиропотока. В Рощино уже значительно упало количество отправляемых за границу тюменцев, что постепенно отразится на доходах авиаузла. Между тем о продаже актива пока речи не идет. По мнению источника издания, косвенно аффилированная с Рощино семья миллиардера Зелимхана Муцоева и авиакомпания «ЮТэйр» еще отобьют «дивиденды» после ввода в эксплуатацию в 2016 году нового пассажирского терминала. Арендовать его будет дороже, но куда более выгодно для аэропорта.

ОАО «Аэропорт Рощино» признало ухудшение финансового положения. В ходе годового собрания акционеры решили не распределять чистую прибыль за 2013 год до особого случая. Согласно материалам компании объем прибыли по сравнению с 2012 годом упал сразу в 1,9 раза – до 3,6 млн рублей. При этом выручка АО выросла на 8% – до 1,2 млрд рублей.

«Основным фактором деятельности общества, повлиявшим на финансовый результат, является превышение темпов роста себестоимости над темпами роста доходов», – прокомментировали положение дел в «Рощино». Причиной же сокращения размера чистой прибыли было названо снижение темпа роста доходов по сравнению с расходами. В свою очередь, это произошло из-за падения количества взлетно-посадочных операций (на 480 единиц). Согласно годовому отчету за счет взлета-посадки аэропорт зарабатывает более 20% средств.

За прошлый год аэропорт не только заработал меньше, но и сократил свои инвестиции в капремонт и текущее строительство по отношению к первоначальному бизнес-плану на 18% – до 45 млн рублей.

Директор аэропорта Рощино по производству Сергей Пронин пояснил, что ухудшение дел непосредственно связано с общим падением уровня жизни тюменцев. «Падение началось из-за снижения платежеспособности населения. Кризис у людей, кризис в стране», – обрисовал ситуацию он.

Своим же годовым отчетом терминал предрекает тяжелый 2014 год. «2013 год начался для воздушного транспорта в целом ростом объемов пассажирских и грузовых перевозок и закончился с положительной тенденцией прироста объемов. Однако внешне ситуация на рынке выглядит не вполне благополучно, темпы роста авиаперевозок с января 2014 года замедлились», – говорится в документе.

По словам редактора профильного издания «Авиационное обозрение» Алексея Синицкого, темпы роста пассажироперевозок действительно значительно замедлились. «По прошлому году рост был 15%, по первому полугодию – порядка 8%. В первые месяцы рост был еще на уровне 10%, а в мае, когда, казалось бы, начинается сезон, и темпы роста должны возрастать, – показатель оказался на уровне чуть ли не 4%. Это в первую очередь связано с сокращением объемов по международным перевозкам. Свою лепту внесла курсовая разница и еще ряд причин, в частности, трудности с Египтом, который до наступления политической нестабильности пользовался популярностью у русских туристов», – отметил он.

Ранее «Правда УРФО» уже писала о том, что в первом квартале 2014 года аэропорт Рощино показал снижение объема пассажиропотока. На международных линиях он сократился на 14%, составив 37,9 тыс. человек. На внутренних рейсах количество пассажиров уменьшилось на 9,7% – 226,4 тыс. человек. Алексей Синицкий добавил, что в первую очередь снижение количества пассажиров отразится на авиакомпаниях, которые и без того находятся в тяжелом финансовом положении, но в ближнесрочной перспективе эффект будет заметен и для аэропортов.

Стоит отметить, что в финансовых проблемах представители аэропорта заблаговременно решили обвинить областные власти. Обрисовывая перспективы на 2014 год, АО говорит о том, что им придется «осуществлять производственную деятельность в условиях дефицита финансовых ресурсов, обусловленного ростом цен на энергоресурсы и ростом арендной платы за пользование новыми площадями реконструируемого аэровокзала». Сергей Пронин пояснил, что в настоящее время Рощино арендует аэровокзальный комплекс у компании «Терминал-Рощино». Одним из основных акционеров этого ОАО являются власти Тюменской области, которые, начиная с 2012 года, вкладывают средства в реконструкцию терминального комплекса.

Напомним, до конца 2014 года планируется завершить очередной этап реконструкции Рощино. Ранее подрядчик обязывался закончить проект в текущем году, пообещав сократить сроки на 2 года. Тем не менее, позже и.о. губернатора Тюменской области Владимир Якушев объявил датой окончания реконструкции 2016 год. После реконструкции площадь воздушных ворот Тюмени увеличится с 6 тыс. кв.м до 25. Пропускная способность аэропорта достигнет 800 человек в час. Пока же международный Рощино эксперты называют некомфортным для пассажиров.

В начале 2013 года эксперты провели масштабную проверку аэропортов, в которую попали екатеринбургский Кольцово и тюменский Рощино. В итоге Кольцово получил 4 из 5 звезд за новые просторные терминалы, отсутствие очередей, достаточный набор сопутствующих услуг. Рощино же не смог заслужить и половины звезды.

Стоит также напомнить, что до момента начала ремонта терминала компания «ЮТэйр» и ее «дочки» намеревались купить ОАО «Аэропорт Рощино». Позже Федеральная антимонопольная служба дала добро на покупку 100% акций актива ОАО «Аэропорт Сургут», который также является аффилированным с авиакомпанией. Акционерами аэропорта Рощино в то время в равных долях являлись ООО «Инвестцентрдом», ООО «Валенто», ООО «Финансовый Гарант» и ЗАО «ИК Регион» (принадлежит семье депутата Госдумы РФ, миллиардера Зелимхана Муцоева).

«Есть очень интересный момент. Аэропорт является базовым хотя бы для двух авиакомпаний – «ЮТэйр» и «Ямал». Помните, сколько времени потребовалось для того, чтоб сюда пришли другие перевозчики? Их сюда не пускали. Сургутский аэропорт аффилирован с компанией «ЮТэйр», которая там и базируется. Посмотрите, сколько стоит билет из Тюмени до Краснодара и из Сургута до туда же, и вы все поймете. «ЮТэйр» окупает свои акции за счет такого монопольного положения. Это же самое было бы и здесь», – обрисовал возможные перспективы Рощино после перепродажи акций депутат тюменской областной думы Владимир Сысоев.

Позже тема покупки аэропорта выпала из повестки. По словам источника «Правды УРФО», знакомого с ситуацией, в 2013 году руководство аэропорта Сургут и вовсе отказалось от этой идеи. Примерно в это же время сменился состав акционеров Рощино. Свой пакет акций сохранило лишь «Валенто» (Тюмень), принадлежащее группе физических лиц. Согласно данным компании, тремя другими ее акционерами стали ЗАО «Тренд» (Москва), ООО «ДСК» и ООО «Логос», конечными бенефициарами которых являются физические лица.

Депутат Госдумы Зелимхан Муцоев

Важен тот факт, что в совет директоров от лица акционеров как в 2013 году, так и в 2014 году входят представители семьи Муцоевых и авиакомпании «ЮТэйр». В частности, в совете, состоящем из 7 человек, состоят генеральный директор ООО «РЕГИОН Портфельные инвестиции» Алексей Аболяев, генеральный директор ЗАО «Инвестиционная компания «РЕГИОН» Сергей Судариков и заместитель генерального директора – директор по эксплуатации наземных сооружений и строительству ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» Иван Шевчук. Участие представителей компаний в управленческом органе аэропорта косвенно говорит об аффилированности действующих акционеров с семьей Муцоевых и авиакомпанией «ЮТэйр» (после проведения допэмиссии авиакомпании семья депутата станет владеть более чем двухпроцентным пакетом акций).

Источник «Правды УРФО» пояснил, что пока акционерам не выгодно продавать акции аэропорта Рощино, так как после вложения областных инвестиций в реконструкцию терминального комплекса эксперты ожидают и расширения географии полетов, и увеличения пассажиропотока, что повлечет за собой и рост прибыли тюменского авиапорта.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

1 комментарий к “Базовый аэропорт «ЮТэйра» теряет прибыль и пассажиров”

  1. При верной фактологии оценки в статье весьма спорные. Можно, конечно, опираться в оценке на «экспертные» мнения, подобные «выводам» депутата В.Сысоева, которые свидетельствуют, что он, как минимум, ничего не понимает в деятельности и экономике аэропортов и авиакомпаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни