АСИ встроит губернаторов УрФО в инвестиционный бизнес

Стандарт инвестиционной привлекательности повлияет на будущее глав регионов

Федерация оценит эффективность глав регионов по их умению работать с инвесторами. Владимир Путин дал ясный сигнал, что добиться высоких показателей полезности перед президентом, бесконечно накачивая социалку бюджетными деньгами, уже не получится. Резервы федерального бюджета не безграничны, а уровень эффективности данных затрат для экономик регионов уже недостаточен. В связи с этим, в том числе, «Агентство стратегических инициатив» (АСИ) получило одобрение на региональное внедрение разработанного «Стандарта» инвестиционной привлекательности. Губернаторам придется не только прислушиваться, но и согласовывать свои инвестиционные планы с представителями бизнеса всех уровней и даже населением. Директор по развитию партнерской сети АСИ Александр Пироженко рассказал «Правде УРФО» о том, как инвестпрограммы естественных монополий становятся легализованной коррупцией, какой должна быть эффективная «Корпорация развития», чем она должна выгодно отличаться от действующих в УрФО, как Курганская область пыталась создать иллюзию инвестпривлекательности и в чем разница субъектов УрФО и Ингушетии.

«Правда УРФО»: Господин Пироженко, внедрение Стандарта инвестиционной привлекательности – достаточно новая для УрФО практика. Тем не менее, при полпреде президента действует полноценный Совет, а к процессу привлечены первые лица регионов. Насколько Стандарт актуален на данный момент для России в целом?

Александр Пироженко, директор по развитию партнерской сети АСИ: Около года назад мы сформировали Стандарт инвестиционной привлекательности. Он включает 15 требований к деятельности региональных властей по созданию благоприятных условий для развития бизнеса, 15 лучших практик, которые работают в тех регионах Российской Федерации, в которых региональные администрации добились успеха в привлечении инвестиций в экономику территории.

Стандарт – это схема, инструкция, позволяющая улучшить инвестклимат. Не формальный какой-то документ, а перечень конкретных мер, описанных человеческим языком, которые необходимо предпринять, чтобы регион смог создать инфраструктуру для коммуникации с инвестором. Самый главный принцип, заложенный в Стандарте, – открытость власти и решение вопросов в диалоге с бизнесом.

Сам по себе инвестиционный климат в регионе зависит от десятков разных параметров. Но мы взяли те решения, которые под силу реализовать администрации любого региона, вне зависимости от тех условий, в которых ей приходится работать. Осознание этого пришло не сразу, а только когда мы объехали несколько регионов, собрали мнения представителей Крайнего Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Сибири. Некоторые из территорий нам говорили, что это «особенный регион» и все требования Стандарта там не реализовать. Но когда начинаешь обсуждать, разговаривать, задавать вопросы – почему не получится, что мешает, неужели этот пункт не нужен – то все положения Стандарта оказываются чрезвычайно актуальными абсолютно для всех регионов.

За прошедший год не раз бывали и такие ситуации: губернаторы регионов, которые внедряли Стандарт в «пилотном» режиме, сразу заявляли, что в субъекте все пункты Стандарта внедрены. Начинаем проверять, практически везде повторяется одна и та же ситуация – на бумаге все пункты исполнены, а на практике – или ничего нет, или требования выполнены формально и пользы бизнесу не приносят.

В процессе внедрения Стандарта Агентство взаимодействует со всеми уральскими регионами. Например, Курганская область заявила, что 6 пунктов из 15 внедрено, но наша позиция такова – пока предприниматели не подтвердили исполнение требования Стандарта – считайте, что его нет.

Надо отметить, что ни в прессе, ни среди экспертов убедительных доводов против Стандарта за все это время так и не было озвучено; в целом, практика позитивно оценивается всеми – и властью, и бизнесом.

«Правда УРФО»: В России и в регионах страны постоянно говорится как о привлечении внешнего капитала, так и о сложностях с формированием инвестиционного климата, в котором возможно зарождение жизни. Стандарт, если я правильно понимаю, – набор наиболее подходящих условий, при которых будет обеспечена питательная среда для привлечения инвесторов. Что учитывалось при разработке данных требований?

Александр Пироженко: В 2010 году «Деловая Россия» разработала модельную программу, в которой было более 50 пунктов разной степени важности, необходимости, реализуемости и так далее. В реальности этот документ было очень сложно использовать операционно. И мы совместно с коллегами из «Деловой России» сделали из этого документа вариант, пригодный для реализации. Мы выделили главное, в итоге получились 15 требований, которые и вошли в итоговый вариант Стандарта.

Приведу пару примеров. Один из пунктов – это создание Инвестиционного совета. Его суть в том, что предприниматели могут задать вопросы губернатору, министрам, могут сказать о своих проблемах при реализации проектов. Важно, чтобы в этих советах принимали участие не только представители региональной власти, но и федеральной. На территориях работает много федеральных чиновников: пожарная охрана, санитарный контроль, другие надзорные органы. Если губернатор выбирает для себя приоритет – привлечение инвестиций и улучшение инвестклимата, то он может всех их собрать и заявить: мы работаем на привлечение инвестиций и даем зеленый свет всем предпринимателям. И тогда процесс взаимодействия с территориальным органами федеральных ведомств становится для бизнеса более комфортным. Такие регионы есть.

Например, Калуга – нулевая коррупция при работе с инвестором, открытый диалог с властью. Ни от одного инвестора, в формальном или неформальном общении, я не слышал, чтобы были проблемы с вымогательством денег. Калужская область, Татарстан, Белгородская, Ростовская и Ульяновская области – вот несколько регионов, которые определили для себя фокус на привлечение инвестиций и успешно преодолевают все возникающие проблемы.

Рецепт той же Калужской области, инвестиционная привлекательность которой сегодня является примером, на самом деле, очень прост. В нем 3 составляющих. Первое – замотивированная профессиональная команда. Второе – отсутствие коррупции при взаимодействии с инвесторами. Третье – наличие индустриальных парков, то есть предназначенных для размещения производства территорий, к которым уже подведены все необходимые коммуникации. Дополнительно к этому – целенаправленное продвижение территории, ее инвестиционных возможностей. При разработке Стандарта нас вдохновлял опыт регионов, реализующих последовательно политику максимального благоприятствования инвестору.

Индустриальные парки – это необходимый минимум, они должны быть в наличии в регионах, когда инвестор приходит и просто строит для себя здание для завода, не связываясь с подведением или реконструкцией инфраструктуры и оформлением земли, потому что все эти процессы очень длительные, запутанные, непрозрачные. А в индустриальном парке все уже готово к приему инвестора.

«Правда УРФО»: На каком уровне погружения в ситуацию предполагается участие общественности в разработке и реализации инвестпроектов?

Александр Пироженко: Участие общественности, экспертиза предпринимателями действий власти – это ключевая особенность процесса внедрения Стандарта. Без положительной оценки со стороны предпринимателей ни один пункт Стандарта не может быть признан выполненным. Приведу такой пример: в соответствии с требованием Стандарта, при региональной энергетической комиссии должен быть создан Общественный совет, который в обязательном режиме рассматривает инвестиционные программы естественных монополий: электро- и теплосетевых организаций. Потому что инвестпрограмма – это деньги в тарифе, которые платят все потребители. А их при установлении тарифов у нас не принято спрашивать. РЭК послушает предложения монополиста и установит тариф. Кого послушает, что примет во внимание, как установит, – все это тайна для потребителей. Позиция регулятора здесь очень простая: наша задача тарифы регулировать, а ваша (потребителей) – платить. Нам представляется это в корне неверным. Потребители в лице представителей малого и среднего бизнеса должны иметь возможность не просто посмотреть, исходя из каких параметров РЭК будет тариф устанавливать, но и иметь возможность задать вопросы, сформулировать свои предложения и быть услышанными. Стандарт предполагает, что по итогам обсуждения инвестпрограммы, общественный совет при РЭК дает ей публичную оценку и говорит, какие из объектов целесообразно строить, какие нет, а на строительство каких объектов цены завышены.

Но инвестпрограммы естественных монополий сегодня таковы, что в них никто не может разобраться, кроме регулятора и естественной монополии. Мы неоднократно спрашивали у экспертов и предпринимателей, понятна ли, доступна ли информация, представленная в инвестпрограммах. Как правило, ответ отрицательный. Инвестпрограмма – это безразмерная пачка из таблиц: подстанция такая-то – столько-то миллионов, линия от точки такой-то до такой то, еще что-то – столько-то миллионов. Причем части одного объекта могут быть разнесены по разным строчкам. При этом понять, куда развивается сетевая компания, какие проблемы решает их инвестиционная программа – решительно невозможно. Поэтому мы будем собирать потребителей энергоресурсов, чтобы сформировать предложения о том, как сделать формат инвестпрограмм доступным и понятным для любого человека.

Классический пример. Одна компания строит жилой квартал в Екатеринбурге. И все электрические и тепловые коммуникации возводятся за счет всех остальных потребителей Свердловской области. Иными словами, эти объекты включены в инвестпрограмму соответствующих организаций-монополистов, а значит, будут оплачены из тарифа. Другая компания строит 3 жилых дома, но коммуникации к ним оплачивает за счет платы за присоединение, то есть за свой счет. Почему так? Так решил РЭК. Почему одна компания платит за свой счет, а за другую платят все потребители из тарифа? Может быть надо открыто об этом поговорить, решить, кто и в каких случаях платит сам, а в каких – платят другие. Это не только вопрос справедливости, но и вопрос цены квадратного метра жилья в этих домах.

Такие вопросы должны рассматриваться и решаться публично. Власть должна объяснять, какой логикой руководствуется при принятии того или иного решения. К сожалению, эти вопросы не являются предметом обсуждения в обществе. Стандарт АСИ для регионов фактически понуждает власти это делать. Для начала – по вопросам тарифов.

«Правда УРФО»: Как инвестор сможет выбрать место, где именно он хочет начать работать?

Это еще одно важное требование Стандарта – наличие понятного и доступного плана инфраструктуры в регионе. Какие объекты, когда и где будут размещены, как они будут использоваться. Чтобы предприниматель на карту посмотрел и в доступном виде получил информацию: вот здесь будет дорога, вот здесь запланирована подстанция, вот тут ТЭЦ. Чтобы инвестор мог самостоятельно выбирать подходящие участки для размещения производства.

«Правда УРФО»: Но все-таки инфраструктура в регионах России почти всегда уже настолько окаменела в обслуживании экономики территории, что любая перестройка равноценна перелому позвоночника. И людей готовят исключительно под нее. Кто работать будет в проектах, кроме инвестора?

Александр Пироженко: Безусловно, кадры – это первоочередная необходимость, с ними почти всегда есть сложности. Вроде бы никто не задумывается об этом в начале, были бы предложения, а рабочие найдутся. Но это не так. Инвесторы любых больших проектов приходят на территорию с мыслью: где брать людей. И это происходит по одной простой причине – кадрами территория не обеспечена должным образом. Заметьте, при этом у нас есть развитая система образования, школы, ПТУ, ВУЗы, которые выпускают каких-то специалистов, исходя из своих, исключительно, соображений. Но по факту корпоративный сектор России тратит сегодня на обучение сотрудников – есть такие расчеты – столько же, сколько вся Российская Федерация тратит на подготовку кадров для себя. Бизнесмены вынуждены платить свои деньги, чтобы переучивать людей, подготовленных государственной системой образования. Они всегда будут это делать, но это вопрос масштабов, и сейчас они запредельные.

Крупные компании, такие как ТМК, например, могут себе позволить колледж. «Русал» может построить не один университет для обучения своих сотрудников. Тогда вопрос: зачем мы платим налоги и содержим систему образования, чтобы обучить тех, кто вынужден переучиваться? Такая система губительна и для самого выпускника, потому что нужно где-то переучиваться за свои деньги, либо найти Дерипаску, который оплатит ему переподготовку. Ко всему, такая ситуация приводит к колоссальным потерям времени. Поэтому в Стандарте есть пункт, предполагающий формирование внутренней системы образования в регионе, ориентированной на нужды инвесторов. Эта система должна быть тесно связана с прогнозированием потребностей инвесторов, с инвестиционной стратегией и приоритетами региона.

«Правда УРФО»: Что должны сделать власти непосредственно для того, чтобы инвестор пришел в регион в хорошем настроении?

Александр Пироженко: Инвестору необходимо наличие внятной инвестиционной стратегии в регионе – кого власти собираются поддерживать, кому помощь оказывать, какие стратегические задачи перед собой ставят. Все это нужно декларировать предельно четко – куда регион двигается, какие отрасли в приоритете, какие индустриальные парки созданы или планируются, как система образования будет складываться.

Мы приходим к инвестору и говорим: вот у нас такой регион. Мы определили приоритет: трубы и пирожки будем печь. Вот у нас есть колледж по пирожкопечению, у вас будут специалисты, качество будет хорошее. Будет согласован профиль компетенции, чтобы инвестор понимал: не просто хлебопекари выходят, а именно те, которые ему нужны и умеющие то, что ему надо.

В Екатеринбурге я встречался с ректором экономического вуза, обсуждали эту проблему. Проблема была озвучена следующая: вот диплом его вуза, а вот диплом филиала отделения вуза с вечерним обучением. Одинаковые дипломы – и там, и там экономист. Но для предпринимателя необходимо сориентироваться, в каком случае – качественный специалист, а в каком – профанация. А дипломы-то одинаковые. Наша обязанность – дать инвестору максимум информации.

«Правда УРФО»: На заседании Совета по инвестиционной политике при полпреде президента в УрФО присутствовали первые лица субъектов округа. Развитие инвестиционного потенциала регионов можно считать приоритетом для губернаторов?

Александр Пироженко: Важно было от полпреда получить обратную связь, что ситуация с внедрением Стандарта находится под личным контролем президентской вертикали. Мы начали внедрение Стандарта в прошлом году. В «пилотном» режиме тестировали его в 6 регионах, потом еще 5 присоединилось. Мы сказали регионам: если вы хотите, мы вам поможем внедрить Стандарт. Начали с сильных регионов, с той же Калуги. Мы формируем экспертную группу из числа местных предпринимателей, задача местных властей – подготовить дорожную карту с пошаговым планом исполнения пунктов Стандарта, определить, какие действия необходимы для полноценного внедрения, и приступить к внедрению.

В каждом регионе мы собираем экспертную группу, которая достаточно независима от власти и оценивает ее действия по внедрению Стандарта. Есть такая группа и в Екатеринбурге. Поначалу предприниматели не слишком заинтересовались участием. Но мы объяснили бизнесу – у вас есть реальная возможность повлиять на власть по системным вопросам, и мы без вашего акцепта ничего принимать не будем. Если вы участвуете в процессе, а все документы уже подписаны губернатором, и если вы считаете, что «Корпорация развития» не соответствует стандартам и не занимается вопросами, прописанными в Стандарте, – не принимайте такую модель, пока власти не сделают то, что должны, и что вы от нее ожидаете. И пошли процессы со скандалами, конфликтами и давлением. Были ситуации, когда мы после анализа отправляли проекты и говорили, что это работать не будет, – и еще раз собирались, искали решение, компромисс.

В конце прошлого года состоялось заседание Государственного совета, где президент Путин озвучил мнение, что Стандарт – это успешный проект, и предложил внедрить его во всех регионах. Ранее вышел Указ президента об оценке эффективности губернаторов. Там 9 направлений, и одно из них – выполнение требований Стандарта. Сейчас это перестало быть проектом общественной организации, какой является АСИ, теперь это требование государства. И модель внедрения, принцип, по которому предприниматели оценивают качество внедрения, сохранилась, мы этот механизм отстояли. И только после того, как предприниматели высказали свое мнение, Минрегион и АСИ дают свою оценку выполнения Стандарта. По итогам раз в год будет осуществляться проверка. В этом году еще опроса предпринимателей, наверное, не будет. Но со следующего года мы его запустим, таким образом, будут выясняться слабые места. На основе этой оценки будет формироваться рейтинг губернатора. Было важно, чтобы полпред дал ясный сигнал – «я вас контролирую, вы обязаны это сделать, это поручение президента. И это самая главная задача, которая должна быть вами решена».

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни