«Альфа-Банк» подал иск о взыскании более 6 миллиардов рублей и 39,7 миллиона долларов с ОАО «НПК «Уралвагонзавод», ООО «ЧТЗ-Уралтрак» и ООО «Технопарк «Тракторозаводский». Заявление поступило в московский арбитраж 14 апреля. Предварительные слушания по делу назначены на 27 мая. Заявитель требует обратить взыскания на заложенное имущество ответчиков.
В пресс-службе банка заявили, что «в ближайшее время они не готовы комментировать судебный процесс с «Уралвагонзаводом» и его «дочками». Однако позже в федеральных СМИ появилась информация, что финансовое учреждение готово пойти на переговоры. Заместитель генерального директора УВЗ Алексей Жарич рассказал «Правде УРФО», что данный иск связан с просроченными кредитами «Челябинского тракторного завода».
«ЧТЗ допустил просрочку по платежам, поэтому «Альфа-Банк» предъявил иск по всему кредиту. «Уралвагонзавод» в данном случае выступал поручителем. Ситуация связана с положением дел на ЧТЗ. Мы с банком еще с лета прошлого года находимся в переговорах, но пока договориться не можем, к сожалению», – заявил Алексей Жарич.
Заместитель генерального директора УВЗ Алексей Жарич
Представитель УВЗ напомнил, что «ЧТЗ-Уралтрак» попросил у федеральных властей выделить предприятию 15 миллиардов рублей госгарантий для того, чтобы реструктуризировать задолженность, пополнить оборотные средства и реализовать антикризисную программу.
Как сообщала ранее «Правда УРФО», руководство НПК «Уралвагонзавод» обратилось в правительство РФ с просьбой предоставления госгарантий для выведения предприятия из кризисного состояния и реализации ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ до 2020 года». На запрос издания в Минрегионразвития РФ сообщили, что средства на госгарантии для ООО «ЧТЗ-Уралтрак» в бюджете на 2015-2017 годы заложены. Позже выяснилось, что существует препятствие, которое не позволяет выделить обещанные госгарантии. А именно долг завода перед Пенсионным фондом России.
Тогда директор ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Виктор Воропаев попросил губернатора Челябинской области Бориса Дубровского оказать поддержку в получении средств. В итоге глава региона поручил подчиненным проработать вопрос и упомянул о возможности предоставления ЧТЗ региональных госгарантий, которые позволят предприятию взять кредит, покрыть долг перед ПФР и все же вступить в программу. «Нам надо вас «тащить», потому что «пожар» у вас горит долго, и сейчас самое время выкарабкаться из этой ситуации», – отметил губернатор.
Лидер профсоюзной организации тракторного завода Олег Косых рассказал «Правде УРФО», что в настоящее время предприятие планомерно гасит долг перед Пенсионным фондом. «Долг постепенно тает. Осталось примерно 60 миллионов рублей. Первоначально был где-то 121 миллион. По зарплате тоже постепенно рассчитываемся. Все поступающие средства идут на покрытие задолженности. С некоторыми сотрудниками уже рассчитались полностью. На сегодня остается где-то 50 миллионов рублей невыплаченной зарплаты», – подчеркнул профсоюзник.
Олег Косых также добавил, что на предприятии идет вялотекущий процесс сборки тракторов. А для того чтобы завод заработал в новую силу, нужны госгарантии, за счет которых, в том числе, будут пополнены оборотные средства, необходимые для закупки деталей и комплектующих.
«Дело в том, что нынешняя ситуация, связанная с девальвацией рубля, с реализацией программы импортозамещения и принятием правительством решения о поддержке отечественных производителей, дает большой шанс для восстановления позиций ЧТЗ. В настоящее время у нас в разы увеличилось количество заказов на гражданскую технику. Наша техника стала более конкурентоспособной, чем китайская, которая в свое время вытеснила нас с рынка», – рассказал Алексей Жарич.
Эксперты заявляют, что при текущем положении экономики у предприятия действительно существуют неплохие перспективы для развития. Независимый эксперт Григорий Вахитов считает, что в пользу «ЧТЗ-Уралтрака» сыграло как раз ослабление курса рубля. Зарубежная техника, которая продается в долларах, подорожала для российских компаний как минимум в полтора раза, а цены на российские бульдозеры и тракторы изменились незначительно. «Трактора сейчас, в условиях курсовой разницы, возможно, будут пользоваться большим спросом на фоне резкого роста курса доллара. Отсюда и возможен больший интерес к российской технике – себестоимость осталась рублевая. Однако в дальнейшем она может подрасти, поскольку металлурги поднимают цены на свою продукцию. Но в заводской цене это будет играть не основополагающую роль», – подчеркивал господин Вахитов.
Алексей Жарич также рассказал, что предприятие приняло решение отказаться от запланированного сокращения 5 тысяч работников завода. «Мы отозвали увольнение, потому что понимаем, что загрузка в этом году будет хорошей. Если мы получим госгарантии, мы сможем и кредиты реструктурировать, и пополнить оборотные средства, и переехать в более компактные площади, то есть реализовать антикризисную программу, но при этом сохранить рабочие места», – подытожил представитель «Уралвагонзавода».
Напомним, банковские эксперты указывают на агрессивную политику частного «Альфа-Банка» по выбиванию долгов из своих клиентов. В настоящее время арбитражные суды разных регионов рассматривают целую череду исков «Альфа-Банка» о взыскании долгов и банкротстве уральской авиакомпании «ЮТэйр». Общая сумма исковых требований банка к «ЮТэйру» только в арбитраже Москвы составляет 58 млн долларов и 22 млн рублей. Суд также взыскал с авиакомпании по пяти искам «Альфа-Банка» около 50 млн долларов.
«Правда УРФО» будет следить за дальнейшим развитием событий.
Справочно:
«Челябинский тракторный завод – Уралтрак» – промышленное объединение по производству колесной и гусеничной дорожно-строительной техники (бульдозеров, трубоукладчиков, фронтальных погрузчиков и мини-тракторов) для нефтегазовой, горнорудной, строительной и лесной промышленности. Кроме того, на предприятии существует сегмент специальной техники для нужд Минобороны, в частности, в Челябинске производят двигатели для бронетанковой техники. «ЧТЗ-Уралтрак» был создан на площадке обанкротившегося «Челябинского тракторного завода». В настоящее время компания входит в ОАО «НПК «Уралвагонзавод». Миноритарным пакетом акций (чуть более 16%) владеет Челябинская область.