«Альфа-Банк» ввязался в банкротство «ЮТэйра»

Перевозчик заявил о сокращении авиапарка и прибыльных маршрутов

Критическое финансовое состояние ОАО «ЮТэйр» вынудило авиакомпанию избавиться от 40% самолетов. Причем с молотка могут быть пущены даже новые лайнеры Airbus, купленные в течение последних двух лет. Однако эксперты сомневаются, что такие радикальные действия принесут экономический эффект, поскольку компании придется заплатить неустойку за разорванные контракты как с производителями техники, так и с лизингодателями. Параллельно наблюдательный совет перевозчика готовится к внеочередному собранию акционеров, на котором может быть принято решение о конвертации долгов перед Сбербанком в акции. Но произойдет это лишь после согласования с другими кредиторами «ЮТэйра». В то же время «Альфа-Банк» начал полномасштабное взыскание долгов с авиакомпании. Кредитная организация выкупила обязательства перевозчика перед пермской лизинговой компанией, подавшей в суд иск о банкротстве «ЮТэйра».

Наблюдательный совет авиакомпании «ЮТэйр» в срочном порядке начал подготовку внеочередного собрания акционеров, которому предстоит утвердить способ реструктуризации долгов и внести поправки в устав общества. Решение о созыве владельцев авиакомпании принималось в большой спешке, так как наблюдательным советом не была даже утверждена повестка собрания, а лишь намечена дата – 3 марта с припиской: «другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», определить не позднее 26 января 2015 года».

Связана такая спешка, по мнению экспертов, с намерением Сбербанка стать акционером перевозчика. Напомним, в настоящее время обсуждается ряд вариантов спасения авиакомпании от банкротства. В конце прошлого года на совещании у вице-премьера Игоря Шувалова рассматривался вопрос о вхождении Сбербанка в акционерный капитал перевозчика за счет конвертации части долга в ценные бумаги. Однако это станет возможным только после одобрения остальных кредиторов.

Параллельно «ЮТэйр» представила презентацию комплексной программы по реструктуризации своих долгов и кредитных обязательств дочернего общества «ЮТэйр-Финанс», которое, напомним, объявило дефолт по целому ряду облигационных займов. «Компания принимает на себя ответственность за информацию, которая содержится в презентации», – говорится на сайте в подтверждение достоверности заявленного. В этой части перевозчик вынужден был признаться, что не только задолжал своим лизингодателям, но и перестал платить по другим статьям расходов. По данным на 16 декабря 2014 года, общая кредиторская задолженность составила 13 млрд рублей. Из них 5 млрд рублей пришлось на лизинговые платежи, более 2 млрд рублей – за аэропортовое обслуживание, еще по 1 млрд рублей компания задолжала персоналу и за техобслуживание. При этом объем финансового долга компании превышает 167 млрд рублей; из этой суммы не выплачено по лизинговым платежам 85 млрд рублей.

Один из основных пунктов, за счет которых «ЮТэйр» рассчитывает урезать расходы, – это сокращение самолетного парка. Перевозчик до конца прошлого года оперировал 117 судами. Уже в 2015 году он намерен довести объем парка до 71 лайнера (сокращение почти на 40%). В общей сложности экономия на лизинговых платежах может составить 6,9 млрд рублей в текущем году. До 2020 года сумма должна вырасти до 39 млрд рублей. В частности, компания полностью откажется от 15 самолетов фирмы Bombardier, 11 дальномагистральных B757-200 и других модификаций Boeing. В то же время недоумение экспертов вызывает полный отказ от самолетов Airbus 321-200. Напомним, в 2012 году «ЮТэйр» заключил контракт с концерном, который до конца 2015 года должен был поставить уральскому авиаперевозчику 20 самолетов А-321. По заверениям гендиректора Андрея Мартиросова, на конец 2014 года европейцами было отгружено 12 судов. Таким образом, компания решила полностью отказаться от 8 оставшихся лайнеров, расторгнув контракт. Однако ранее господин Мартиросов утверждал, что отказываться от Airbus перевозчик не будет, а лишь перенесет поставки на 2016-2017 годы.

Генеральный директор «ЮТэйра» Андрей Мартиросов

Между тем, отраслевые эксперты предполагают, что и 12 новых самолетов вскоре могут быть проданы компанией для пополнения оборотных средств и погашения части долгов. При этом наверняка придется заплатить неустойку за разрыв контракта.

«Если были заключены твердые контракты, они, во-первых, предусматривали некий аванс, который компания уже заплатила, а во-вторых, начисление штрафов, если компания отказывается от приобретения самолетов либо переносит поставки на более поздний срок. Если эти контракты уже начали исполнять, значит, они твердые. Штрафы в каждом конкретном случае оговариваются отдельно, поэтому называть их величину будет некорректно. Однако убытки из-за этого компания определенно понесет», – заявлял старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.

Напомним, что в конце прошлого года в отношении авиаперевозчика был подан иск о банкротстве. Пермская компания «Авиализинг» пыталась взыскать с «ЮТэйра» более 3,5 млн рублей долгов по лизинговым платежам. В преддверии нового года к этому делу подключилась еще одна авиакомпания – ЗАО «Роял Флайт» (ранее «Абакан-авиа»), однако сумма требований пока не раскрывается.

Впрочем, источник издания, знакомый с ходом судебного процесса, заявил, что появление второго истца, предположительно, может быть связано с желанием самой авиакомпании «ЮТэйр» сделать возможный процесс банкротства управляемым, «учитывая вероятную близость «Роял Флайт» к руководству и собственникам «ЮТэйра».

«Компания нацелена на перехват назначения арбитражного управляющего на этапе внешнего управления. «ЮТэйр» решил ввести в игру своих верных людей, что позволит организовать управляемое банкротство», – считает источник «Правды УРФО». Отметим, по официальным данным, аффилированность этих структур не подтверждается.

Получить оперативный комментарий «Роял Флайт» на момент публикации не удалось. Представители же первого истца сообщили, что не знакомы с сутью претензий абаканской авиакомпании, но при этом и не опасаются попыток запуска управляемого банкротства со стороны «ЮТэйра».

«Теперь «ЮТэйру» придется разбираться с другой компанией. Мы переуступили их долг, поэтому на суд придет другой кредитор – «Альфа-Банк». В этой ситуации любые схемы по раздуванию долга и тому подобного обречены на крах, потому что у «Альфа-Банка» большой опыт ведения таких дел», – обрисовал ситуацию председатель совета директоров «Авиализинга» Виктор Новиков.

Уточним, в последнее время «Альфа-Банк» обозначил более жесткую политику в отношении бывших партнеров на авиарынке. Так, накануне была остановлена бонусная программа с находящимися в сложном финансовом положении «Уральскими авиалиниями».

По словам представителя лизинговой компании, «ЮТэйр» уже давно упустил тот момент, когда можно было спастись от финансового краха. «Они давно находятся за гранью рентабельности. Комплекс мероприятий по их спасению направлен на нормализацию ситуации, но делать это нужно было гораздо раньше. Мое личное мнение, что все принятые меры не позволят компании решить проблему», – подытожил господин Новиков.

Положение дел в компании, по мнению участников рынка, действительно выглядит все плачевнее. «Альфа-Банк» подал в суд Москвы 10 исков о взыскании долгов с перевозчика и его «дочки» – «ЮТэйр-Лизинг». Речь идет более чем о десятке миллионов долларов. Суд поддержал банк в вопросе наложения ареста на имущество должника, но позже федеральные власти убедили «Альфа-Банк» приостановить требования об аресте воздушных судов «ЮТэйра» до конца новогодних праздников. В то же время авиакомпания начала отказываться от наиболее прибыльных маршрутов. В частности, от прямых перелетов из Екатеринбурга в Москву как минимум на 3 месяца.

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.

Справочно:

ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» по итогам 2013 года получила 73,7 млрд рублей выручки от продаж. Основными авиахабами перевозчика являются аэропорты Внуково (Москва), Рощино (Тюмень) и аэропорт Сургута. ОАО «Сургутнефтегаз» контролирует НПФ «Сургутнефтегаз», которому принадлежит 60,67% уставного капитала «ЮТэйра».

Авиакомпания называет себя одним из лидеров России по объемам перевозки пассажиров. По итогам 10 месяцев 2014 года с долей рынка в 11,6% она занимала четвертое место после «Трансаэро», «Аэрофлота» и S7.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни