«Сургутнефтегаз» научно помог «ТНК-ВР» не тратить деньги на экологию в Югре

«Танкисты» повторно предложили правительству ХМАО отстать от них с природоохранными претензиями до 2019 года

«Сургутнефтегаз» и «ТНК-ВР» нашли, как обойти жесткую позицию властей ХМАО-Югры по срокам окончания рекультивации земель. Компании намерены переложить свои обязанности по восстановлению экоресурсов на саму природу. Нефтяники ТНК не только открыто и официально заявляют, что не смогут к 2016 году закончить все «зеленые» мероприятия, но и подкрепляют свою якобы безвыходную ситуацию мнениями ученых. В результате представителей властей ХМАО-Югры поставили перед парадоксальным фактом: своими природоохранными мероприятиями нефтяные компании, как это ни странно, только мешают природе возродиться самостоятельно и только наносят дополнительный урон, к тому, что накопился за несколько десятилетий.

«Сургутнефтегаз» и «ТНК-ВР» нашли, как обойти жесткую позицию властей ХМАО-Югры по срокам окончания рекультивации земель. Компании намерены переложить свои обязанности по восстановлению экоресурсов на саму природу. Нефтяники ТНК не только открыто и официально заявляют, что не смогут к 2016 году закончить все «зеленые» мероприятия, но и подкрепляют свою якобы безвыходную ситуацию мнениями ученых. В результате представителей властей ХМАО-Югры поставили перед парадоксальным фактом: своими природоохранными мероприятиями нефтяные компании, как это ни странно, только мешают природе возродиться самостоятельно и только наносят дополнительный урон, к тому, что накопился за несколько десятилетий.

Экологи, нефтяники и представители высшего руководства власти ХМАО-Югры встретились в Сургуте на отраслевой конференции в рамках ежегодной выставки «Сургут. Нефть и газ». Тема традиционно долгоиграющая — проблемы утилизации нефтяного попутного газа и рекультивации нефтезагрязненных земель. Самая актуальная также привычно вторая часть, вызвала весьма занятную дискуссию между нефтяниками (главными докладчиками были «Сургутнефтегаз» и «Лукойл») и контролирующими органами.

Напомним, днем ранее, как рассказывала «Правда УРФО», в Ханты-Мансийске «на ковер» были вызваны представители трех нефтяных компаний, деятельность которых наносит наибольший вред окружающей среде региона: «ТНК-BP Менеджмент», «Томскнефть» и «РН-Юганскнефтегаз». На трубопроводах «Юганскнефтегаза» в 2011 году произошло 2130 аварий,  «ТНК-BP Менеджмент» — 783 аварии, «Томскнефти» — 589 аварий. Цифры вполне сопоставимы с объемом добычи:  «Юганскнефтегаз» добывает более 25% нефти, «ТНК-BP Менеджмент» — около 15%, а «Томскнефть» – в пределах 1%.

Показательно, что к главной нефтедобывающей «дочке» Роснефти – «РН-Юганскнефтегазу», несмотря на не самое выгодное лидерство, претензий не возникло ни на одном из правительственных совещаний. По крайней мере, как комментируют в кабмине Югры, компания заявляет не о трудностях, а о решениях проблемы. «РН-Юганскнефтегаз» к 2016 году планирует снизить количество аварий на трубопроводах на 39%. А «Экологическая программа» предусматривает переработку к концу 2015 года всего накопленного исторического наследия.

«ТНК-ВР», в свою очередь, рискнуло поставить руководство  региона перед фактом: и до 2016 года завершение рекультивации на территориях присутствия компании невозможно. Правительство Югры требует от нефтяников закончить «генеральную уборку» земель максимум через 4 года. 

Представитель «ТНК-BP Менеджмент» Георгий Маенов повторно назвал эти сроки нереальными — к указанной дате компания в состоянии полностью ликвидировать только шламовые амбары, всю программу рекультивации тюменские нефтяники смогут выполнить лишь к 2019 году. «Правда УРФО» подробно уже транслировала позицию «танкистов. Чтобы рекультивировать такой объем загрязненных земель, необходимы новые технологии и большие силы и средства, жаловался представитель нефтяной компании. По данным аэрофотосъемки, на начало 2012 года общая площадь «грязных земель» ТНК-ВР на территории Югры составляет 2337 га. Наиболее загрязненные (около 70%) площади находятся на участках «Самотлорнефтегаза», в «передовиках» также ТНК «Нижневартовск», «Нягань» и «Варьеганнефтегаз».

Геннадий Бухтин в ответ заявил, что такие сроки исполнения природоохранных мероприятий правительство округа не устраивают, а на конференции в Сургуте после краткого доклада о положении дел – отдельно об этом напомнил. Ответа представителя нефтяной компании на реплику главного эколога региона не последовало, но полемика все же произошла. Причем «инициатива» прилетела, откуда не ждали – от замначальника управления экологической безопасности и природопользования ОАО «Сургутнефтегаз» Андрея Драндусова, который вовремя воспользовался ситуацией. Он должен был рассказать, как доблестно сургутские нефтяники решают проблемы рекультивации загрязненных земель, прежде всего – на старых месторождениях (технологически и экономически это гораздо более сложный процесс, — прим. авт.).

С поставленной задачей эколог сургутских нефтяников справился хорошо – компания действительно не жалеет средств на природоохранные мероприятия, в том числе и на территориях уже малорентабельных месторождений, к примеру – Западно-Сургутском, разработка которого началась примерно полвека назад. Около четырех десятков лет проблемами безопасности его эксплуатации не озадачивались ни власть, ни нефтяная компания – объемы нефтедобычи были гораздо приоритетнее экологических. Сейчас ситуация изменилась, и нефтяникам приходится убирать не только за собой, но и за своими предшественниками. Приходится закупать (иногда – заказывать разработку) самые современные технологические и биологические технологии. Между тем, рекультивация некоторых участков возможна только вручную – территория заросла, добраться до загрязненной нефтью канавы, не повреждая «молодую» — в руку толщиной – растительность специализированной технике просто невозможно.

«А тут возникает конфликт интересов. Уже с федералами, которые присутствуют фактически на каждом таком мероприятии. За каждое уничтоженное или поврежденное нами растение компанию ждут карательные санкции», — заявил Андрей Драндусов.

И здесь представитель ОАО «Сургутнефтегаз», подошел к самому главному. По его мнению, такие участки логичнее не трогать совсем – процесс рекультивации запущен самой природой. У этой позиции есть научное обоснование: на техногенных насыпях и шламовых амбарах, рекультивированных без засыпки грунтом по технологии лесной рекультивации, специально разработанной академиками для компании, наблюдается хороший ход лесообразовательного процесса. Проще говоря, леса на нефти растут быстрее, чем на болотах.

Вывод-предложение Драндусова с мест поддержали не только коллеги-нефтяники, но и представители ученого сообществ, позицию которых заявила Ольга Корнилова, директор филиала Федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по УФО».

«На самом деле к вопросам рекультивации нужно подходить очень творчески. Когда мы проводим исследования загрязнений старых месторождений, получаются данные, что концентрация очень высока, но при этом почва малотоксична. Проводить корреляцию между суммарной концентрацией нефтепродуктов и токсичностью просто неправильно. К рекультивации шламовых амбаров это тоже относится – процент содержания нефтепродуктов в старых амбарах высокий, но класс токсичности – не выше четвертого… Самое страшное воздействие на окружающую среду – я имею в виду экологов – происходит при перемещении отходов. Поэтому, я считаю, нужно тщательнее просчитывать реальный урон, что больше вреда принесет окружающей среде – оставшееся зарастающее нефтяное пятно, которому просто надо помочь, либо выемка, транспортировка и переработка загрязненной субстанции», — рассказала госпожа Корнилова.

Главный эколог «Сургутнефтегаза» Любовь Малышкина и главный научный сотрудник Института леса им. В.Н. Сукачева СО Российской академии наук, доктор биологических наук Владимир Седых (автор исследований лесообразовательного процесса на загрязненных нефтепродуктами землях)

Но представители власти и контролирующих органов с этой позицией предсказуемо не согласились. Оказалось, что они тоже в курсе, как происходит регенерация природных ресурсов.

«Вы (нефтяные компании – прим. ред.) приняли на себя обязательства сделать так, чтобы предельная концентрация нефтепродукта составляла 40 мг на килограмм земли. Это научные выкладки, сделанные на основе работы «Сургутнефтегаза», «ЛУКойла» и других нефтяных компаний, работающих на территории региона. Это не идеал, а предельно допустимая норма, на основании которой природа начинает сама восстанавливаться. У нас же сегодня 500-600 мг на килограмм. Так что будьте любезны соответствовать нормативам, под которыми все подписались», — резюмировал дискуссию начальник управления судебного департамента по ХМАО-Югре Сергей Сухинин.

Нефтяники промолчали. Комментарии замгубернатора Бухтина к этому заявлению уже не потребовались.

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий. 

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

1 комментарий к “«Сургутнефтегаз» научно помог «ТНК-ВР» не тратить деньги на экологию в Югре”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни