Уральские машиностроители объявили бойкот Голиковой

Требования профсоюзов и экс-главы Минздравсоцразвития они считают абсурдными и не обязательными к исполнению

Свердловские машиностроители отказались поднимать зарплату рабочим вопреки соглашениям с профсоюзами. Трудящимся уже было обещано трехкратное повышение зарплат. Руководители заводов пересмотрели свою позицию и заявляют об отсутствии возможностей для такой поддержки персонала. В качестве форс-мажора приводят предчувствие второй волны финансово-экономического кризиса. Профсоюзы готовят обращения в прокуратуру и грозят массовыми исками в суды. Для работодателей это может закончиться дисквалификации ряда директоров крупных предприятий.

Последнее предупреждение топ-менеджерам вынес накануне на годовом собрании Союза машиностроителей Свердловской области его председатель Алексей Молотков.

«Мы договорились с профсоюзами к июлю 2012 года увеличить заработную плату втрое по сравнению с прожиточным минимумом. Не все предприятия могут это сделать. Вместе с лидерами профсоюзов мы договаривались, как выходить из этой ситуации, но не все отреагировали – подали заявки об отказе от заключения соглашения. Думали, что пронесет. В этот раз может не пронести», — сказал Алексей Молотков.

Господин Молотков предупреждает о второй волне финансово-экономического кризиса. Да, объемы производства предприятий растут, но стремительными темпами увеличиваются дебиторская и кредиторская задолженности. Причем объем «кредиторки» машиностроителей в Свердловской области за минувший год вырос вдвое. Увеличение зарплат в созданной экономической обстановке под силу далеко не всем компаниям.

Однако еще в начале 2011 года между Профсоюзом машиностроителей России, Союзом машиностроителей РФ  было заключено соглашения, предусматривающее новые условия оплаты труда. В частности, в коллективных договорах предприятий с профсоюзами предусматривалась «установление доли постоянной части в заработной плате не менее 60%», соотношение «в уровнях оплаты труда 10% работников с наиболее низкой заработной платой и 10% с самой высокой заработной платой не более чем 1:6». Также федеральный документ предполагал «повышение среднего уровня заработной платы до 1 июля 2012 года до уровня не менее 3-х прожиточных минимумов трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации». На свердловских предприятиях, таким образом, зарплата должна составлять не менее 21 288  рублей. До недавнего времени эти условия руководители уральских предприятий игнорировали.

«В прошлом году директорам предприятий удавалось в случае претензий госорганов сослаться на соглашение региональных правительства, профсоюза машиностроителей и Союза машиностроителей Свердловской области (хотя отношения к федеральному отраслевому союзу он не имеет – прим. ред.). Этот документ не содержит конкретных формулировок повышения оплаты труда», — пояснил «Правде УРФО» директор Союза машиностроителей Свердловской области Андрей Бухмастов.

В 2012 году ситуация усугубилась. Областной профсоюз машиностроителей решил привести региональное соглашение в соответствие с федеральным. Как рассказал «Правде УРФО» председатель областного профсоюза Юрий Большедворов, в настоящее время создана комиссия для разработки проекта нового документа. Работу она планирует завершить к осени. Профсоюзы настаивают на включении в него требований к оплате труда из федерального соглашения. Таким образом, машиностроителям придется заново разрабатывать систему начисления зарплат.

«Отказаться от соглашения сейчас уже нельзя. Сроки и условия отказа еще в прошлом году министр соцразвития Голикова описала в письме работодателям машиностроительного комплекса», — отмечает Андрей Бухмастов.

Формулировка письма экс-министра Татьяны Голиковой по сей день заставляет ломать голову как юристов, так и руководителей предприятий: «Обращаю внимание, что если в тече­ние 30 календарных дней со дня офици­ального опубликования данного пред­ложения в Минздравсоцразвития Рос­сии работодателями, не участвовавши­ми в заключение соглашения, не будет представлен в установленном статьей 48 (ч. 8) Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет счи­таться распространенным на этих рабо­тодателей».

«Получается, даже если предприятие не является членом федерального союза машиностроителей, соглашение обязано выполнять. От него возможно отказаться после предоставления в специально созданную федеральную комиссию письма с указанием причин несоблюдения соглашения предприятием и собственным планом выполнения повышения зарплаты и других условий. Но эти письма предоставили единицы свердловских предприятий», — объясняет «Правде УРФО» Андрей Бухмастов.

По его оценке, порядка 45% из 60 компаний, входящих в областной союз машиностроителей, не соблюдают требования соглашения. Зарплаты в некоторых из них едва доходят до 10-15 тысяч рублей. Для директоров не очевидны предпосылки для повышения оплаты труда и, тем более, для соблюдения федерального соглашения. 

«Мы — частное предприятие, ни в какие союзы не вступали. Почему должны соблюдать соглашение? Чтобы повысить зарплату не вижу никаких экономических предпосылок. Со стороны государства, отраслевых союзов нам помощи нет. Потребление продукции пущено на самотек. В отличие от наших конкурентов из Китая, мы тратим больше средств на отопление. Тарифы на энергоресурсы постоянно растут. Так за счет чего повышать зарплату?», — задается в разговоре с корреспондентом «Правды УРФО» риторическим вопросом коммерческий директор Невьянского машиностроительного завода Евгений Кудрявцев.

В Союзе машиностроителей Свердловской области пытаются подтолкнуть  директоров предприятий все же направить письма с примерными сроками увеличения оплаты труда. Пока безрезультатно.

«Колдоговор предприятия должен соответствовать соглашению. Если этого нет, на предприятие может прийти прокуратура с проверкой. Первый-второй раз дело обойдется штрафом, на третий возможна дисквалификация руководителя. Случае дисквалификации на моей памяти были, но за нарушение других требований. С другой стороны, чтобы соблюсти соглашения предприятия вынуждены будут отказаться от социальной нагрузки», — рисует мрачную перспективу  Андрей Бухмастов.

В свердловском обкоме профсоюза машиностроителей с его точкой зрения соглашаются.  Пока другого варианта решения проблемы предложить не могут. В тоже время представители профсоюзов и объединений машиностроителей начинают обвинять друг друга в создании и лоббировании соглашения. Существующий конфликт стороны пытаются не выставлять напоказ, но чем ближе день икс – 1 июля, тем очевиднее становится, что в стенах кабинетов он не останется и, скорее всего, привлечет внимание прокуратуры.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни