Закон, призванный практически полностью дистанцировать частных инвесторов от сферы ЖКХ, разработан министерством экономического развития РФ. Как следует из проекта федерального закона «О мерах по развитию государственно-частного партнерства в субъектах РФ» (копия документа находится в распоряжении «Правды УРФО»), исключены из числа объектов, по которым могут заключаться договоры ГЧП, объекты системы коммунального хозяйства, энергоснабжения, обороны и безопасности.
В министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области распространяться, по сути дела, об исключении сферы ЖКХ из ГЧП не стали.
«В министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области данный законопроект не поступал. Вместе с тем в размещенном на сайте Минэкономразвития законопроекте сфера ЖКХ из списка ГЧП не исключена (ст. 6 п.2). Поэтому давать какие-либо комментарии на эту тему считаем преждевременным. По информации Минэкономразвития, сегодня ведется подготовка изменений в некоторые законы (о концессии, о теплоснабжении, о водоснабжении и др.), которые на специализированной нормативной базе вполне могут дать возможность для построения ГЧП», – пояснил замминистра Андрей Кислицын.
Отраслевые аналитики же отмечают, что возможные ограничения потенциально могут коснуться проектов, реализуемых в УрФО на сумму в десятки миллиардов рублей. По данным федерального портала «Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России» в УрФО реализуется семь проектов в сфере ЖКХ на основе ГЧП. Их общая стоимость составляет более 18 миллиардов рублей.
«Законопроект задает общее направление развития нормотворчества в сфере ГЧП, то есть он даже не рамочный, а направляющий, такой закон-градиент. ГЧП – относительно новое явление в правовом поле, поэтому исключение ЖКХ из объектов соглашения о ГЧП можно считать проявлением осторожности законодателя. При этом нужно понимать, что и без закона о ГЧП федеральное законодательство уже предусматривает две схемы для инвестирования в ЖКХ: аренду или концессию», – пояснил для «Правды УРФО» председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев.
Заместитель директора направления «Городское хозяйство» Института экономики города (Москва) Владилен Прокофьев полагает, что законопроект в таком виде принят не будет.
«Потому что слишком поверхностно вопросы ГЧП в нем освещены. Непонятно, что конкретно хотят им решать. Закон не распространяется на взаимоотношения по закону о концессиях. О том, что аренду хотят ограничить с точки зрения инвестиций в коммунальном секторе, разговоры ходят давно. Но есть еще гражданский кодекс, который предполагает, что аренда не будет предполагать инвестиций в арендуемое имущество. Поэтому для ЖКХ оставлен единственный законный способ участия инвесторов – договоры концессии. ГЧП будет ориентировано на этот процесс», – полагает Владилен Прокофьев, добавляя, что правительство нацеливает инвесторов на договоры концессии.
«Этому есть несколько причин: чтобы не вымывалось государственное имущество, более того, закон «О концессионных соглашениях» прописывает усиленный процесс контроля над частными операторами. Поэтому правительство ратует за концессию, а не договоры аренды. Поскольку государство заинтересовано в том, чтобы использовать гражданские договоры концессии, предполагающие контроль над социально значимыми объектами ЖКХ. Было достаточно много примеров недобросовестного отношения к такому имуществу. Но сегодня самое громкое дело – инцидент с руководителем Донской водной компании, который арендовал муниципальное имущество, а прибыль из оборота выводили в оффшоры», – говорит Владилен Прокофьев.
Между тем участники уральского рынка электроэнергетики отмечают, что пока концессионные соглашения в Свердловской области не пользуются популярностью.
«Есть закон «О концессионных соглашениях», в котором заложена хорошая идея, – любое публичное имущество отдавать в концессию частным лицам с тем, чтобы они инвестировали, развивали и возвращали имущество по окончанию срока действия договора муниципальному или государственному образованию. В ситуации с электросетями подобного рода договор особо не пошел, поскольку муниципалы если и сдают подстанции, то по договору аренды. На территории Пермского края реализация закона происходит более активно. Есть ряд муниципальных образований, вышедших по второму разу на концессионные соглашения. Возможно, в Свердловской области концессия менее популярна, чем аренда, поскольку процедура торгов на концессионное соглашение чуть более сложна, чем при проведении конкурса на аренду. Может быть, у муниципальных образований нет желания разрабатывать сложную конкурсную документацию», – указывает собеседник «Правды УРФО» из числа участников рынка электроэнергетики.
В КЭС-Холдинге, а также ОАО «ЮТЭК» к моменту сдачи материала на вопросы «Правды УРФО» относительно законодательной инициативы не ответили.
«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.
Справочно: По данным Центра развития государственно-частного партнерства, УрФО не слишком активно занимается реализацией проектов в сфере ГЧП.
Так, УрФО занимает пятое место в России по объему реализующихся проектов в сфере ГЧП. В УрФО реализуется всего 27 проектов, тогда как в Сибирском федеральном округе 103, в Центральном – 59, Северо-Западном — 43, Приволжском – 36.
Причем самый большой объем вложений в сфере ГЧП приходится на ЯНАО – 355, 2 миллиарда рублей, однако на Ямале реализуется незначительное число инвестпроектов – четыре. Это строительство моста через реку Надым (железнодорожная трасса Надым – Салехард, автотрасса Сургут – Салехард), строительство моста через Обь в районе Салехарда (железнодорожная трасса Надым – Салехард), строительство моста через пойму реки Юрибей (трасса Обская – Бованенково), а также создание в ЯНАО международного туристско-рекреационного хаба полярного туризма.
Второе место по объемам средств, вкладываемых в ГЧП, занимает Свердловская область. В совместные с бизнесом инвестпроекты вкладывается 217,4 миллиарда рублей и реализуется больше всего проектов в УрФО – восемь. Это развитие транспортного узла в Екатеринбурге, строительство блока мощностью 410 МВт на Среднеуральской ГРЭС, второй этап реконструкции аэропорта «Кольцово», строительство Демидовской ТЭС мощностью одна тысяча МВт (проект УГМК), особой экономической зоны «Титановая долина», строительство четвертого блока «БН-800» и пятого блока «БН-1200» на Белоярской АЭС и проект застройки «Академического» в Екатеринбурге.
Третьим по объему вложений в УрФО считается Ханты-Мансийский автономный округ – 196, 3 миллиарда рублей, здесь реализуется три проекта на условиях софинансирования с государством. Это проекты развития коммунальных служб Сургута, Пыть-Яха и Сургутского района.
Далее идет Челябинская область – 138,8 миллиарда рублей с реализуемыми тремя проектами, среди которых: строительство и реконструкция малой ГЭС мощностью 1200 КВт в существующем здании Аргазинского гидроузла на реке Миасс, четвертая очередь очистных сооружений канализации в городе Верхний Уфалей и модернизация трамваев в Златоусте.
В Тюменской области реализуется два проекта на общую сумму 91,1 миллиарда рублей. В партнерстве с государством строится металлургический завод по производству сортового проката и проект по строительству транспортной развязки в разных уровнях на пересечении железной дороги Москва – Владивосток.
Меньше всего вложений в сфере ГЧП в Курганской области – 14,4 миллиарда рублей, однако в Зауралье реализуется шесть проектов. Это строительство Курганской ТЭЦ-2, целевая программа Курганской области «Модернизация систем коммунального теплоснабжения Курганской области на 2011–2015 годы», реконструкция инфраструктуры водоснабжения Кургана, строительство автоматизированной котельной в рабочем поселке Варгаши и целевая программа «Развитие системы водоснабжения и водоотведения города Шадринска на 2009–2020 годы».
2 комментария к “Минэкономразвития покусилось на 16 миллиардов ЖКХ УрФО”
Кроме модернизации есть еще энергоэффективность. Тоже сказки.
Государство должно думать о том, что будет с коммуналкой через 5-10 лет. Эти, с позволения сказать, частные инвесторы, берут оборудование в аренду и пользуют его для извлечения прибыли, а потом хоть потоп. А мы куда? Они, эти «инвесторы», имеют жилье в других странах или в столице, им бояться нечего. А слово модернизация — это сказки, для взрослых.