В храмах и церквях Свердловской области начался сбор подписей в поддержку игумена греческого Ватопедского монастыря игумена Ефрема. Служителя церкви арестовали еще 24 декабря 2011 года по обвинению в злоупотреблениях при обмене недвижимостью между монастырем и государством, что якобы причинило крупный ущерб дышащей экономики Греции. Пожилого игумена после задержания поместили в одиночную камеру, как особо опасного преступника. Арест произошел после его возвращения из России, куда он ездил в качестве хранителя одной из главных общехристианских реликвий – чудотворного Пояса Богородицы. Поддержку греческому священнослужителю уже высказали Патриарх всея Руси Кирилл, МИД РФ, Фонд Андрея Первозванного во главе с президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным, ряд российских политиков.
Впрочем, наверняка, самым важным аргументом в борьбе за игумена может стать скорая мобилизация людей веры – прихожан. Только в Свердловской области митрополия ожидает получить листы с несколькими десятками тысяч подписей. В канцелярии Екатеринбургской митрополии уже готовы опросные листы, они разосланы по храмам и приходам в необходимом количестве. Планируется, что после завершения сбора подписей, который продлится около недели, бумаги, сопроводив их письмом с просьбой об освобождении игумена Ефрема, отправят в Московскую патриархию. После чего челобитная посылка улетит в Грецию.
«Мы далеко от Москвы, у нас нет посольства Греции в Екатеринбурге. Поэтому такой способ выражения поддержки вполне оправдан и логичен. Работа идет интенсивно, наш маленький приход собрал уже более 1500 подписей», — говорит клирик храма Иннокентия Московского, священник Владимир Зайцев.
По словам отца Владимира, действия греческих властей вызывают крайнее удивление и серьезные сомнения в способности правительства преддефолтной страны адекватно оценивать происходящее. Руководители государства были уличены в подделке документов, отражающих реальную ситуацию в экономике страны и, таким образом, лукавили и держали в заблуждении чиновников Евросоюза. РПЦ не стала бы вмешиваться в дела Константинопольского Синода и Патриарх Кирилл выдержал паузу, не будь ситуация с преследованием игумена Ефрема очередным жестом перед получением транша из Европы, говорит отец Владимир. Власти Греции используют любые формы отвлечения внимания от реальных проблем и стараются отсрочить развязку критической ситуации в экономике.
«Можно было бы сказать, что суд разберется и там экономика, не дело Церкви. Но и население Греции видит государственную истерику и за пределами страны это очевидно. Сокращение госаппарата, продажа островов, теперь атака на Ватопед – это выглядит дико. Игумен Ефрем, человек такого уровня церковного менеджмента вряд ли мог совершить ошибки, в которых его обвиняют. Европейские кредиторы не дремлют, а в Греции, вместо того, чтобы, например, системно пересмотреть подход к труду, предпринимают вот такие шаги. Нужно спокойно пережить это время, оно закончится позором греческой прокуратуры», — сказал корреспонденту «Правды УРФО» отец Владимир.
В России игумен Ефрем стал известен до начала уголовного преследования. Именно он выступал одним из инициаторов и соорганизатором визита в Россию важнейшей религиозной реликвии, которая хранится в монастыре Ватопед на Афоне — чудотворного Пояса Богородицы. Святыня впервые покинула стены монастыря и прибыла в Екатеринбург 24 октября. В столице Урала Пояс находился три дня в Храме-на-Крови, где совершались непрерывные молебны, а сам Храм был открыт круглосуточно. Реликвия побывала в 14 городах России. Места паломничества посетило три миллиона человек. Первоначально святыня должна была вернуться на Афон 23 ноября, но срок ее пребывания в России продлили из-за большого числа желающих поклониться ей. И только 28 ноября реликвия улетела в Грецию.
Председатель «Общества Святой Великомученицы Екатерины» Василий Андриянов считает, что в деле Ефрема экономикой прикрывают политику. Атака на игумена является сигналом православным силам, что в возрождении соборности, которое отчетливо продемонстрировал небывалый интерес к миссии Ватопедского монастыря и РПЦ, устраивает далеко не всех.
«В 2010 году стерпели, когда в Россию при участии Ефрема была привезены мощи Святой Екатерины. В этот раз уже жестко отреагировали с намеком, чтобы такого больше не было. Коррупционный скандал – это не самое важное, да и он – не самый главный фигурант. Европейский Суд по Правам Человека постоянно указывает России на заключенных по экономическим статьям в досудебной стадии, а сами почему-то не замечают посаженного игумена. Самостоятельность Ватопедского наставника заставила греческую и европейскую бюрократию вмешаться и указать, что нельзя принимать решения без согласования с чиновниками», — считает православный политолог Андриянов.
Екатеринбургские миряне отмобилизуются и соберут подписи по зову души, уверен Андриянов. И это дело добровольное, никакого принуждения к подписанию тут быть не может. Наблюдатели отмечают, что церковь впервые для трансляции своих интересов использует средства и практики гражданского общества. И сбор подписей как одна из форм гражданской активности не входит в противоречие с церковными канонами. Первым сигналом об этом стало то, что осенью 2011 году Уральская епархия была разделена на три части – Екатеринбургскую, Нижнетагильскую и Каменскую. Все они вошли в Екатеринбургскую митрополию. Владыка Викентий был назначен митрополитом Ташкентским и Узбекистанским, а на его место пришел архиепископ Ярославской и Ростовской епархии Кирилл. Нижнетагильскую возглавил архимандрит Иннокентий, в Каменской – начал работать игумен Серафим. Кстати, он был недавно отозван по решению Священного Синода. На его место источники интернет-газеты «Правда УРФО» пророчат секретаря Екатеринбургской епархии архимандрита Пимена.
Фактически это является повторением вертикального принципа, используемого в построении государственного аппарата в России. Прямой аналог – это институт полпредства. Церковь начинает переход к использованию мирских, гражданских средств взаимодействия с обществом и государством. Которые, возможно, выполняют задачи Церкви по расширению аудитории влияния и сближению с народом.